Лариса Унагаева
Краткосрочный проект «Сторона моя, сторонушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Сторона моя, сторонушка
Разработали и исполнили
воспитатели: Зеленкина В. Н
Унагаева Л. М.
Вид проекта: познавательно- творческий.
Продолжительность проекта: с 01.09 – 01.10.2018год.
Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет, родители, воспитатели.
Публикация «Краткосрочный проект „Сторона моя, сторонушка“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Основная идея проекта - воспитание у детей чувства причастности к семейской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием; воспитание интереса к истории семейского народа, чувства гордости за принадлежность к нему. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.
Актуальность: В настоящее время особо актуальным является нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становится далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей. Соприкосновение с традициями семейских духовно обогащают ребёнка, воспитывают интерес к жизни и традициям семейского народа, поддерживают интерес к его истории и культуре.
Чтобы дети имели представление о жизни, традициях семейского народа, узнали свои истоки был разработан этот проект.
Цель: Приобщение детей к уникальной культуре семейских, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям, воспитывать интерес и уважительное отношение к жизни семейских.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с культурой, бытом, традициями и окружающей природой родного края.
2. Познакомить с играми, обычаями.
3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.
4. Воспитывать уважительное отношение к семейской культуре.
Ожидаемый результат: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте семейских Бурятии, одеждой наших предков. Расширит представления о народных традициях, обычаях, обрядах. Приобщит детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
Содержание проекта:
Работа с детьми: непосредственно образовательная деятельность: беседы, заучивание стихов, пословиц, поговорок, чтение художественной литературы, экскурсии.
– Работа с родителями: беседы, родительские собрания, папки – передвижки, информационные стенды, экскурсии.
Этапы работы:
Организационный этап:
Подготовительный:
1. Сбор информации из различных источников по теме; обогащение и
дополнение развивающей среды в группе; мини - музей «Семейская изба».
2. Составление тематического
планирования мероприятий.
Практический этап:
Совместная познавательно исследовательская и творческая деятельность
1. НОД «Ознакомление детей с женской и мужской одеждой семейских».
Беседа с детьми на темы: «Семейские», «Семейская изба, подворье», «Одежда семейских».
3. Экскурсия в музей «Семейский быт и культура»: Знакомство с предметами
домашнего обихода, кухонной утвари и подворьем.
4. Рассказы воспитателя о семейской печи.
5. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, песен, семейских народных игр.
Художественно – эстетическое развитие.
1. Рисование -
Роспись: «Семейских сарафанов».
2. Аппликация: «Запон»
3. Лепка: «Посуда»
4. Музыка: Разучивание частушек, танцев.
-Слушание сборника песен семейских.
Развивающие игры:
1. Дидактические, познавательные:
-Д/и «В семейской горнице»
-Д/и «Подбери головной убор к сарафану»
2. Сюжетно – ролевая игра:
«Встречаем гостей».
3. Подвижные игры:
-«У попа»
-«Калечина - малечина»
-«Колдуна»
Ручной труд:
-Изготовление изделий из солёного теста «Пирожки и пироги»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
Центр сюжетно-ролевых игр: создание предметно - развивающей среды и
совместное изготовление атрибутов.
«Встречаем гостей»- чайная посуда, самовар, изделия из соленого теста.
Взаимодействие с семьей.
-Создание папки-передвижки «Как воспитать маленького патриота».
-Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
-Изготовление макета «Семейская изба».
-Сбор предметов для мини - музея
«Доброе слово - Семейские».
-Изготовление лэпбука «Семейский калейдоскоп».
Заключительный этап:
Презентация по проекту
«Ознакомление детей с культурой, бытом и традициями семейских».
Презентация: лэпбука «Семейский калейдоскоп».
Фотоотчет
Литература:
1. Ф. Ф. Болонев О. И. Выхристюк «Певцы и песни Большого Куналея»
Новосибирск 2002год. 207 с.
2. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 –
374 с.
3. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду».
Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
4. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа»,2003 – 256 с.
5. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004 – 128 с.
6. Т. А. Бударина О. Н. Корепанова Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт- Петербург «Детсво- Пресс» 2003г - 394с.
7. Ф. Ф. Болонев «Сокровища земли Тарбагатайской» (очерки истории и культуры) Новосибирск 2002год. 326 с.