Ирина Параничева
Краткосрочный проект в группе раннего возраста «Сказка в гости к нам приходит»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка в гости к нам приходит
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Нижегородской области г. Дзержинск
«Детский сад 117»
Краткосрочный проект в группе раннего возраста на тему :
«Сказка в гости к нам приходит».
Воспитатель:
Параничева И. В.
2023год.
Публикация «Краткосрочный проект в группе раннего возраста „Сказка в гости к нам приходит“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Сказка — один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом.
Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику.
Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
• «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины;
• «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
• «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал.
Фольклорная сказка включает несколько жанров
1. Сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах.
2. Волшебные сказки.
3. Легендарные сказки.
4. Новеллистические (бытовые) сказки.
5. Сказки об одураченном чёрте.
6. Анекдоты.
7. Небылицы.
8. Кумулятивные сказки.
9. Докучные сказки.
Многие фольклористы (В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин, Т. В. Зуева) различают в составе жанра «Бытовые сказки» две жанровые разновидности: новеллистические и анекдотические сказки.
Для чего же нужно знакомить детей с сказками?
Сказки развивают отзывчивость, доброту и нравственность. Они вызывают интерес и любопытство. Ребёнок задаёт вопросы, развивает сюжетную линию, пытается предположить «а что, если бы.».
Польза сказок для детей в том, что такие истории не только позволяют увлекательно провести время, но и учат различать добро и зло. Детская литература помогает малышам понять, что значит быть человеком, почему нужно и важно беречь природу и животных.
С какого возраста происходит знакомство?
от 2-3 лет
Изначально ребенку понятнее сказки про животных. Их легче различать, их признаки конкретнее и понятнее, чем признаки разных характеров персонажей - людей.
Повторяйте чтение. Вы заметите, что ребенок любит эти повторения. Он узнает знакомую сказку и вторит Вам. Через какое-то время он начнет сопровождать Вас.
Возраст начала понимания сказки зависит от конкретного ребенка и от Вашего вклада в его развитие. Ориентировочно это от 2-3 лет.
Проблема.
Сказки являются одной из самых распространенных форм устного народного творчества. А поскольку в век технического прогресса книги стали заменять гаджеты, (планшеты и телефоны). Диалог, взрослого и ребенка стал более упрошенным и даже в ряде случае примитивным. Так как стал заменяться мультиками и играми на компьютере. Стала теряться духовная связь, то есть мы тем самым теряем культурно – исторический опыт, который мы перенимали из поколения в поколение от своих предков.
Актуальность.
Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера.
Присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Цель:
Приобщать детей, через различные виды деятельности к устному народному творчеству.
Прививать интерес и любовь детей к сказкам не только в детском саду, но и дома.
Задачи:
- создать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности;
-закреплять и расширить знания детей о сказках;
-развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
-способствовать традиции семейного чтения художественной литературы;
-вовлекать детей и взрослых в совместную деятельность;
-показать ценность и значимость совместного творчества детей и взрослых;
-создать атмосферу эмоционального комфорта;
Тип проекта :
Художественно – творческий.
Продолжительность проекта : месяц с 01.03.2023 по 31.03.2023г. г.
Участники проекта : дети и родители группы раннего возраста, воспитатель и дети подготовительной группы.
Предполагаемый результат:
- в процессе ознакомления со сказками активизируется речь и пополняется словарный запас детей;
- появляется интерес к художественной литературе и к сюжетно ролевым играм через игрушки и с использованием настольных театров
- детьми закрепляются знания о героях сказок «Курочка ряба», «Теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь».
- приобщение родителей к активной деятельности в создании эмоционально – комфортной среды.
Первый этап: (подготовительный)
1. Изучение методической литературы
2. Подбор книг для чтения
3. Планирование занятий, связанных с проектом.
4. Консультации с родителями о пользе чтения для детей.
5. Создание выставки «Моя любимая книга»
6. Участие родителей в создании выставки творческих работ
«Мои любимые сказочные герои»
7. Обсуждение с педагогом подготовительной группы о проведении мероприятия совместно с детьми.
Театральной постановки «Теремок»
Второй этап: работа с детьми
• Чтение и рассматривание иллюстраций к сказкам : «Колобок», «Теремок», «Репка»
• Дидактически игры: «Расскажи сказку по сюжетам», «Из какой сказки герой», «Узнай, чья тень»
• Раскрашивание картинок из сказок
• Беседа «Что случилось с теремком? Как избежать беды?»
• Подвижные игры: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Хитрая лиса и др.
• Показ настольного театра «Колобок».
• Инсценировка сказки «Курочка ряба».
• Театральная постановка (подготовительная группа) «Теремок».
Третий этап: заключительный
- Подведение итого, анализ ожидаемого результата
- Оформление книжной выставки «Моя любимая книжка»
- Оформление творческой выставки
«Мой любимый сказочный герой»
- Создание стенгазеты с дальнейшими отзывами от родителей принявшим участие в проекте.
-Ремонт групповых книг с привлечением пап и детей (Обязательный фотоотчет совместной деятельности. Стенгазеты «Мой папа доктор Айболит»)
- Пополнение картотеки книг со сказками и стихами.
Результат проекта.
Сформирован интерес к устному народному творчеству и сказкам.
Дети имеют представления и знания о многих русских народных сказках, знают их содержание.
Умеют через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
Дети увереннее участвуют в инсценировке сказок.
Обогащение словарного запаса.
Используемая литература:
1. Основная общеобразовательной программой дошкольного образования ООП «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. «Методика работы со сказкой» Рыжова Л. В.
3. «Сценарии сказок для интерактивных занятий с детьми» Ульева Е. А.
4. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Первая младшая группа». Голицина Н. С.
5. «Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию». Коломийченко Л. В., Чугава Г. И., Югова Л. А.
6. «Социально – нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет. Конспекты занятий». Микляева Н. В., Микляева Ю. В., Ахтян А. Г.
7. «Метод проектов в дошкольном образовании». Методическое пособие. Кочкина Н. А.
Подвижные игры
У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ.
Правила.
Играющие выбирают медведя, определяют место его берлоги.
Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь простыл,
На печи застыл!
Вариант:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.
Правила
1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.
2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его. Указания к проведению Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).
ВОРОНЫ И БАБОЧКИ.
Цель: развивать у детей внимание, мышление, ловкость, координацию движений.
Правила.
Дети берутся за руки и идут по кругу. Ведущий кричит «Ворона», дети отвечают «Карррр!» и идут дальше. Повторяется несколько раз. Ведущий кричит «Бабочки!». Дети разбегаются в стороны. Ведущий ловит их сачком. Игра повторяется.
«ДРАКОНИЙ ХВОСТ».
Правила.
Цель: развивать у детей внимание, ловкость. Формируем умение у детей играть сообща, помогать друг другу. Правила. Сзади к воспитателю пристраиваются дети. Держась друг за друга, идут за воспитателем. Это дракон. Воспитатель – голова. Воспитатель говорит – откушу хвост, слишком он у меня длинный, поворачивается к детям и старается поймать кого-нибудь. Дети разбегаются.
ТЕРЕМОК.
Цель: Создание условий для развития двигательной активности детей. Развивать умение взаимодействовать друг с другом. Ход игры: Дети становятся в круг – это «теремок». Подгруппа детей надевают маски или медальоны героев сказки : лягушки, мышки, волка, зайца, лисы и медведя. Дети в кругу поднимают руки, сцепленные друг с другом, и говорят слова: «Вот стоит теремок Он не низок, не высок. Как войдёт в него зверёк. Так захлопнется замок. Хлоп». В это время дети, герои сказки, вбегают в круг и выбегают из него. На слово «Хлоп» дети опускают руки. Кто не успел выбежать из круга, перестаёт быть «зверьком» и встаёт в круг - «теремок». Игра повторяется, пока не останется за кругом самый ловкий ребёнок. Затем дети, стоящие в кругу, надевают маски или медальоны и игра повторяется.