елена смирнова
Проект «Русская кукла» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и игрушки - это часть народной традиции. В далёком прошлом с их помощью обучали детей труду, они были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Игрушки сегодня радуют, удивляют,изумляют и дети острее взрослых ощущают их необычность. Куклы с незапамятных времён были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас часть мира наших предков: обряды и предания, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передавать знания о мире из поколения в поколение.
Публикация «Проект „Русская кукла“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитывать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. Чем раньше ребёнок почувствует свои "корни памяти", тем охотнее он будет обращаться к опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Однажды один из моих воспитанников привёз из деревни самодельную куклу- "Кубышку" -травницу. У детей сразу возникло множество вопросов: что внутри? Из чего сделана? Как? Какие ещё бывают тряпичные куклы? Чтобы ответить на все эти вопросы и появилась идея создания проекта "Русская кукла".
Реализацию проекта осуществляют:
воспитатели, дети и их родители.
Этапы реализации проекта:
1. Изучение истории возникновения народной куклы.
2. Изучение видов кукол.
3. Изучение технологии изготовления кукол.
4. Изготовление обереговых кукол.
5. Презентация проекта.
Цель: формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы.
Задачи проекта:
1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.
2. Формировать знания о разнообразии и назначении русской куклы.
3. Учить детей изготавливать куклы своими руками.
4. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.
Формы и методы работы с детьми:
Игровой - д/и "Найди пару", "Узнай элемент узора", "Народные промыслы"; народные подвижные и хороводные игры "Ляпки", "Жмурки", "Дрёма", "Травянка"; сюжетно-ролевые игры "Деревенская семья", "Дочки-матери".
Познавательный - рассматривание иллюстраций с народными игрушками и промыслами.
Практический - изготовление тряпичных кукол.
Словесный - заучивание потешек, народных песен "Во поле берёзка стояла", "Я на камушке сижу", " Во саду ли в огороде", песесен-закличек "Весна, весна красна", "Жавороночек на проталинке". Беседы - "Как выглядели куклы раньше", "Русская народная игрушка".
Работа с родителями заключалась в проведении мастер-класса по изготовлению куклы "Закрутки", размещении консультаций на тему "Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре", "Народная кукла в игре современных детей". Также были изготовлены буклеты с пошаговой инструкцией по изготовлению простейшей куклы "Кувадки", чтобы родители могли дома совместно с детьми сделать её. Также родителям был предложен список русских народных сказок о куклах " Василиса Прекрасная", "Князь Данила - Говорила", "Морской князь и Василиса Премудрая".
Предшествующая работа:
1. Поисковая работа по изучению видов русских народных кукол.
2. Изучение традиций изготовления русских народных кукол.
3. Выбор кукол и подбор материалов для их изготовления.
В ходе реализации проекта дети подготовительной к школе группы узнали о целях, способах изготовления обрядовых кукол, нашли применение сделанным своими руками куклам в игровой деятельности.
Итогом проекта "Русская кукла" стало создание мини-музея русской народной тряпичной куклы. В нём также имеется календарь обрядовых народных праздников и примет, сундучок с материалами, из которых в старину изготавливали куклы.