Ирина Байбар
Краткосрочный проект «Соль — друг, соль — враг» в старшей группе (от 5 до 6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
[/b]
Ребенок по своей натуре - исследователь. На каждом шагу, каждую минуту ребенка ожидают «открытия», загадки и вопросы. Нелегко постигать этот огромный, полный тайн и хитростей мир. Но растущий человек не сдается, он готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям и создать необходимые для этого условия. Наиболее эффективных методов организации поисково - познавательной деятельности детей – проектный метод, который позволяет повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, становиться увереннее в своих силах, вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
Публикация «Краткосрочный проект „Соль — друг, соль — враг“ в старшей группе (от 5 до 6 лет)» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Проблемная ситуация:
Тема исследовательского проекта возникла после чтения детям словацкой сказки «Сказка о соли». У многих ребят нашей группы возник вопрос: «Зачем нужна соль и где ее берут?». Дети стали рассуждать, и пришли к выводу, что хоть соль мы используем ежедневно, но практически о ней не знаем ничего. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, для нас остается таинственной. В связи с этим мы решили узнать: соль для нас друг или враг?
Гипотеза исследования: чем мы будем больше знать о соли, то сможем правильно использовать ее в своей жизни.
Цель: создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через познавательно - исследовательскую деятельность.
Задачи:
Формировать умение дошкольников сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи.
Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей.
Способствовать развитию логического мышления детей, интереса и внимания к явлениям неживой природы, творческих способностей, воображения, любознательности.
Развивать творческие умения и навыки изобразительной деятельности. Способствовать развитию у детей интереса к нетрадиционным техникам рисования, к лепке из соленого теста.
Создать условия для приобщения родителей к проведению совместной художественной деятельности с ребенком дома; воспитывать желание проявлять инициативу, творчество в вопросах сотрудничества с детским садом.
Пробуждать положительное, бережное отношение к окружающему миру через развитие основ экологической культуры.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, наблюдательность, активность.
Основные принципы реализации:
Развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций, усвоении разнообразных способов получения информации (у взрослых, из книг и интернета).
Принцип «спирали», когда ребёнок возвращаются к изучаемой проблеме несколько раз: в свободной игровой и творческой деятельности, при проведении опытов и экспериментов, (при этом расширяется не только круг знаний, представлений, понятий, но и усложняются методы и приемы исследования).
Интеграция программных областей знаний, которая позволяет формировать у ребенка целостное представление о мире.
Принцип рационального сочетания разных видов детской деятельности;
Принцип сотрудничества между детьми, педагогами, родителями.
Тип проекта: познавательно – исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 2 недели (с 12.03.2022 по 26.03.2022).
Участники проекта: воспитанники старшей группы «Ягодки», воспитатель, родители воспитанников.
Образовательные области проекта: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы реализации проекта:
Занятия; чтение художественной литературы;
Дидактические игры; сюжетно-ролевые игры;
Беседы; просмотр мультимедийных презентаций и мультфильмов по теме проекта;
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, содержащих информацию о соли;
Наблюдения; опытно - экспериментальная деятельность;
Продуктивная деятельность (рисование солью, лепка из соленого теста);
Игры – путешествия;
Совместная деятельность детей и их родителей; совместная деятельность родителей и педагогов.
Этапы проекта:
Этапы реализации проекта:
1-й этап - подготовительный этап:
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?».
Разработка проекта. Определение проблемы, цели и задач проекта.
Формирование творческой проектной группы детей и родителей.
Подбор познавательной, художественной, научной и методической литературы.
2-й этап – основной этап:
Изучение с детьми познавательной, художественной и научной литературы.
Реализация проекта через взаимодействие с детьми группы и их родителями;
Опытно-экспериментальная деятельность.
Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности «Откуда к нам соль пришла»; «Целебные свойства соли»; «Для чего мы используем соль?»; «Соль – друг или соль – враг?».
Оформление мини-выставки «Обыкновенная чудо - соль».
Творческая продуктивная деятельность всех участников проекта.
3-й этап - заключительный этап:
обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний;и выявление уровня знаний у детей;
совместная деятельность педагога, родителей, детей, НОД
презентация проекта: демонстрация результатов экспериментов и объяснение их результатов.
Реализация данного проекта проводилась в соответствии с ФГОС ДО и по пяти образовательным областям.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседы: «Что мы знаем про соль?»; «Что такое соль, сахар и для чего они нужна?»;
«История возникновения соли»; «Что такое полезные ископаемые?».
Рассматривание иллюстраций: «Какая бывает соль?»; «Как добывают соль?».
Познавательно – исследовательская деятельность:. «Свойства соли» «Соль – это кристаллы»; «Растворимость соли»; «Плавающее яйцо»; «Выращивание кристаллов»; «Соль – чистящее средство»; «Как соль влияет на рост растений».
Просмотр мультфильмов: «Как казаки соль добывали».
Наблюдение: «Как мама использует соль?»; «Как люди используют соль?».
Дидактические игры: «Вредно – полезно»; «Так бывает или нет?»; «Что лишнее?»;
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Беседы о мерах безопасности при работе с солью.
Ситуативный разговор: «Соль – друг или соль – враг?»; «Чем опасна соль?», «Целебные свойства соли?»; «Как можно сберечь природу?»; «Что было бы, если бы мы питались только соленым?»; «Что было бы, если бы в море вода исчезла?».
Сюжетно – ролевые игры: «Мы добываем соль», «Семья: делаем заготовки на зиму»; «Больница», «Магазин: продаем соль» и т. д.
Образовательная область «Речевое развитие»
Чтение и обсуждение пословиц, поговорок по теме проекта.
Чтение художественной литературы: былина "Никита Кожемяка", словацкая сказка «Сказка о соли», «Хозяйка медной горы», румынская народная сказка: “Соль в кушанье”.
Чтение энциклопедии по теме проекта.
Беседы: "Как добывали соль в древности", "История о выделывании сыромятных шкур", "Что такое соль", " Почему соль была дороже золота", "Использование соли в быту".
Словесная игра: «Соль полезна для того, чтобы…»; «Опиши соль»; «Если бы не было соли…».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Рисование солью (гуашь + соль).
2. Лепка из соленого теста.
3. Изготовление баночек с солью «Радуга из соли».
Прослушивали песни про соль из мультфильма «Незнайка на луне
Образовательная область «Физическое развитие»
Беседы: «Что помогает быть здоровым?»; «Чистота – залог здоровья»; «Мы за здоровый образ жизни».
Подвижные игры: «Море волнуется раз…»; «Дружные пары»; «Кто лучше прыгнет»; «Перебежки»; «Ловишки»; «Попади в цель»; «Затейники»; «Бабушка Маланья»; «Каравай» и т. д.
Игровые упражнения с мешочками, наполненными солью: «Попади в цель», «Пройди и не урони».
Взаимодействие с родителями:
Родителям предлагается:
1. Помочь со сбором информации о соли.
2. Активно интересоваться действиями ребенка в группе.
3. Помочь детям провести опыты с солью в домашних условиях.
4. Побеседовать с детьми на темы: «Плюсы и минусы соли», «Добыча соли»; «Интересные факты о соли и ее значение в жизни человека»; «Использование соли в медицинских целях».
Памятка для родителей: «Как вырастить кристаллы соли?», «Проведите опыты дома с детьми»; «Целебные свойства соли».
Консультации: «Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников».
Результаты проекта:
В ходе реализации проекта дети старшей группы пришли к следующим выводам:
1. соль применяется в повседневной жизни человека, и кулинария, и в медицине;
2. соль очень важна и незаменима для жизни и здоровья человека;
3. несмотря на пользу и важность, соль может быть очень опасной и
причинять большой вред окружающей среде и здоровью человека. Соль – продукт, который может нанести вред здоровью человека.
4. Соль неблагоприятно влияет на рост и развитие растений.
5. Соль добывают в России.
В ходе исследовательской работы дети выяснили, что такое поваренная соль и каким образом она попадает на наш стол. Узнали много нового об особенностях соли, ее свойствах и качествах. Самостоятельно провели много интересных опытов с солью, познакомились с разными способами выращивания кристаллов. Из маленьких детей они превратились в маленьких исследователей: научились анализировать полученные результаты, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи. Существенно повысился их познавательный интерес в ходе непосредственно образовательной деятельности. И что немаловажно, интересная совместная деятельность сплотила детей, они стали более терпимы друг к другу. А также убедились, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными!
Воспитанники старшей группы пришли к выводу: соль нужна всем живым организмам, но в больших количествах она – враг.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Благодаря грамотной разработки и правильной организации данного проекта все задачи, поставленные перед педагогами, детьми, родителями были решены.
Обеспечение проектной деятельности
Информационные ресурсы:
1. http://www.maaam.ru
2. http:// vospitatel.com.ua/
4. http://nsportal.ru/
5. http://festival.1september.r
Методическое обеспечение:
1Веракса Н. Е., Галилов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (ФГТ) М-2012г.
2. Дьяченко О., Агаева Е. «Чего на свете не бывает?» М-1991г.
3. Дыбина О. В. «Я узнаю мир»,-М-2010г
4. Дыбина О. В. «Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». - М., 2004
5. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003
6. Николаева С. Н. «Экологическое воспитание в детском саду», 2005
7. Пяткова Л. Н., Ушакова С. В. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности/ Издательство «Учитель», 2013
8. Пашкевич Т. Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ, Барнаул, 2009
9. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2007
10. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3, 2007
11. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 1998
12. Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 2006
Приложение №1
Сказка про соль.
Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Пословицы о соли
Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
Соли нет, так и слова нет.
Без соли и стол кривой.
Без соли и хлеб не естся.
Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
Хоть бы песок, лишь бы солил.
Соли не жалей, так и есть веселей.
Несолонохлебавши.
Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
От хлеба–соли не отказываются.
Хлеб-соль и разбойника смиряет.
Хлеб-соль не бранится.
Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
Хлеб да соль, ем да свой.
Надо хлеб-соль помнить.
Ешь солоней, жить будешь веселей.
На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
Без соли, без хлеба,худаябеседа.
Без хлеба, без соли никто не обедает.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Солинету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
Хлеб за солью (захлебом) не ходит.
Захлебом-солью всякая шутка хороша.
Сольпросыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
Подавая соль -смейся, не то поссоришься.
Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
Я помню твою хлеб-соль.
Хлеб-соль взаимное дело.
От хлеба-соли не отказываются.
Хлеб да соль, и обед пошел!
Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
Не захлебом-солью сказано (дурное слово).
После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
Хлеб-соль платежом красна.
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, платки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат!
Без денег торговать, как без соли хлебать.
Насыпать соль на хвост.
Соль варим, а сами в нужде сидим.
Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
Хлеб-соль и во сне хорошо.
Хлеб соль кушал, а не послушал.
Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.
Щи капустою пригожи, а солью укусно.
Грех куском макать в соль.
Загадки о соли
Меня не едят — и без меня мало едят.
В воде родится, а воды боится.
Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).
Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
Лежит гася-простеглася. Як устане-то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).
В воде родится, а воды боится.
В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
Что в избе забелая Марья? (соль).
Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль).
ОПЫТЫ