Ольга Сандул
Проект «Коренные народы севера»
▼ Скачать + Заказать документы
По доминирующей деятельности: информационно - творческий
Тип проекта : познавательно-речевой.
По количеству участников: дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Характер контактов: осуществляется внутри ДОУ, в контакте с семьей
По продолжительности – краткосрочный
Место проведения: группа, семья
Заявитель: дети подготовительной группы
Актуальность:
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно,
Публикация «Проект „Коренные народы севера“» размещена в разделах
чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить
Родину, писал академик Д. С. Лихачев, надо знать, за что е любить, надо знать е историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребнке патриота, гражданина.
Север – удивительный край с удивительными народами. Северный человек по сути своей духовен. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он научился ее понимать, приспособился к жизни в ней и трудился, поддерживая природу в интересах самосохранения.
Народы Севера ханты и манси имели свои понятия и представления о тайнах
мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное – они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
К сожалению, в современном мире появляется опасность утраты традиций, когда не понятен смысл торжества и воспринимаются они только с материальной стороны – вкусно поесть, получить подарки, а сам процесс с определенными ритуалами становиться далеко не важным. Многие из них были изъяты, утеряны и забыты в социалистическое время, поэтому мы не привыкли их соблюдать, и в свою очередь не приучаем своих детей.
"Иван, не помнящий своего родства"- существует в народе прозвище для
человека, который не интересуется своими предками. Такой человек не пользуется уважением окружающих. Мы не должны быть "Иванами" не помнящими, не знающими истории своего края, своей родословной, а так же традиций и обычаев своего народа. Поэтому для исследования мы выбрали тему, связанную с обычаями и традициями народа ханты и манси.
Воспитывая у детей любовь к родному краю, необходимо подвести их к
пониманию, что их край – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с
формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в
отдельности. И от нас будет зависеть, будут ли наши дети понимать ее, тянуться к ней, поддерживать, уважать и развивать традиции живущих на этой земле.
Цель: Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и манси,
к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями,
народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни
народов.
Развивающие:
Развивать интерес к народной игре, желание использовать ее в
самостоятельной деятельности. Помочь детям через игру понять
особенности национальной культуры людей.
Воспитательные:
Воспитывать эмоционально-положительное отношение детей к
представителям народов ханты и манси.
Предполагаемый результат
Дети:
• Систематизация знаний детей о культуре, традициях и обычаях, укладе жизни народов ханты и манси, населяющих территорию ХМАО.
• Раскрытие творческих способностей через разнообразные виды детской деятельности.
• Желание изучать быт, культуру, традиции коренных народов Севера.
Родители:
• Раскрытие творческих способностей в семье.
• Ощущение личной сопричастности к образованию и воспитанию своего ребнка.
• Формирование более высокой оценки достижений своих детей и
гордость за них.
Этапы:
1 этап подготовительный:
- изучение литературы
- обновление содержания предметно-развивающей среды
- составление конспектов, картотек игр, опытов, пособий
- определение тем консультаций и мероприятий для родителей
2. Реализационный
3. Заключительный
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :
Этапы:
1 этап
Деятельность педагога:
1. Формулирует проблему: "Иван, не помнящий своего родства"- существует в народе прозвище для человека, который не интересуется своими предками. Такой человек не пользуется уважением окружающих. Мы не должны быть "Иванами" не помнящими, не знающими истории своего края, своей родословной, а так же традиций и обычаев своего народа.
2. Формулирует задачу: узнать об обычаях и традициях, народном творчестве народов ханты и манси, укладом жизни.
3. Помогает спланировать деятельность.
4. Организует деятельность.
Деятельность детей:
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в сюжетную
ситуацию.
3. Принятие задачи.
2 этап
Деятельность педагога:
1. Оказывает практическую помощь (при необходимости).
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей:
1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.
3 этап
Деятельность педагога:
Подготовка к развлечению «Вурна-Хатл или праздник Вороны».
Выставка творческих работ.
Деятельность детей:
1. Представление продукта
деятельности.
Предварительная работа:
1. Проведение с детьми бесед о народах ханты и манси.
2. Чтение сказок и рассказов.
3. Рассматривание картин.
4. Наглядная информация
Методы и приемы:
Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)
Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
Материалы и оборудование:
Фотовыставка с изображением быта народов ханты и манси; детские поделки, выполненные детьми совместно с родителями.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
1 этап реализации проекта.
Сначала мы узнали:
- Ханты и манси живут в лесу.
- У них есть олени.
- У них другая одежда, а женщины ходят в платках.
- Они любят кушать рыбу.
Хотели бы узнать:
- Почему ханты так одеваются?
- У хантов такие же дома как у нас?
- Что они целыми днями делают в лесу?
- А в их доме есть холодильник, телевизор, плита?
- А в лесу есть магазин, куда ходят ханты за продуктами?
- А какие праздники отмечают народы ханты и манси?
- А ходят они в гости друг к другу?
- Из чего делают сво жилище?
- Из чего шьют одежду?
- Какие любимые игрушки у маленьких детей?
2 этап реализации проекта.
Данный проект предполагает реализацию поставленных задач в различных
видах деятельности, обеспечивая интегрированный подход. В процессе обучения в проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.
Проект носит игровую, творческую направленность, которая
способствовала воспитанию эмоционально-положительного отношения детей к
представителям народов ханты и манси.
Так, например, мы знакомились с жизнью и бытом народов. С помощью кроссворда узнали старое название народа ханты. Учились сравнивать жилища
разных народов между собой, развивали умение выделять в положительные и отрицательные стороны. «Через игру «На охоту» побуждали детей творчески воспроизводить в игре уклад жизни хантов и манси, закрепили представления о
природе тайги, е обитателях. В дидактической игре «Предметы необходимые охотнику, рыбаку, оленеводу» закрепили знания о предметах, необходимых охотнику, рыбаку, оленеводу, активизировали словарь детей и создали книжку.
Далее знакомились с одеждой народов Севера и хантыйскими узорами. В дидактической игре «Подбери одежду народов Севера» дети соотносили вид одежды к коренным народам Севера; закрепляли знания названий разных видов одежды ханты и манси, учились передавать образ человека в национальной одежде.
Благодаря просмотру презентации «Хантыйский орнамент: е символика»
дети познакомились с декоративно-прикладным искусством этих народов. А затем в центрах активности развивали навык составления узоров
«Заячьи ушки».
Развивали познавательный интерес к культуре коренных народов Севера на примере изготовления любимой игрушки хантыйских детей куклы «Акань», оберегов, чтения народных хантыйских сказок и знакомства с праздниками.
Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей,
сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое
совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания стали народные игры. На открытой площадке детям предлагались такие игры на воспитание чувства коллективизма, двигательной активности, силовых качеств: «Ручейки и озра», «Охота на куропаток», «Ловля оленей», «Важенка и оленята», «Оленьи бега», а также игры - состязания: «куобах» (прыжки на двух ногах, «кылыы» (прыжки с разбега на одной ноге, прыжки через нарты, бег на разные дистанции, развивающие силу, ловкость, расчетливость, волю к победе.
Над проектом дети работали все вместе. Они дружно выполняли коллективные работы, создавали иллюстрированные книги. Тем самым нашли ответы на свои многочисленные вопросы.
3 этап реализации проекта.
В заключение всего была создана выставка творческих работ «Народы Тюменской области», прошло развлечение «Вурна-Хатл или праздник Вороны», целью которого было развитие интереса к народной игре; помочь детям через игру понять особенности национальной культуры хантов и манси.
Список литературы:
1. Детские народные подвижные игры. // Составители: А. В. Кенеман,
Т. И. Осокина. М., Просвещение, 1995 г.
2. Интернет источники
3. Салымский край. Научно-художественное издание. Екатеринбург. Тезис, 2000.
4. Сказки народов Севера. //Составитель В. В. Винокурова, Ю. А. Сем. – Л. ,
Просвещение, 1991.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008