Марина Архипова
Конспект открытого занятия в средней группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Обливская станица — донская сторона»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:- Формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, привязанность к родному краю.
- Продолжать углублять знания детей об одежде донских казаков, её назначении, названии, разных её частей.
- Развивать интерес у детей к донским казачьим традициям.
- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям.
- Побуждать детей отражать накопленные представления о казачестве в художественно-прикладном искусстве.
Публикация «Конспект открытого занятия в средней группе по гражданско-патриотическому воспитанию „Обливская станица — донская сторона“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
-Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами (привольный край, вольные казаки, раздольный Тихий Дон); воспитывать любовь к своему краю.
Материалы: презентация, предметы казачьего быта – прялка, лампа, самовар, ложки деревянные и т. д., ватман, вырезанные силуэты для аппликации, клей, кисточка
Ход занятия.
Под музыку дети встают в полукруг. Проводиться утреннее приветствие
Воспитатель :
День необычный сегодня у нас:
Гостей мы приветствовать рады сейчас!
Дети:
«С добрым утром! Здравствуйте!» -
Говорим мы вам с утра.
«Мы желаем всем здоровья,
И конечно же, добра!»
Воспитатель :
Занятие интересное сегодня у нас:
О нашей Родине мы поведём рассказ.
Ребята, как называется страна в которой мы живём?
(Россия)
Восп : Правильно, Россия- наша большая страна, наша большая Родина!
А как называется наша малая Родина, то место где мы родились и живём?
(станица Обливская, наш край- Донской)
Реб. Я родом из Донского края (Даша А.)
На свете нет прекрасней рая
Простор степей, простор песков
Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручён!
Восп : А какие люди здесь живут?
Прекрасный здесь живёт народ. (Дима А.)
Казаки – мир его зовёт
Казак –опора всей России
Он воевал всегда красиво.
Гордится им святая Русь
Гордятся все, и я горжусь.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в прошлое и посмотрим кто и как раньше жил на нашей земле.
Раз, два, три обернись в старине ты очутись! (звучит волшебная музыка)
Хозяйка в курене, под русскую казачью музыку, расставляет тарелки и ложки на столе.
Хозяйка: Здорово ночевали, гости дорогие!
Дети: Слава Богу!
Хоз: Я-тётка Аксинья, а вы кто будете?
Дети:
Кто не знает группу нашу (Ариша)
Здесь ребята – молодцы!
Просят все добавку каши,
Казачата – удальцы.
Мы казачки не простые (Даша Ш.)
Просим помнить это вас.
Все казачки, эх донские,
В группе «Солнышко» у нас.
Воспитатель : Тётушка Аксинья, мы пришли к тебе с просьбой, рассказать о нашем чудном крае,где живем мы у Чира реки
Где жили здесь когда-то
Наши предки казаки.
Хозяйка: Что ж,проходите садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава казачьей старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Хозяйка: Давным - давно появились гордые вольнолюбивые, независимые люди – казаки. Решили они найти такое место, где им жилось бы привольно. Понравился им наш край за его просторы, за его поля,где паслось много диких лошадей. Поселились они здесь и жили свободно. Потому и прозвали их казаками или «вольные люди»
. Казаки-народ дружный и сильный. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный
Воспитатель : А как вы думаете, чем казаки занимались?
Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.
Воспитатель : Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: Они назывались курень.
Хозяйка: Курень – значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. В курене обязательно была печь.
Как вы думаете для чего?
Дети: Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Воспитатель : Наши дети знают стихотворение про русскую печь.
Ребё нок: Русской печки нет добрее (Вика Ф.)
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Воспитатель : Давайте вспомним любимые блюда казаков.
Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.
А еще варили холодец, различные каши, студень, лапшу, борщ пекли кулебяки, пироги,хлеб.
Хозяйка: Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству.
Воспитатель : Спасибо тебе тётушка за твой интересный сказ, ну что-то засиделись мы, пришла пора и поиграть. На столе лежат платочек и лента. В Какую игру Вы б хотели поиграть с лентой или с платочком (дети выбирают)
«Игра с лентой».
Описание: (Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.
Вышел Дима погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
«Горелки с платочком»
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три!
Последняя пара беги!
Хозяйка: Ребята, есть у меня чудесное блюдечко и наливное яблочко. Покатим яблочко по блюдечку и увидим, как одевались казаки. Ребята, а блюдечко не работает. Что же делать, как же быть.
Воспитатель : Не переживайте так, наши детки сами могут рассказать, как одевались казаки.
Звучит фонограмма песни «Как донские казаки».
(Иллюстрация казака)
Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим на одежду донских казаков, во что одет казак? Игра «Наряди казачку и казака»
Дети: На казаке широкие штаны.
Воспитатель : Верно. У казака была форменная одежда, состоящая из куртки, штанов, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели.
Куртку, чекмень и штаны шили из синего сукна.
На стоячем воротнике и отвороте рукавов мундира вшивалась красная окантовка, которая называется лампасы. У казаков лампас означал свободу донцов, принадлежности их к казачьему сословию. Головной убор занимал особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Что у казаков надето на голову?
Дети: Фуражка …
Воспитатель : Правильно, в тёплое время года казаки носили фуражку. А в другой, зимний период носили головной убор, который назывался папаха. (повторить названия вместе с детьми)
(иллюстрация казачки)
Воспитатель : А теперь давайте посмотрим на казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски. Во что одета казачка?
Дети: Юбку и кофту.
Воспитатель : Женская казачья одежда шилась своими руками и украшалась с любовью. Особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники.
На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни.
Ребята, кто скажет, из чего состоял женский костюм?
(Просмотр иллюстраций)
Дети: Костюм состоял из юбки и кофты.
Воспитатель : Верно. Чем украшали одежду?
Дети: Лентами.
Воспитатель : Кофты украшались тесьмой, вышивкой, бисером, кружевом.
Юбки любили шить пышными. Для придания пышности костюму носили нижние юбки, иногда их насчитывалось до пять юбок.
Женским головным убором в то время считался колпак-шлычка – маленькая шапочка, которая закрывала косу, оставляя непокрытой голову.
Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты.
Воспитатель : Казаки- весёлые люди, любят праздновать.
А у нас, в станице нашей (Даша Ш.)
Люди славные живут.
Славно сеют, славно пашут,
Славно пляшут и поют.
(пляска под казачью музыку)
Хозяйка: Какие ваши дети молодцы, все умеют, все знают.
Воспитатель : Ну что ребята, хорошо в гостях? А теперь пришло время сделать подарок для хозяйки. Работа над коллажем.
Воспитатель : Ребята, а сейчас давайте мы с вами попробуем сделать картину,создать свою казачью станицу? Помните, что такое станица?
Воспитатель : Посмотрите на это изображение, вспомните что это?
Дети: Степь, дикое поле.
Воспитатель : Почему степь называлась «Диким полем»?
Дети: Здесь было много диких лошадей (наклеивают лошадей).
Воспитатель : Как назвали себя люди пришедшие жить в дикое поле?
Дети: Казаки и казачки (наклеивают)
Воспитатель : Какое жилье они себе строили?
Дети: Курень (наклеивают)
Воспитатель : Смотрите, у нас получилась настоящая казачья станица. А как выдумаете кто защищал станицу?
Дети: Казаки. (наклеивают)
Дарят картину.
Хоз. : Спасибо,мои дорогие!
Казаки всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами. И я для вас пирогов испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.
- Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё.
Воспитатель : Ну что ребята пора возвращаться в детский сад. Встанем в круг и произнесем волшебные слова: Раз, два, три обернись в детском саду очутись
Воспитатель : На этом наше занятие подошло к концу. О ком мы узнали много интересного?
Дети: О казаках!
Воспитатель : А кто же такие казаки?
Реб. Кто такие казаки (Богдан)
Не простые мужики.
В голове у казака
Бог, Отечество, семья.
Поле, поле-воля, воля.
Не легка казачья доля.
Но лучше нет на свете боле
Доли казака.
Казаком я смелым буду (Данил)
Шашку на ремне носить,
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.
Воспитатель : Ребята, я надеюсь, что вы вырастите смелыми, отважными, добрыми,как наши предки! А теперь вспомним одну добрую традицию казаков – угощать гостей караваем.
До свидания!