Лариса Романчина
Краткосрочный проект по окружающему миру в старшей группе «Деревья — наши друзья!»
Актуальность
Экологическое образование ребенка дошкольника начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми он сталкивается каждый день. Повсеместно нас окружают деревья, они растут, с ними растут и дети. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле, ведь деревья – это легкие Земли, источник кислорода, а значит, источник здоровья. Однако дошкольники, воспринимают дерево как обычное явление, не подозревая, какой огромный и интересный мир скрывается за ним, играя, ломают ветки деревьев, рвут листья, обдирают кору. Зачастую такое небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Таким образом, возникла необходимость в создании данного проекта.
Публикация «Краткосрочный проект по окружающему миру в старшей группе „Деревья — наши друзья!“» размещена в разделах
Участие детей в проекте «Деревья - наши друзья» позволит максимально обогатить знания и представления о деревьях и их свойствах. Ведь люди, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними.
Информационная справка ДОУ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 105 комбинированного вида «Улыбка» функционирует с 13 ноября 1971 года (решение исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся № 304 от 13. 04.1966 г.). В декабре 2015 года детский сад прирос ещё одним современным корпусом. Всего в учреждении 12 групп, (315 воспитанников, из них: в 1 корпусе: 5 групп общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет;1 группа комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 4 до 5 лет.
Во 2 корпусе: 1 группа общеразвивающей направленности для воспитанников в возрасте от 3 до 4 лет;1 группа компенсирующей направленности для воспитанников в возрасте от 4 до 7 лет;1 группа компенсирующей направленности для воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет;3 группы комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет.
Для осуществления воспитательно-образовательного процесса в детском саду оборудованы и функционируют логопедический кабинет, музыкальный зал, а так же и сами группы.
Предметная и образовательная среда Учреждения оборудована с учетом возрастных особенностей детей. У каждой группы имеется своя озеленённая прогулочная площадка с теневыми навесами, площадки оснащены игровым инвентарём.
В основу работы Учреждения заложены задачи, определенные Уставом дошкольного образовательного учреждения, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей.
Основной целью деятельности Учреждения является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, обеспечивающего всестороннее развитие способностей ребенка. Основной перспективой работы ДОУ на ближайшие два года является организация методической и психолого – педагогической работы по обеспечению внедрения ООП и АООП на основе ФГОС.
Проблема.
Современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Развивать интерес и воспитывать бережное отношение к растительному миру необходимо с подробного знакомства с объектами ближайшего окружения. Практическая исследовательская деятельность очень увлекает детей. Это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащения интеллекта в целом.
Дерево –благодатный объект для наблюдений. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить знания и представления деревьях, развивать познавательный интерес к тайнам живой природы.
Цель и задачи проекта
Цель проекта :
Формирование представлений о деревьях, об изменениях в жизни деревьев в разные сезоны, выявление взаимосвязи с окружающей средой, воспитание бережного отношения к родной природе.
Задачи:
• Формировать интерес к деревьям, к их специфике сезонного развития, взаимосвязи растений с окружающей средой;
• Формировать основы экологического сознания и культуры, развивать любознательность;
• Расширять кругозор в области изобразительного искусства, научить различным способам изображения деревьев;
• Стимулировать и развивать речевое творчество детей, обогащать словарный запас;
• Научить соблюдать правила поведения в природе;
• Создавать ситуации, формирующие чувство ответственности, доброго отношения друг к другу, к природе.
Центр искусства
• Аппликация «Осеннее дерево», «Деревья зимой»;
• Коллективная работа – макет дерева.
• Рисование акварельными красками «Осеннее дерево»
Конкурс детско – родительских поделок
Дома дети совместно с родителями делали книжки «Сказки о деревьях»,готовили информацию о разных деревьях. В группе дети презентовали свои деревья и книжки.
Викторина «Что мы знаем о деревьях?»
Задачи: расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бережное отношение и любовь к ним; закрепить умение детей вести себя в природе; развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
Игровая деятельность
• Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «моя семья».
• Настольные игры: «Что где растет», «Лес», «Времена года».
• Дидактические игры: «Узнай дерево по листу, по силуэту», «Найди дерево по описанию».
• Подвижные игры «Зайцы и волк», «Через ручеек», «Береги предмет».
Центр литературы.
• Чтение детской литературы: С. Есенин «Белая береза»,Заходер «Почему деревья не ходят», В. Бианки «Лесная газета».
• Составление сказок про деревья, рассказы «» Такие разные деревья.
• Загадки, пословицы о деревьях.
• Викторина «Что мы знаем о деревьях?»
Познавательные беседы
• Деревья – какие они;
• Где деревьям лучше живется – в лесу или в городе.
• Может ли дерево быть карликом.
Результаты проекта :
• У детей сформировались устойчивые представления о деревьях;
• Повысился познавательный интерес к растительному миру;
• У детей начала формироваться потребность любить, охранять и беречь природу.
• Расширились коммуникативные и творческие способности детей.
Список использованной литературы:
Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. «Мир природы и ребенок» СПб. : АКЦИДЕНТ, 2005г.
А. И. Иванова «Живая экология», «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» 2008 год.
А. В. Кочергина «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников» 2009 год.
С. Н. Николаева «Юный эколог» 2009 год.
В. Г. Кирман «Оформление в ландшафтном и интерьерном дизайне» Феникс 2014г.
Ю. В. Новиков «Природа и человек»М. : Просвещение, 2007 г.
Иллюстрированная энциклопедия деревьев и растений. М., 2012г.