Обухова Ангелина
Краткосрочный проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда «Сказка в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
совместной деятельности
педагога-психолога и учителя-логопеда
Педагог-психолог :
Чубарь Анастасия Сергеевна
Учитель-логопед :
Обухова Ангелина Андреевна
п. Матвеев Курган
Краткосрочный проект
«Сказка в гости к нам пришла»
Добрая сказка – как добрая мама,
Верный совет даст, ко времени самый.
Публикация «Краткосрочный проект совместной деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда „Сказка в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Верить научит, мечтать и смеяться,
Делать добро и с проблемой справляться.
Ласковым словом о главном расскажет,
Культурным наследием в памяти ляжет.
Аглая Ланская Крипта
Вид: познавательно-творческий
Участники: дети, педагог-психолог, учитель-логопед, родители.
Возраст: 5-7 лет
Срок: краткосрочный (20.03.2023- 24.03.2023 г.)
Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребёнком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не могут назвать русские народные сказки. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Актуальность: Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Сказка — эпический жанр письменного и устного народного творчества. Сказка имеет историческое значение для русского народа, являясь отражением самобытной русской культуры и историей. Сказки прекрасно отображают национальную культуру народа. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких. Расширение знаний языка, речевых оборотов, многообразие переливов литературного-художественного и разговорного стилей, воспринимаются в данных условиях, как нечто обыденное, само собой разумеющееся, как и само нахождение ребёнка в привычном ему пространстве. Поэтому сегодня, сказки, так широко и активно применяются в различных направлениях психологии и логопедии, при изучении языка, культуры и творческого развития, далеко выходя за рамки ненаучного, развлекательного жанра.
Актуальность проекта
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.
Л. С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем проекте является : тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка
На основании цели проекта нами были поставлены задачи проекта :
Задачи проекта :
создать модель коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда;
обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов;
разработать систему работы и формы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольной образовательной среды, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребёнка и коррекции речевых нарушений.
продолжать знакомить детей с народным творчеством;
способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах);
обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
Хотелось бы отметить принципы взаимодействия это:
Системность
Комплексность
Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям
Адекватность требований и нагрузок
Постепенность и системность
Индивидуализация темпа работ
Помимо общей задачи проекта, каждый из нас поставил свои задачи:
Задачи работы учителя-логопеда :
• Формирование мотивации к занятиям на логопедическом пункте.
• Развитие коммуникативной деятельности.
• Активизация речевой деятельности.
• Нормализация просодической стороны речи.
• Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, необходимых для постановки звуков.
• Развитие речевого дыхания.
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие слухового внимания, фонематического восприятия.
• Активизация отработанной лексики.
Задачи работы педагога-психолога :
Создание среды психологической поддержки детям.
Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
Совершенствование мелкой моторики.
Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Развитие зрительно-моторной координации.
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
Снятие тревожности у детей при негативном настрое.
Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
А так же хотелось бы отметить то единство, которое отмечается при совместном направлении работы.
Весь наш проект мы разделили на 3- блока:
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
I. Этап - Подготовительный (разработка проекта)
определение проблемы;
постановка цели, задач;
сбор информации, литературы, дополнительного материала.
составление перспективного плана работы.
Пути реализации проекта :
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
Содержание работы с детьми:
1. Чтение разных сказок.
2. Рисование детьми героев сказок.
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ прочитанных сказок.
5. Самостоятельное составление сказок.
6. Рассказывание сказок собственного сочинения.
7. Иллюстрирование прочитанных сказок, сказок собственного сочинения.
8. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
9. Загадки о сказках, героях сказок.
10. Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.
Содержание работы с родителями:
1. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).
2. Чтение сказок с детьми.
3. Придумывание сказок с детьми.
4. Помощь в пополнении книжного уголка сказками
5. Анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»
II. Этап – Исследовательский
работа по плану;
выполнение проекта.
Перспективный план основного этапа
День недели Мероприятия Ответственный
Понедельник - Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Назови знакомые сказки».
- Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.
- Самостоятельное составление сказок.
- Выполнение совместно с родителями самодельных книжек на тему «Сказка» (домашнее задание)
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Вторник - Прослушивание в аудиозаписи знакомых детям русских народных сказок.
- Отгадай загадки «Из какой я сказки?».
- Дидактическая игра «Найди отличия».
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Среда - Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Бездомный заяц».
- Дидактическая игра «Угадай сказку по иллюстрации»
- Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинкам», «Собери картинку» (разрезные картинки по сказкам)
Учитель-логопед
Педагог-психолог
Четверг - Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
- Настольный театр Учитель-логопед
Педагог-психолог
Пятница - Викторина «Путешествие по сказкам» (итоговое мероприятие)
- Организация выставки самодельных книжек руками родителей «Сказка». Учитель-логопед
Педагог-психолог
III. Этап – Заключительный
презентация проекта
подведение итогов, анализ ожидаемого результата
обобщение результатов работы.
ВЫВОДЫ
1. В результате совместной деятельности воспитанников, их родителей и педагогов дети приобщились к художественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о сказках, их авторах, персонажах, сформировали запас литературных впечатлений, научились сказки сочинять, иллюстрировать, познакомились с русскими народными пословицами, поговорками, получили знания о народных традициях, обычаях, обрядах, расширили понятия о народном искусстве.
2. Родители воспитанников проявили интерес к чтению художественной литературы, осознали роль сказки в нравственно-эстетическом воспитании личности ребёнка, а также стараются ежедневно читать детям по вечерам.
3. Проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
4. Технология проектирования делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, ведёт к саморазвитию детей.
ПРОЕКТ ПОЛНОСТЬЮ РЕАЛИЗОВАН.
Приложение №1
Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»
1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребёнку сказки?
___2. Какие сказки предпочитает Ваш ребёнок?
___3. Просит ли Ваш ребёнок читать (рассказывать) сказку несколько раз?
___4. Есть ли любимая сказка у Вашего ребёнка? Если есть – какая?
___5. Играет ли Ваш ребёнок в сказки, которые слушал?
___6. Рассказывает ли ребёнок сказку совместно с Вами или своим куклам, игрушкам?
___7. Есть ли у ребёнка книжки для самостоятельного рассматривания?
___8. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребёнок вопросы?
___9. Узнает ли Ваш ребёнок сказку по иллюстрации?
___10. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр. ?
___11. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребёнка?
___