Шеерман Татьяна
Краткосрочный проект «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«От куда пришел хлеб»
Автор проекта
Шеерман Т. Б.
2016 г.
Вид проекта : информационно-исследовательский.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Сроки реализации проекта : с 14 по 18 ноября.
Участники проекта :
• дети старшей группы,
• воспитатель,
• музыкальный руководитель,
• инструктор по физической культуре,
• родители.
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят,
Публикация «Краткосрочный проект „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки,
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
(Я. Аким)
Актуальность:
Хлеб – это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель проекта :
Формировать нравственно-ценностные ориентиры в ходе совместной познавательной деятельности в изучении истории хлеба и принципов современного производства хлебобулочных изделий.
Задачи:
1.
Социально-коммуникативное развитие 1.1. Формировать морально-ценностные ориентиры, показав каким трудом добывается хлеб.
1.2. Воспитывать чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда, пекарей, работников торговли.
1.3. Закреплять правила поведения за столом, в местах общественного питания.
1.4. Развивать общение и взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.
2.
Познавательное развитие 2.1. Формировать у детей познавательный интерес к предметам окружающего мира.
2.2. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
2.3. Познакомить с различными видами сельскохозяйственной техники, злаков.
2.4. Формировать представления о социально-культурных ценностях нашего народа.
2.5. Помочь увидеть необыкновенное в обычном.
2.6. Развивать эмоциональную сферу ребёнка.
3.
Речевое развитие
3.1. Обогащать активный словарь детей (пахота, злаки, рожь, овёс, комбайн, калач, каравай, озимые, развивать интонационную и звуковую культуру речи.
3.2. Стимулировать речевое творчество.
3.3. Познакомить с пословицами и поговорками нашего народа о хлебе.
4. Художественно-эстетическое развитие 4.1. Развивать эстетическое отношение к окружающему миру и произведениям искусства.
4.2. Закреплять навыки работы с красками и кистями, пластичным материалом (соленое тесто) 4.3. Воспитывать такие качества, как внимание, терпение, трудолюбие.
4.4. Поддерживать естественный интерес и любознательность детей.
4.5. Учить доводить порученное дело до конца.
5. Физическое развитие 5.1. Помочь ребёнку гармонично развиваться, расти крепким и здоровым с помощью различных здоровьесберегающих технологий.
5.2. Обеспечить профилактику утомления, нарушения осанки, зрения.
Этапы работы
1. Подготовительный:
- определение объектов изучения;
- изучение методической литературы, интернетресурсов;
- составление план-конспектов непосредственной образовательной деятельности по теме проекта;
- подбор семян злаков, колосьев, муки;
- создание предметно-развивающей среды;
- подбор наглядно-демострационного материала по теме проекта;
- создание презентации;
- подбор видеоматериалов для работы по проекту;
- подбор литературы для чтения и заучивания, музыкального сопровождения.
- подбор пословиц и поговорок, загадок о хлебе.
2. Исследовательский:
- получение муки из зерна;
- изучение различных сортов хлеба;
- изучение свойств муки, теста.
3. Продуктивный:
- изучить и запомнить правила обращения с хлебом за столом;
- просмотр презентации «Откуда хлеб пришел»;
- просмотр видеоматериалов;
- чтение художественной литературы;
- дегустация хлеба разных сортов;
- замешивание теста по классическому рецепту;
- изготовление макетов хлебобулочных изделий из солёного теста.
4. Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- размещение отчета на сайте педагога;
- оформление выставки «Хлеб – всему голова»
5. Защита проекта :
- проводится 18 ноября 2016 года в виде собеседования с участниками проекта.
Способы организации работы:
- принцип добровольности участия;
- работа с детьми проводится в ходе образовательной деятельности и в режимные моменты, отведенные для самостоятельной или совместной игровой деятельности;
- воспитанники работают под руководством педагога.
Взаимодействие с родителями:
- совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе;
- создание альбома пословиц и поговорок о хлебе;
- предоставление видео и фотоматериалов о домашней выпечке хлебобулочных изделий.
Примерный перечень образовательной работы, осуществляемой в разных видах деятельности
в рамках реализации проекта «Откуда пришел хлеб».
№ Тема занятия
Цель Материал Краткое содержание.
1 Беседа:
«Без него нет нет, не получиться обед». Формировать ценностные ориентиры, бережное отношение к хлебу. Картинки с изображениями хлеба. Обратить внимание, что при любом приеме пищи нам подают хлеб, обратить внимание на важность и значимость этого продукта в жизни людей.
2 Рисование:
«Хлеб всему голова»
Закрепить навыки владения кистью, рисовать путем прикладывания кисти, развивать пространственное мышление, воображение, воспитывать самостоятельность
Листы бумаги, акварельные краски, кисти, стаканчики с водой, изображения колосков. Рассмотреть колосья, обратить внимание на строение колоса, обсудить возможности изображения на бумаге, рисование, оформление выставки работ.
3 Развитие речи
«Меткое слово». Развивать речь детей, путем чтения, объяснения и заучивания пословиц и поговорок о хлебе, приобщать детей к русской народной культуре, формировать образность речи.
Подборка пословиц и поговорок о хлебе. Чтение пословиц, беседа по смыслу и содержанию, объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Проговаривание скороговорок о хлебе.
4 Социально-коммуникативное развитие:
«Кто хлебушек растит?». Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих зерновые культуры, бережное отношение к хлебу. Ноутбук, колонки, проектор.
Презентация о хлебе, колосья пшеницы, мука.
Рассказ о труде хлебороба. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентации. Чтение стихотворений «Зреет рожь над жаркой нивой» А. Фетт, «Руки человека» Я. Дягутите. Чтение пословиц.
5 Познание:
«Точно по рецепту» Дать понятие единиц измерения веса и объема (граммы, килограммы, стакан, чайная ложка, столовая ложка, научиться пользоваться рецептами. Решать простейшие задачи.
Весы, счетный материал, мука, соль, вода, чашка, стакан, ложки. Беседа о рецептах хлебобулочных изделий, из чего пекут пироги.
Составление мерной таблицы для приготовления соленого теста. Приготовить тесто, используя весы, мерный стакан, столовую и чайную ложки.
Изучить свойства теста.
6 Беседа о труде повара, пекаря. Воспитывать уважение к труду людей выпекающих хлеб, бережное отношение к хлебу.
Иллюстрации по теме проекта. Экскурсия на кухню ДОУ. Д/ игра «Я пеку, пеку, пеку.». Заучивание пословиц и поговорок о труде.
7 Чтение художественной литературы: Сказки «Колосок», «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», К. Чуковский «Чудо – дерево».
Вызвать эмоциональное восприятие сказки у детей, учить оценивать характеры и поступки героев. Сказки «Колосок», «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», К. Чуковский «Чудо – дерево». Чтение сказок, обсуждение содержания, поступков и черт героев. Пересказ запомнившихся отрывков.
8 Игра – имитация «Печем пироги» Развивать речь, воображение, мелкую моторику рук. Игрушка –Петушок. Игра по мотивам сказки «Колосок».
9 Музыкальное творчество: Прослушивание и заучивание песни «К нам гости пришли…» Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкально- слуховые представления, чувство ритма.
Магнитофон, флешнакопитель с песней «К нам гости пришли» и её минусовкой. Прослушивание песни, заучивание слов.
Учиться сопровождать
слова движениями.
10 Познание:
«Хлеб - всему голова» Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола Колосья, крупы, разные сорта хлеба, мука. Изображения хлебобулочных изделий. Рассматривание злаков. Получение муки из зерна. Изучение свойств муки. Чтение стихотворений о хлебе «Каравай», «Вот он хлебушек душистый…» Я. Дягутите, «Хлеб» Я. Аким.
11 Чтение художественной литературы:
Рассказ Ю. Кона «Как хлеб растёт».
Развивать внимание, вызывать эмоциональное восприятие, умение понимать литературный жанр. Рассказ Ю. Кона «Как хлеб растёт».
Чтение рассказа, вопросы по содержанию, общее обсуждение, пересказ понравившихся моментов рассказа.
12 Как хлеб на стол пришёл (в старину). Знакомство с живописью и старинными предметами домашней утвари. Закрепить у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров, средств выразительности. Вызвать эмоциональный отклик на просмотр полотен, учить передавать в речи полученные впечатления, отражать переживания.
Деревянные ложки, картина Васнецова «Полдень». Рассматривание иллюстраций картин И. Васнецова «Полдень».
Рисунок «Ветряная мельница».
13 Лепка:
«Я пеку, пеку, пеку…» Закрепить навыки лепки из соленого теста. Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.
Соленое тесто. Изображения хлебобулочных изделий. Познакомить детей с разнообразием форм мучных изделий: печенье (круг или диск, пряник (полусфера, колобок (шар, пирожок (овал,, бублик (кольцо) и т. д.
Дидактические игры:
1. «Что сделано из муки?»
Задачи: развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.
Ход игры: дети выбирают только те картинки, на которых изображены продукты питания, в состав которых входит мука.
2. «Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают ( например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т. д.)
3. «Что сначала, что потом?»
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
4. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
Физминутки:
"Мы маленькие зерна"
Мы маленькие зерна (присесть,
Сидим пока в земле (коснуться руками пола).
Вот солнце пригревает (встаем)-
И мы растем в тепле (тянемся на носочках).
Боимся непогоды мы (наклоны) :
Грозы, дождя и вьюг (рывки руками).
Из этих зернышек растут (прыжки)
Цветы (поднимаем руки, морковь (опускаем руки) и лук (идем на место).
"Сидели два медведя"
Сидели два медведя
На тоненьком суку (раскачиваемся с ноги на ногу)
Один читал газету (читаем газету,
Другой - мешал муку (мешаем муку).
Раз ку-ку, два ку-ку,
Оба шлепнулись в муку (лечь на спину и болтать ногами в воздухе).
Пальчиковая гимнастика:
«Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, (Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх).
А потом обмолотили, (Постукивают кулаками друг о друга).
Он в зерно вдруг превратился. (Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»)
Из зерна – в муку и тесто, (Сжимают и разжимают кулаки)
В магазине занял место. (Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх)
Вырос он под синим небом, (Поднимают руки вверх)
А пришел на стол к нам – хлебом. (Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх)
«Дождик»
- Дождик, дождик, поливай (Указательным пальцем постукивать по ладони другой)
- Будет хлеба каравай, (образовать перед собой круг руками)
- Будут булки, будут сушки, (похлопывать поочередно одной ладонью другую)
- Будут вкусные ватрушки.
(соединить большой и указат. пальцы рук вместе, образовывая большой круг)
«Пекари»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
«Пирог»
Падал снег на порог. (4 раза медленно опускают ладони на стол.)
Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пек,
(Прижимают ладонь к ладони «лепят» пирог.)
Ручейком пирог утек. («Бегут» пальчиками по столу).
Пирожки себе пеки не из снега – из муки.
(Прижимают ладонь к ладони «лепят» пирог.)
Психогимнастика «Зернышко»
Представьте, что вы – зернышко (дети сворачиваются в клубочек на полу).
Солнце пригрело, дождик прошел и на поле появились первые всходы (сжатые ладони потянулись вверх). И вот уже два листика тянутся к солнцу (ладони раскрыты, запястья сомкнуты).
Подвижные игры:
«Пирог»
Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, бережное отношение к сверстникам при перетягивании в свою команду, учить соблюдать правила безопасного поведения.
Игровая задача: перетянуть в свою команду как можно больше «пирогов»
Материал:
Ход: 1. Выбираем пирог с помощью считалки (или пирогом в первый раз может играть скоморох) ;
2. Делимся на две команды, становимся лицом друг к другу.
3. Пирог становится в середине, упирается руками в бока, надувает щеки.
4. Команды произносят слова: «Вот он, какой высоконький, вот он какой мякошенький, вот он какой широконький, Режь его, да ешь!»
5. После этих слов играющие по одному от каждой команды бегут к пирогу и стараются его перетянуть на свою сторону. Кто перетянет, забирает пирог в свою команду.
6. Новый «пирог» выбирается из проигравшей команды.
7. Выигрывает та команда, которая заберет больше «пирогов».
8. Игра заканчивается, когда в одной из команд не останется один человек.
Дети играют в подвижную игру, воспитатель, при необходимости, вносит коррективы в действия детей.
Игра «Кто быстрее соберет колосья?»
Цель: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать быстроту реакции, умение проявлять честность.
Игровая задача: по окончании музыки успеть первым взять колосок.
Материал: колоски, на один меньше, чем игроков.
Ход: На полу в хаотичном порядке разложены колоски. Под музыкальное сопровождение дети ходят (прыгают, бегают) по залу. По окончании мелодии игроки быстро берут по одному колоску. Кому колоска не досталось - выходит из игры. При повторе игры убираются по 3-4 колоска. Выигрывает игрок, последний оставшийся в игре.
Игра «Дружные зерна»
Цель: воспитывать стремление участвовать в играх с элементами соревнования, развивать умение действовать в команде, развивать воображение.
Игровая задача: быстрее всех собраться в один колосок.
Материал: по 1 обручу на каждые 5 человек.
Ход: Дети-колоски образуют малый (внутренний) круг, а их дети-зернышки – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, дети идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Дети-колоски занимают места в обручах, а дети-зернышки должны постараться найти свой колосок, подбежать к нему и обнять его раньше остальных.
Сюжетно-ролевые игры:
«В кондитерской», «В магазине», «Грузим зерно».
Скороговорки о хлебе :
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.
Хорош пирожок - внутри творожок
Саша любит сушки, Соня - ватрушки
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Подбор пословиц и поговорок о хлебе :
1. Будет хлеб, будет и обед.
2. Пот на спине, так и хлеб на столе.
3. Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
4. Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
5. Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
6. Покуда есть хлеб, да водам- все не беда.
7. Без хлеба всё приестся.
8. Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки.
9. Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
10. Без хлеба и мёдом сыт не будешь.
11. Без хлеба и у воды жить худо.
Приметы о хлебе :
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.