Марина серченкова
Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности «Дорога Знаний» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Неделя экспериментов"
Краткосрочный проект в подготовительной группе : «Дорога знаний».
Руководитель проекта : воспитатели Серченкова Марина Михайловна, Ефентьева Яна Александровна
Тип проекта : краткосрочный, познавательно – исследовательский, творческий.
Сроки реализации проекта : с 10.02 по 14.02.20.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность
Публикация «Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности „Дорога Знаний“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.
Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Цель: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
привлечение родителей к совместной деятельности;
Основные формы реализации проекта :
Формы образовательной работы с детьми:
опыты, эксперименты
экспериментирование на прогулке
индивидуальная работа с детьми
дидактические игры
труд в природе и в уголке природы
беседы
2. Формы работы с родителями:
Консультации
Развивающая среда.
Предполагаемый результат:
Ребенок проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
Этапы проведения проекта :
Этапы
Содержание деятельности
Организационно - диагностический
Анализ научной и методической литературы. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями. Организация предметно – развивающей среды
Практический
Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
Организация предметно – развивающей среды
Заключительный
Выводы о проделанной работе
Перспективный план работы с детьми:
Месяц
Тема
Задачи
Февраль
Беседа о свойствах воды:
Эксперименты: «Тонет - не тонет»,
«Впитывает – не впитывает»,
«Плотность воды можно изменить!»,
«Снег и лед – это вода?».
-продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды, воздуха;
- вводить в словарь детей существительные: лаборатория, опыты, оборудование;
- способствовать развитию любознательности, внимания, логического мышления.
Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
-формировать понимание важности воды и воздуха для всех объектов на планете.
Беседа о свойствах воздуха:
Эксперименты «Давление», «Плотность», «Где прячется воздух?», «Что упадет быстрее?»
Дидактические игры
Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире.
Перспективный план работы с родителями:
Формы работы
Тема
Консультации
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Памятка
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»
Привлечь родителей к сбору материалов для экспериментов
«Разные виды бумаги», «Трубочки»
Принять участие в экспериментах
«Экспериментируем дома»
Выводы.
Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Приложение
Картотека опытов и экспериментов : https://efentyeva-dmdou64.edumsko.ru/folders/category/1930873
Итоговая презентация по проекту : https://www.maam.ru/detskijsad/opytno-yeksperimentalnaja-dejatelnost-nedelja-nauki-hochu-vse-znat.html
Фото - отчет опытов и экспериментов в домашних условиях: https://serchenkovam-dmdou64.edumsko.ru/media/category/1819098
Консультация для родителей: https://efentyeva-dmdou64.edumsko.ru/folders/post/2387578
Памятка:https://www.maam.ru/detskijsad/-chego-nelzja-i-chto-nuzhno-delat-dlja-poderzhanija-interesa-detei-k-poznavatelnomu-yeksperimentirovaniyu-pamjatka-dlja-roditelei.html
Автор:
Серченкова М. М., Ефентьева Я. А.
Используемая литература:
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». Веракса Н. Е., Галимов О. Р.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М. : Мозаика-синтез, 2015.
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб. : Детство-пресс, 2012. Куликова И. Э., Совгир Н. Н.
Детское экспериментирование. М. : Педагогическое общество России, 2005. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В.
Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера, 2001.