Алла Авсецина
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Водичка, водичка…»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект в первой младшей группе «Водичка, водичка
…»
[/b]
Срок реализации: 7 дней.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.
Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста.
Публикация «Краткосрочный проект в первой младшей группе „Водичка, водичка…“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
С целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде, в детском саду был разработан проект «Водичка, водичка…» для детей младшего дошкольного возраста.
Человек - часть природы: он не может жить вне нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий мир. Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дошкольники узнают, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).
Участники: Воспитатели Авсецина А. А., воспитанники первой младшей группы «Солнышко».
Цель проекта:
1. Развивать у детей представления о природном объекте – вода.
2. Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
3. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
Задачи проекта:
1. Подвести детей к пониманию:
- вода может находиться в жидком и твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду, летом идет дождь, зимой – снег, снег в тепле тает (превращается в воду);
- в воде растворяются соль, сахар, гуашь, песок – не растворяется;
- вода прозрачная, без запаха, без вкуса;
- роли воды в жизни человека, растений, животных.
2. Закрепить представления детей:
- вода не имеет формы;
- вода течет, журчит, разливается, ее можно пить, наливать, переливать.
- вода бывает холодная, теплая, горячая.
3. Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания воспитателя.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская.
Итог проекта: Создание презентации.
Ход занятия №1:
Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
-Да, ребята без воды мы не сможем жить. Она нужна нам прежде всего для жизни, потому что человек на 80% состоит из воды. Она нам просто жизненно необходима.
-А для чего нам нужна еще вода, что мы с ней делаем? (ответы детей).
-Да ребята, вода еще и наша помощница.
-Поэтому, мы должны ее беречь!
-Знаете как и почему? (ответы детей).
Физ. минутка:
«Капельки и тучка»
Капельки бегают, прыгают, играют.
Образуют ручейки (берутся парами)
Встретились ручейки и стали большой рекой. (соединяются одной цепочкой)
Плывут капельки большой рекой, путешествуют.
Текла-текла река и попала в большое море. (идут хороводом и имитируют волны).
Вспомнили капельки, что их мама тучка ждет, и испарились. (бегут на стульчики).
-Ребята, а теперь, как настоящие ученые, мы с вами будем проводить опыты с водой, выясним ее свойства.
Опыт №1: «Прозрачная вода»
Задача: Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).
Материалы: Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, стеклянная банка с узким горлышком, ложки, лейки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание: На столе две одинаковые, непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их.
Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее?
Открываем банки: одна пустая – поэтому легкая, другая наполнена водой, поэтому тяжелее.
Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Ребята давайте заполним стеклянную банку водой. Для этого я вам предлагаю на выбор различные емкости.
- Чем удобнее наливать? (ковшиками)
-Как сделать, чтобы вода не пролилась на стол? (использовать лейку)
- Что мы делаем? (переливаем, наливаем воду)
-Что делает водичка? (льется)
-Послушаем, как она льется. Какой издает звук? (с-с-с-с)
-Когда емкости заполнены, детям предлагается поиграть в игру: «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку).
-Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?
-Что мы с вами узнали о воде, какая она? (прозрачная, без вкуса, без запаха,не имеет формы, льется, имеет вес).
Воспитатель читает стихотворение:
«Я воду в стакан из-под крана налил.
На свет посмотрел – она очень прозрачна
Понюхал ее и немного отпил
Нет вкуса, нет запаха.
Все однозначно».
Ход занятия №2:
Воспитатель загадывает загадку:
«Меня пьют,
Меня льют
Всем нужна я,
Кто я такая?»
(Вода).
-Да, ребята это вода, она нам всем очень нужна.
-А, растениям вода нужна?
-Зачем? (чтобы жить, растения не могут без воды, они без нее погибнут).
-А животным нужна вода и для чего? (чтобы пить, утолять жажду, чтобы жить).
-Ребята, а вы знаете, что вода является средством обитания, для некоторых животных? (каких).
-Хотите поиграть в интересную игру? (ответы детей)
Дид. игра: «Посели животное».
-Водные обитатели заблудились и никак не найдут свою речку. Поможем им?
-На столе лежат карточки. Ребята, вам надо выбрать тех животных, которые живут в водоемах (берем карточку, называем животное).
-Дети выбирают, водных обитателей.
Физ. минутка:
Моем шею, моем уши (трем ладонями лицо)
Вытираем их по суше (вытираем полотенцем)
Чистота всего дороже (грозим пальцем)
Мы и зубы чистим тоже (чистим зубы)
Раз-два-три, раз-два-три (хлопаем в ладоши)
Зубы щеткой чище три (чистим зубы).
- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с ее некоторыми свойствами.
Опыт №2:«Тонет или плавает»
-Опускаем предметы поочередно в воду и наблюдаем.
-Камушки и железки опустились на дно сразу (потому что тяжелые)
-Листики и тряпочки поплавали и утонули (потому что намокли, стали тяжелыми)
-Пластиковые игрушки и кубики плавают на поверхности (потому что они не промокают).
Ход занятия №3:
Воспитатель читает стихотворение:
Чудеса творит водица,
Не устали мы дивиться –
Кораблям доплыть поможет,
Рыбку спать она уложит.
И желанна каждый час.
Вода – волшебница у нас.
Ребята мы сегодня поговорим с вами о воде. Вода нужна всем. Одним чтобы жажду утолить, другим чтобы плыть, а хозяйкам чтобы кушанья разные готовить. И всем-всем, чтобы купаться, умываться.
-А вам ребята для чего нужна вода? (Ответы детей)
-А кому еще нужна вода? (Ответы детей)
-А вы знаете потешки про водичку?
Проговаривание потешки:
«Водичка, водичка умой мое личико…»
Физ. минутка:
Ой, лады, лады, лады (хлопаем в ладоши)
Не боимся мы воды (повороты вправо-влево)
Часто умываемся, вот так (проводим ладошкой по лицу)
Маме улыбаемся – вот как! (улыбаемся)
-Ребята, а хотите больше узнать о воде?
Говорят она везде,
В тучах, море, океане,
В ручейке, на кухне в кране.
-А еще она спряталась у нас в картинках. (Просмотр картинок, где можно встретить воду).
-Вот вы ребята и убедились, что вода везде.
-А откуда берутся: дождь, лужи, снег, ручьи, реки, моря?
-В природе ребята все взаимосвязано. Сначала идет дождь, и на земле образуются лужи, из них вытекают маленькие ручейки, которые впоследствии попадают в реки и озера, моря и океаны. А когда светит солнышко, то водичка начинает испаряться в виде совсем маленьких, почти невидимых капель на небо. Там маленькие капельки собираются вместе и образуют облака. Когда капелек станет совсем много-много, облако превратится в тучку и снова пойдет дождь. Такое явление называется «Круговорот воды в природе» - и так бесконечно.
-Хотите мы с вами сделаем маленький макет этого явления?
И каждый день будем за ним наблюдать.
Опыт №3:«Круговорот воды в природе».
1. Нам потребуется один пакет на «молнии», вода, пищевой краситель (синего цвета).
2. Подкрасить небольшое количество воды, капнув в нее 4-5 капель синего пищевого красителя.
3. Для большего правдоподобия на пакете можно нарисовать тучки и волны, а затем налить подкрашенную воду.
4. Запечатать пакет и с помощью липкой ленты приклеить его к окну. Результата придется немного подождать, но оно того стоит. (Дети смогут наблюдать, как дождь льется прямо в маленькое море).
Чтение художественной литературы:
- «Мойдодыр» К. Чуковского.
Ход занятия №4:
Воспитатель читает стихотворение:
Капля с капелькой слетела,
Капля капельку задела,
Капля с капелькой слилась,
Вот и лужа налилась!
-Ребята, о чем это стихотворение? (о капельке)
-А вы знаете, что капелька это тоже вода? И в луже очень много капелек!
-Давайте мы с вами нарисуем капельку.
Проговаривание потешки:
«От водички, от водицы
Все улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Детки умываются,
Солнцу улыбаются».
-Ребята хотите мы с вами продолжим проводить опыты с водой?
Опыт №4:
Задача: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
Материал: Мука, сахар, краски, стаканы с чистой водой, ложки, подносы.
Описание: Перед детьми на подносах стаканы с водой, ложечки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
- Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахар?
-Воспитатель добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось?
-Что произойдет если мы в воду добавим краску? Добавляем краску, перемешиваем. Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет вода, она стало непрозрачной).
-Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
-Какие вещества растворились в воде?
-Какие вещества не растворились в воде?
Физ. минутка:
«Мячи в воде»
Мы превратились в мячи и плаваем в воде. (дети ставят руки на пояс, произвольно двигаются, медленно кружатся).
На мячи нажали рукой и опустили их на дно. (считают до 5, кладут руку на голову и приседают).
А теперь руки опустили, мячи выпрыгнули из воды. (ставят руки на пояс, подрыгивают, и снова передвигаются).
Ход занятия №5
Воспитатель читает письмо от Айболита:
«Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще,
Я грязнуль не выношу!»
Вот такое письмо нам прислал Айболит. Но он, наверное, не знает, что мы хорошо с вами знаем правила умывания.
Давайте повторим и покажем:
«Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу
Оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько
Мойся, мойся
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!»
А теперь ребята, мы с вами проведем еще один опыт с водой.
Опыт №5: «Замершая вода»
Задача: Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
Материалы: Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картина с изображением айсберга.
Описание: Перед детьми миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.
-Может ли вода быть твердой?
-Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (вода превратится в лед).
-Рассмотрим кусочки льда.
-Чем лед отличается от воды?
-Можно ли лед лить, как воду?
-Дети пробуют это сделать. Какой формы лед?
-Лед сохраняет форму? Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
-Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусочек льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (верхняя)
-В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки)
-Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть.
-Ребята посмотрите на лед, который лежал в тарелке. Что произошло?
-Почему лед растаял? (в комнате тепло)
-Во что превратился лед?
-Из чего состоит лед?
Чтение стихотворения: «Девочка чумазая» А. Л. Барто.
Ход занятия №6:
Воспитатель читает загадку:
«Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы.
Кто тогда нам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук?
Без чего не могут люди
Дня единого прожить,
Без чего не могут люди
Ни готовить и ни пить.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды,
Жить нельзя нам без воды!»
-Правильно, нельзя нам без воды. Вы любите водичку?
Проговаривание потешки:
«В руки мыло мы возьмем,
И водичку мы польем.
Моем руки быстро, быстро
Моем руки чисто, чисто.
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!»
-Ребята, хотите увидеть настоящее чудо? И в этом нам поможет снова волшебница вода!
Опыт №6:"Цветы лотоса"
Материал: Цветы лотоса вырезанные из бумаги, вода в чашке.
Описание: Опускаем цветы лотоса в воду. И буквально на ваших глазах лепестки цветов, начнут распускаться.
-Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее, и лепестки раскрываются.
Игра: «Кораблики плывут»
-Вот наше море, а вот и кораблики.
-Берем кораблик и отпускаем его в открытое плавание.
-Ветер подул и кораблики отправились в путешествие (дети дуют на кораблики)
Физ. минутка:
«Дождик, дождик, кап – кап – кап, (поднимаем руки вверх)
Мокрые дорожки (медленно через стороны опускаем руки)
Все равно пойдем гулять, (шагаем на месте)
Топ – топ – топ – топают сапожки. (поочередно выставляем в перед ноги)»
-Воспитатель: Всем нужна водичка:
И рыбке и птичке
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И котятам и тигрятам,
Даже маленьким ребятам.
Везде и всегда помогает нам вода!
-Вместе с детьми: Давайте же, мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться, в ушате, корыте, в реке, в ручейке, и в ванне, и в бане всегда и везде вечная слава воде!
Ход занятия №7:
Воспитатель читает стихотворение:
«Вода – это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Какую бы воду, друзья не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда».
-Ребята мы будем с вами воду беречь?
И как мы это будем делать?
Подвижная игра «Капельки и ручеек»:
Цель: закреплять умение бегать в рассыпную, быстро выстраиваться в колонну друг за другом и бегать легким бегом, не перегоняя друг друга.
Ход: дети по сигналу воспитателя (капельки) берут в руки погремушки и бегают врассыпную под веселую музыку. По сигналу воспитателя (ручеек) дети выстраиваются друг за другом и легким бегом двигаются за воспитателем, не обгоняя друг друга.
Опыт №7: «Водяная мельница»
Задача: дать представления о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
Материалы: игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой.
Описание: Может ли вода заставить работать другие предметы?
После ответов детей воспитатель показывает водяную мельницу.
-Что это?
-Как заставить мельницу работать? (после ответов детей)
-Воспитатель берет кувшин с водой и льет воду на лопасти мельницы.
-Что видим? (вода приводит в движение мельницу)
-Дети играют с мельницей. (Отмечая, что, если маленькой струйкой лить воду, мельница работает медленно, а если лить большой струей, то мельница работает быстрее.)
Создание коллективной осенней картины:
-Берем картонный лист. Рисуем деревья, облака, солнце. Затем наносим на рисунок клей пва и посыпаем все обильно солью. Даем высохнуть. И раскрашиваем при помощи пипеток и красок.