Ольга Куликова
Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе «Бабушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка (актуальность)
Слово «бабушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Ещё недавно в нашей стране в силу определённых социальных условий именно бабушки и дедушки помогали своим детям воспитывать внуков. Сегодня, многие родители широко пользуются услугами частных детских садов, профессиональных нянь и гувернанток. Но, как и прежде, для каждого ребёнка бабушка является совершенно особым человеком.
Публикация «Краткосрочный проект в подготовительной к школе группе „Бабушка“» размещена в разделах
Настоящий проект «Бабушка» имеет ярко выраженную социальную окраску. Работа по созданию данного проекта велась с учётом требований, предъявляемых федеральным государственным образовательным стандартом к организации образовательной деятельности через реализацию задач различных образовательных областей. Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье; формирование позитивных установок к различным видам труда.
Создавая наш проект, мы преследовали идею почитания близких, старшего поколения.
Организация детской познавательной деятельности строится на идеях гуманизма, активного приобщения детей к социо – культурному наследию, гармонизации развития личности ребёнка.
Особенностями реализации познавательного материала являются формирование у детей гендерной, семейной принадлежности, воспитание эмоционально – ценностного отношения, предполагающего развитие эмоциональной сферы дошкольника (удивление, догадка, радость познания и др., развитие действенно – практической направленности поведения.
Участие взрослых (педагогов, родителей) является важной составляющей совместной реализации детского замысла. Подчё ркивая необходимость положительных взаимоотношений между членами семьи: родителями, и детьми, братьями, сёстрами, бабушками, дедушками. Всё это помогает дошкольникам понять значение нравственных основ семьи, социальных традиций.
Наш проект призван укрепить семейные связи, поддержать активную позицию ребёнка, проявляющего интерес к своим бабушкам.
Вид проекта : исследовательский
Тип проекта :
- По числу участников: групповой
- По времени проведения: краткосрочный (один месяц)
Срок реализации: сентябрь 2015 года
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители.
Возраст участников: 5 – 6 лет
Проблема проекта : укрепление семейных связей, почитание старшего поколения.
Цель проекта :
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости ребёнка–дошкольника, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Задачи проекта :
- формирование у детей дошкольного возраста гендерной, семейной принадлежности;
- расширять знания детей о своей семье;
- воспитывать заботливое отношение детей к членам своей семьи, к бабушкам.
- укрепить связи между поколениями в семье.
Ожидаемые результаты:
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к людям пожилого возраста;
- расширение кругозора;
- развитие интереса детей к поисковой деятельности, проявление инициативы;
- установка доверительных отношений между взрослыми и детьми в процессе совместной реализации детского замысла;
- развитие художественного творчества, эстетического восприятия;
Продукт проектной деятельности :
Поздравление ко Дню пожилого человека:
- оформление сюрприза для бабушек : открытки к празднику;
- организация мини концерта «Бабушку свою люблю».
Этапы проекта :
1 этап. Подготовительный
Создание ситуации, в ходе которой группа пришла к формулировке исследовательской задачи.
Полина Т. Высказала своё мнение о своей бабушке. К её высказыванию присоединились другие воспитанники группы, высказывая наравне с ней свои позиции. Дети становятся субъектами диалога.
Педагог организует проблемную ситуацию, но не предлагает свои варианты её решения, а помогает детям сформулировать исследовательскую задачу: «Почему бабушку называют бабушкой? Какое место она занимает в нашей жизни?»
2 этап. Выполнение проекта
Сбор информации по теме.
Основным способом получения ответа является опрос членов семьи. Дети совместно с родителями записывают результаты опроса на альбомном листе, подбирают фотографии своих бабушек и т. д.
Оформление исследовательского альбома.
Результаты исследований детей фиксируются в специальном альбоме. Опираясь на принесённый из дома материал, дети легко находят ответ на поставленный вопрос и с удовольствием участвуют в его обсуждении, делают выводы. Но ребёнок не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи, помогает воспитатель. Воспитатель выполняет вспомогательную функцию, следуя за замыслом воспитанников, участвуя в их диалоге. Воспитатель подводит детей к сюжетно–ролевой игре «Бабушка», применяет средства художественной литературы (зачитывает стихи о бабушке, загадывает загадки по теме проекта).
В итоге дети приходят к выбору наиболее правильного, с их точки зрения, ответа.
Результаты выбора и проверки правильности ответа дети передают через рисунок, на котором каждый изобразил выражение своего отношения к бабушке.
Вопрос применения данного проекта решается через желание детей сделать для своей бабушки что-то хорошее, доброе. Воспитатель рассказывает дошкольникам о предстоящем празднике Дне пожилых людей, о его значении. Предлагает воспитанникам подумать, как они хотели бы поздравить свою бабушку? В процессе детского обсуждения группа решает подготовить поздравление для бабушек ко Дню пожилых людей, изготовить своими руками поздравительные открытки.
3 этап. Презентация проекта
Презентация проекта проходила в форме небольшого концерта для бабушек с вручением подарков – поздравительных открыток, сделанных руками дошкольников. Такая форма продукта нашего проекта имеет большую социальную значимость для развития ребё нка: участвуя в поздравительном мероприятии ко Дню пожилых людей, дошкольники получили опыт реализации познавательной инициативы. Работа над проектом не только обогатила детей нашей группы знаниями и стимулировала их познавательную активность, но и повлияла на организацию образовательной деятельности. Дети с большим интересом и увлечением самостоятельно изготовили поздравительные открытки для бабушек, с желанием и артистизмом прочитали им стихи, пели песни, танцевали.
Старшее поколение бабушек присутствующее на поздравительном мероприятии почувствовали заботу и внимание со стороны своих внуков. Мы добились укрепления связи семейных взаимоотношений, формирования позитивной установки взаимоотношений ребёнка и окружающего мира.
4 этап. Результаты.
После презентации работа с проектом не заканчивается. Мы совместно с детьми организовали выставку материалов проекта. Ещё раз, закрепив и систематизировав знания, полученные в ходе работы над проектом.
По окончании выставки, проект включили в библиотеку методических разработок детского сада, разместили на сайте нашего образовательного учреждения, сделав его общедоступным и для педагогов, и для родителей.