Наталья Попова
Краткосрочный проект «Путешествие по рассказам Н. Н. Носова»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Развитие речи дошкольников рассматривается как один из ключевых приоритетов в системе образования. Решить данную задачу можно, через мероприятия, посвященные жизни и творчеству детского писателя Н. Н. Носова. Постановку инсценировок по творчеству писателя, приход любимых героев рассказов позволяют ярко, весело, интересно и запоминающее прививать любовь детей к детской литературе, воспитывает уважительное отношение к писателю и его творчеству. Развивают фантазию, воображение, образное мышление, юмор. Расширяет кругозор, содействует развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умение аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать. Так же, осуществляется тесная связь с семьей, педагогами-специалистами дошкольного воспитания. Осуществляется преемственность ДОУ и семьи, детской библиотекой. Все это позволит оптимально решить основную задачу – приобщение детей и их родителей к чтению детской литературы, уважительное отношение к писателям и их творчеству.
Публикация «Краткосрочный проект „Путешествие по рассказам Н, Н, Носова“» размещена в разделах
Цель: приобщать детей и их родителей к чтению детской литературы; развивать интерес и уважительное отношение к творчеству Н. Н. Носова.
Задачи:
Познакомить детей с творчеством писателя Н. Носова.
Учить воспринимать художественное слово, понимать образный язык рассказов, акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве Н. Н. Носова;
Пополнить словарь детей: биография
Развивать память, внимание, логическое мышление, творческое воображение и фантазию.
Воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.
Прививать интерес к книгам и желание читать их.
Ожидаемый результат:
- приобщение детей и их родителей к чтению детской литературы;
-развитие интереса и уважительного отношения к жизни и творчеству Н. Н. Носова;
- осуществление преемственной связи с ДОУ, с детской библиотекой.
Оборудование: портрет и книги писателя, иллюстрации к произведениям, жетоны, магнитофон, шляпа, игрушка – котенок, картошка.
Предварительная работа: выставка детской художественной литературы, чтение рассказов Н. Носова в группе, взаимосвязь с библиотекарями, рисование рисунков «Мой любимый герой», составление рассказов о любимых эпизодах сказки по рисункам детей и их родителей.
Утренний прием
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь в четверо умней. (Книга.)
Воспитатель: Правильно. А путешествие будет по произведениям известного детского писателя Н. Носова.
Воспитатель выставляет портрет писателя.
Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с биографией этого писателя.
Писатель родился 23 ноября в 1908г. в семье эстрадного артиста, актера, был вторым ребенком в семье под Киевом в селе «Ирпень». Он рос послушным мальчиком, был любознательным. В школе хорошо учился. После школы работал чернорабочим на бетонном заводе. Позднее закончил МГИК и работал в сфере кино. Он был настолько любознательным, что увлекался музыкой, фотографией, шахматами и даже химией. Но любовь к книгам была у него намного сильнее. Когда у Носова родился ребенок, а это был мальчик, ему приходилось рассказывать сказки и много сочинять разных рассказов и историй, и он понял, что придумывать рассказы для детей это самое лучшее, что может быть. И он стал писать. Самый первый рассказ был «Затейники» -1938г. А первая тоненькая книжка (1945г.) – «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели. Следующим был сборник рассказов «Ступеньки». Ну а дальше как по ступенькам появлялись и все остальные его рассказы. Носова называли «веселым писателем». Он умеет рассказывать весело, шутливо даже о серьезных и важных делах.
Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н. Н. Носова. А какие рассказы Носова вы знаете?
Игра со шляпой: (на полу лежит мужская шляпа, под которой спрятана игрушка котёнка)
К шляпе дружно подойдём,
Её взглядом обведём!
С нами, шляпа, не шути,
Ты не прыгай, не скачи!
Поскорей открой секрет –
Ты живая или нет?
1. Обойдём на носочках шляпу справа.
2. Обойдём на носочках шляпу слева.
3. Подойдём к шляпе ближе.
4. Изобразите на лице страх.
5. Подпрыгнем от испуга.
6. Улыбнитесь, к вам подошёл котёнок. Присядьте и погладьте его.
(Дети гладят котёнка и передают его по кругу).
Прогулка
Наблюдение за снежинками.
Цель: закрепить знания детей о снеге, его свойствах; развивать любознательность и речь детей.
Лепим, строим. Предложить детям построить горку. Вспомнить рассказ Н. Носова «На горке».
Подвижная игра «Попади в цель» (каждой команде даётся 3 картошки, нужно ими попасть в шляпу; сколько попаданий – столько баллов).
Индивидуальная работа «Что лишнее?»
( определить: какой предмет лишний и назвать произведение)
- рыба, удочка, помидор, огурцы рассказ «Огурцы»)
- шляпа, картофель, лыжная палка, собака (рассказ «Живая шляпа»)
- брюки, игла, швейная машинка, нитки, ткань (рассказ «Заплатка»)
2 половина дна
Фонетическая зарядка (скороговорка)
Досуг «Мой любимый писатель» Викторина по рассказам Н. Носова
Группа ребят делится на две команды. Первая – «Затейники», 2 команда – «Фантазеры».
За правильный ответ команда получает жетон в виде котенка.
1 конкурс “Блиц - вопросы”
Назовите имя и отчество Носова.
Где и когда родился Носов?
Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель.)
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”.)
Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы.)
Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка.)
На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток.)
Как звали котенка в рассказе «Живая шляпа»?
- Тузик
- Шарик
- Васька
Какая из этих деталей есть у автомобиля?
- капор
- капот
- пузо
Что мастерили ребята из снега во дворе?
- горку
- полку
- елку
Что не садил, не растил, не имел права выбрасывать Котька?
- репку
- морковь
- огурцы
Кого больше всего на свете боялся Алик?
- пенсионеров
- миллионеров
- милиционеров
2 конкурс «Угадай предметы и назови рассказ»
1. На грядке длинный и зелёный,
В кадке жёлтый и солёный.
(Огурец. Рассказы Н. Носова "Огурцы" и "Огородники")
2. Поверну волшебный круг
И меня услышит друг.
Через поле и лесок
Подается голосок
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь,
А слышно там.
(Телефон. Рассказ Н. Носова "Телефон")
3. Птичка-невеличка:
Носик стальной, хвостик льняной.
(Иголка с ниткой. Рассказ Носова "Заплатка")
4. Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом.
(Ледяная горка. Рассказ Н. Носова "На горке")
5. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком.
(Собака. Рассказ "Дружок" и Н. Носова “Бобик в гостях у Барбоса”)
6. Вильнёт хвостом туда-сюда
И нет её, и нет следа.
(Рыбка. Рассказ Н. Носова "Карасик".)
3 конкурс «Угадай, из какого рассказа отрывок»
– Давай верёвку. – А её нет, верёвки.
– Где же она?
– Там.
– Где – там?
– Ну. в колодце.
– Так ты, значит, с верёвкой ведро упустил?
– Ну да. (Н. Носов "Мишкина каша")
***Какой рассказ заканчивается следующими словами: “Что это за кино мы смотрели? – говорит Костя. – Я что-то ничего не разобрал. – А я, думаешь, разобрал? – ответил Шурик. – Какая – то чепуха на постном масле. Показывают же такие картины!”. (Н. Носов “Замазка”)
*** “… В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошёл милиционер. Он сказал:
- Здравствуйте! – и подошёл к окну, и поглядел вниз. – А ещё интеллигентный человек.
- Что вам нужно? – строго спросила мама.
- Как не стыдно? – Милиционер даже стал по стойке “смирно”. – Государство предоставляет вам новое жильё, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!”
Котька во весь дух помчался по полю, через овраг и не спеша пошел домой. На душе было радостно. (Н. Носов “Огурцы”.)
Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физкультминутку.
Раз-два-три-четыре-пять
Начинаем мы играть!
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (приседают)
А когда откроем глазки (встают)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
Будет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо 10 раз, (наклоны влево – вправо)
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)
Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх)
4 конкурс «Да и нет»
Все ли названия рассказов принадлежат Н. Носову. Надо отвечать только «Да» и «Нет».
-«Дружок» (Да)
-«Русалочка» (Нет)
-«Как Незнайкины друзья Винтик и Шпунтик сделали пылесос» (Да)
-«Фантазёры» (Да)
-«Дюймовочка» (Нет)
-«Витя Малеев в школе и дома» (Да)
5 конкурс «Кто первый возьмет шляпу».
(Дети стоят по кругу, шляпа в руках у воспитателя. Звучит музыка, воспитатель пляшет в середине круга. Музыка останавливается, воспитатель кладет шляпу между двумя детьми. На счет раз, два, три-беги, дети обегают по кругу и кто первый успеет взять шляпу – тот побеждает).
6 конкурс «Чудесный мешочек»
Определить на ощупь предмет и назвать рассказ Н. Носова
(телефон, огурец, нитки, лопатка)
7 конкурс «Исправь ошибки в названиях рассказов»
«Кашкина Маша». «Друг». «Живая шапочка». «Выдумщики».
Подведение итогов.
В заключении детям предлагается раскрасить закладки для книг в форме шляпы.