Наталья Чертова
Конспект НОД в подготовительной группе «Бабушка-Забавушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Чертова Наталья Борисовна,
воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с № 96»
г. Воронежа
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «В гостях у бабушки-Забавушки».
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интегрированные образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное и физическое развитие.
Темочки:
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью, бытом, традициями и творчеством русского народа.
Задачи:
1. Систематизировать представления о России.
2. Воспитывать любовь к Родине.
3. Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, рубель, самовар).
4. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами, потешками.
5. Развивать связную монологическую, диалогическую речь и коммуникативные умения при помощи социально-игровых подходов и театрализации.
6. Совершенствовать грамматический строй речи.
7. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление, координацию речи с движениями.
8. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Оборудование:
Демонстрационный материал: карточки со словами Родина; предметы домашнего русского быта: русская печь, чугунок, ухват, самовар, рубель; плетень, маски животных, костюм для ведущей, деда Егора, бабы Варвары; поднос с пирожками (угощение, костюм для бабушки-Забавушки.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении слова «Родина», рассматривание российского флага, герба.
Чтение загадок, заучивание пословиц, потешек, инсценировка потешки, рассматривание иллюстраций по теме «Россия – Родина моя», открыток с видами города Воронежа.
Содержание
Восп. – Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети здороваются.
Упражнение «Ладушки» (называют свои имена).
Восп. – Сегодня мы поговорим с вами на очень важную и интересную тему, но сначала отгадайте загадку:
Здесь родился, живёшь,
Уезжаешь – скучаешь,
Как зовут это место,
Знаешь? (Родина)
Дети отгадали.
Восп. – Правильно. Это Родина. (карточка со словом выставляется на доску)
Как вы понимаете, что такое «Родина?»
Дети – Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живём.
Восп. – Как называется страна, в которой мы живём?
Дети – Россия (карточка со словом выставляется на доску)
Восп. – А какая она, наша Россия?
Дети – Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.
Восп. – Россия – наша Родина. А как называется наша малая Родина?
Дети – Город Воронеж.
Восп. – Есть много пословиц и поговорок, которые сложил русский народ о Родине. Давайте их назовё м:
Жить – Родине служить.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Где кто родится, там и пригодится.
Всякому мила своя сторона.
Родина любимая, что мать родимая.
Восп. – Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению её защищать от врагов. Как Россию называли в старину?
Дети – Русь. (карточка со словом выставляется на доску)
Восп. – Да. Русь-матушка, святая Русь.
Давайте прочитаем эти три слова: Родина, Россия, Русь и определим количество слогов.
Дети выполняют задание.
Восп. – Ребята, наша Родина богата не только своей природой, полезными ископаемыми, просторами, но и своими добрыми традициями. Из глубины веков до нас дошли добрые сказки, загадки, шутливые потешки, мудрые пословицы и поговорки. Все эти виды народного творчества принято называть словом «Фольклор», что означает «народная мудрость».
Вы хотите узнать, как жили наши предки в старые добрые времена?
Дети – Да.
Восп. – Тогда я предлагаю вам отправиться в гости к Бабушке-Забавушке. А для этого надо взяться за руки и сказать волшебные слова:
Ножки, вы, ножки
Бежали по дорожке.
Бежали по лесочкам,
Прыгали по кочкам.
Прыг – скок, прыг – скок,
Прибежали на лужок,
Да и встали в кружок.
Лады, лады, ладушки,
Прибежали к бабушке.
К нашей милой бабушке,
Бабушке-Забавушке.
Пришли твои ребятушки,
Милые внучатушки.
(Детей встречает воспитатель, переодетая в Бабушку-Забавушку)
Б. З. – Здравствуйте, детушки-малолетушки!
Я Бабушка-Забавушка.
Люблю песни петь, играть и ребяток забавлять. Ну, внучатки, не стесняйтесь, поудобнее располагайтесь.
Дети садятся в русской избе.
Б. З. – Зачем пришли-пожаловали?
Дети – Мы пришли узнать, как жили на Руси наши предки.
Б. З. – Хорошо, расскажу и покажу. Только достану заветную шкатулочку. А в ней загадки. Вы послушайте внимательно и попробуйте отгадать.
1. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь)
Ребята, самое главное в деревенской избе – печь. Она отапливала жильё, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду.
Не зря в старину говорили: «Печь – нам мать родная».
Кто ещё знает загадку про печь?
Дети называют.
Б. З. – А что у нас сейчас вместо печи дома?
Дети – Газовая, электрическая плита.
Б. З. – А тепло нам в квартире что даёт?
Дети – Батареи.
Б. З. – Как вы думаете, если бы у нас в квартире была печь – это хорошо или плохо?
Хорошо
• тепло
• вкусная еда
• приятно, когда трещат дрова
Плохо
• много места занимает
• нужны дрова
• может быть пожар
• дым от печки.
Б. З. – Следующая загадка:
2. К низу узок, верх широк, не кастрюля – (Чугунок)
Б. З. вместе с детьми обговаривает назначение данного предмета и чем пользуются сейчас (кастрюля).
3. Из русской печи
Кашу из печи тащи,
Чугунок очень рад,
Что его схватил … (Ухват)
Дети – Сейчас вместо ухвата – прихватки.
Б. З. – 4. Это что за паренёк
В золотой рубашке
Разливает кипяток
В золотые чашки?
Разливает кипяток –
Приглашает на чаёк! (Самовар)
Дети – Самовар в настоящее время заменили чайником.
Б. З. – 5. Ребрист, но очень голосист. (Рубель).
Б. З. рассказывает детям о том, что рубель – это предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для стирки и глажки белья. Также он использовался и используется в настоящее время как музыкальный инструмент. Дети называют, что сейчас используется в хозяйстве вместо рубеля (стиральная машина и утюг).
Б. З. – Люди сочиняли не только загадки весёлые, но и мудрые пословицы. Какие вы знаете?
Дети называют:
Жизнь дана на добрые дела.
Умелые руки не знают скуки.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Б. З. – Раньше в старину на Руси мамы и бабушки пели для своих деток весёлые песни-потешки. Какие вы знаете?
Дети проговаривают потешки:
«Потягунюшки», «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса», «Солнышко»
Б. З. – В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом.
Вот послушайте: (ребёнок проговаривает)
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Б. З. – Давайте в потешку поиграем.
Инсценировка потешки.
Тень-тень-потетень
Выше города плетень.
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
– Похвалялася лиса:
Всему лесу я краса!
И пушиста, и хитра,
Все следы я замела!
– Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк!
Но сегодня добрый,
Никого не трогаю.
– Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка!
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков!
– Похвалялся козё л:
Огород я обошёл,
Всем я грядки прополол,
Да и по воду пошёл.
– Похвалялась Жучка:
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу.
– Похвалялась Мурка-Дымчатая шкурка:
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
– Похвалялся дед Егор:
У меня скотины двор:
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
– Похвалялась Варвара:
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
– все вместе (хоровод) :
Тень-тень-потетень
Выше города плетень.
Все мы вышли под плетень,
И гуляли мы весь день.
Б. З. – Спасибо всем, ребятки-внучатки.
Хорошо вы меня распотешили.
Советую вам больше читать, родителей почитать,
Да меня не забывать.
А печка вам пирожков напекла.
Попьёте с чаем из самовара.
Дети говорят волшебную присказку:
Ножки, вы, ножки,
Бежали по дорожке.
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прибежали на лужок,
Да и встали в кружок.
Раз, два, три, четыре, пять – мы в саду своём опять!
Восп. : Ребята, понравилось вам в гостях у бабушки-Забавушки?
Пойдём чай пить с пирожками.