Ирина Ивасько
Краткосрочный проект «Коренные народы Приамурья» в подготовительной группе «Лукоморье»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект «Коренные народы Приамурья»
в подготовительной группе «Лукоморье»
Вид проекта : творческо-информационный.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Публикация «Краткосрочный проект „Коренные народы Приамурья“ в подготовительной группе „Лукоморье“» размещена в разделах
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель И. А. Ивасько. Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Описание материала: проект предназначен для реализации национально – регионального компонента с детьми дошкольного возраста. Реализация проекта позволит осуществить формирование представлений детей о культуре, быте, национальных традициях коренных малочисленных народов Приамурья, формирование толерантного отношения к другим. У детей воспитывается чувство патриотизма и гражданственности, развиваются нравственные качества личности ребенка: доброта, отзывчивость, способность сопереживать.
Актуальность проблемы: С введением в дошкольное образование ФГОС среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.
Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
В условиях поликультурного региона, каким является Хабаровский край, образование должно строиться как этнокультурное деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и других народов. Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна осуществляться в дошкольном образовательном учреждении - первой ступени развития толерантной и эстетически развитой личности, уважающей традиции и культуру своего и других народов.
Проблема: Необходимо с раннего возраста воспитывать у детей положительное отношение к тому месту, где они родились и живут; желание узнавать больше об особенностях и истории края, его природе, о народе живущем рядом.
Цель проекта : Ребенок получит знания о коренных народах Приамурья (их быт, занятие, одежда, игры и игрушки). Так же дети научатся понимать и принимать культуру людей другой национальности живущих рядом, а так же их признания как равных себе.
Задачи проекта :
- Познакомить детей с коренными жителями Приамурья, их бытом, традициями, культурой.
- Воспитывать любовь и уважение у детей и их родителей, к народам нашего края.
- Способствовать познавательному, речевому, художественно-эстетическому, нравственному, трудовому, физическому, эмоциональному, социальному развитию.
Предполагаемые результаты:
- У детей расширятся знания о традициях, культуре и быте малых народов Приамурья.
- Дети начнут испытывать уважение и интерес к людям другой национальности, их культуре и традициям.
- Родители воспитанников осознают важность развития в детях толерантного отношения к окружающим людям, уважения их национального достоинства.
Мероприятия проекта :
1. поисковая работа по подбору иллюстративного материала.
2. знакомство с литературными произведениями.
3. Разучивание стихотворений.
4. Просмотр презентации
5. Беседы
6. Игровая деятельность
7. Совместная деятельность
План реализации проекта :
1 этап – подготовительный
- Подбор методической литературы по данной теме;
- Подбор детской художественной литературы;
- Подбор иллюстраций по заданной теме;
- Формулировка цели, задач, конечного продукта проекта.
- Подборка игр;
- Привлечение родителей к участию в проекте;
- Чтение методической литературы по теме;
- Разработка конспектов НОД по теме;
- Подборка фотографий.
2 этап – основной
- Проведение НОД
- беседы с детьми
- Чтение художественной литературы, стихов,
- Разучивание стихов
- Знакомство с играми и игрушками коренных народов Приамурья
- Рассматривание фотографий
- Просматривание презентации
- Творческая деятельность
- Подготовка к театрализации нанайской сказки
3 этап – заключительный
- Показ нанайской сказки
- Участие родителей в проекте
- Оформление картотеки подвижных игр коренных народов Приамурья
- Проведение итогов, оформление выставки творческих работ.
Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие:
Взаимодействие с Национальным театром «Бури».
Просмотр презентации.
игра – квест «Природа Амурской земли»,
НОД по познавательному развитию о культуре, быте, обычаях, обрядах, праздниках.
-Беседа о коренных малочисленных народов Приамурья - «Я родился на Амуре»
-Д. Нагишкин. Рассматривание иллюстраций, знакомство с обитателями Амура, бытом и костюмом людей.
-Беседа «Тайна орнамента» (особенности раскраски и содержания орнамента)
-Настольные и дидактические игры «Собери рыбку и назови ее», «Составь узор»
-Беседа «Промыслы народов Приамурья»
-Беседа с рассматриванием иллюстраций: «Ритуалы и обряды»
-Беседа «Обряды воспитания детей и ритуалы-обереги».
1. Речевое развитие:
составление описательных рассказов по картинкам, из личного опыта (актуализация знаний, подбор эпитетов к существительным, проведение бесед, рассказов, разучивание текстов к подвижным играм. Ознакомление с художественной литературой (сказки и стихи).
-Беседа «Нанайская народная мудрость»
-Разучивание народных загадок, пословиц, поговорок, народной мудрости.
-Перескажи сказку от имени персонажа сказки.
-Прослушивание разговорной нанайской речи (живая речь или запись). Разучивание скороговорок.
Чтение сказок: «Амурские сказки»,«Айога», «Мэрген и его друзья», «Скрипучая старушка», «Кукушка». «Железная птица», «Близнецы», «Самый сильный» ,«Таежные сказки» и др.
3. Художественно-творческая деятельность:
музыкальная (прослушивание песен, сказок);
театральная (драматизация небольших сказок)
изо деятельность (рисование, аппликация, повторение декоративных элементов орнамента)
просмотр презентации «Национальная одежда»
Изодеятельность «Орнамент на одежде».
-Аппликации «Орнамент на женском халате», «Орнамент на головном уборе» и др.
-Прослушивание аудиозаписей с исполнением народных и современных обработок сказок.
-Беседа и знакомство с нанайскими музыкальными инструментами. «Шумовой оркестр» из народных инструментов.
-Театрализация «Амурских сказок» Д. Нагишкина (по выбору)
4. Физическое развитие:
разучивание народных игр, забав и упражнений
Нанайские народные игры :
«Прыжки по кочкам» «Бой петухов» «Перетягивание палки» «Брось мяч» -«Сова и евражки»«Нарты - сани» «Рыбаки и рыбки»«Хейро» («Солнце»).
Сотрудничество с Хабаровской краевой общественной организацией «Объединение по защите культуры, прав и свободы коренных малочисленных народов Приамурья» с национальным театром «Бури».
-Экскурсия в городской краеведческий музей. Знакомство с бытом (жилище, охота, рыбалка и др.)
-Квест – игра «Природа Амурской земли»
5. Социально – коммуникативное развитие:
проведение сюжетно–ролевых игр, проблемных ситуаций с целью воспитания уважительного отношения к людям другой национальности
Сюжетно - ролевые игры:
-«Ловим рыбу», «Ходим на охоту», «Строим жилище»
-Моделирование проблемных ситуаций «Чтобы ты сделал, если бы дети стали дразнить ребенка за то, что он другой национальности?
Работа с родителями
Совместное посещение краеведческого музея.
Консультация для родителей:
•«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с разными национальностями»
•«Художественная литература как одно из средств формирования уважительного отношения к людям других национальностей»
•Практикум «Украсим шапку орнаментом».