Стасевич Татьяна
Краткосрочный проект «Хлеб — Всему голова!»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" –
В поле, в доме, в державе!
Подготовила воспитатель Стасевич Т. В.
Введение
Публикация «Краткосрочный проект „Хлеб — Всему голова!“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Наименование проекта : «Хлеб – всему голова»
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный:
По количеству участников: групповой
Участники: дети группы №1 «Родничок», воспитатель Стасевич Т. В. родители.
Сроки и этапы реализации
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта : Две недели - 09.04.2018 -20.04.2018. г.
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта : сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта :
Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
Закрепить словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
Развивать связную коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
Развивать умения делать элементарные умозаключения и выводы;
Продолжить знакомить с картинами известных художников;
Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
Познакомить со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ. Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями
Оформить кулинарную книгу детскими рецептами приготовления хлебобулочных изделий.
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:
Рисунок «Каравай»;
Аппликация «Колосья»;
Лепка из соленого теста;
Конструирование из конструктора «Мельница»;
Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе;
Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый».
. Была подготовлена презентация, в результате которой дети узнали, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием хлебобулочных изделий.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный (март 2018г.)
2 этап. Внедренческий. Реализация проекта (апрель 2018г.)
3 этап. Обобщающий (апрель 2018г.)
На подготовительном этапе подобрала художественно-иллюстративный материал. К сбору материала подключила детей и их родителей. Далее, разработала конспекты занятий и бесед, создала презентацию на тему «Как хлеб на стол попал».
I этап
Разработка проекта и реализация проекта
Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова» :
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
Как люди выращивают хлеб?
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?
Модель трех вопросов
Что мы знаем? Хлеб делают из муки. (Аня)
Муку делают из зерен. (Вова.)
Хлеб покупают в магазине. (Варя)
Хлеб бывает белый, черный. (Соня)
Мама дома печет хлеб в хлебопечке. (Максим)
Что мы хотим узнать? Когда появился хлеб? (Полина)
Как раньше выращивали хлеб? (Варя)
Как выращивают хлеб в наше время? (Максим)
Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб? (Дима)
Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? (Вова)
Как сделать тесто? (Владик)
Что можно сделать из муки еще? (Соня)
Почему говорят: Хлеб всему голова (Дима)
Что можно приготовить из черствого хлеба? (Захар)
Смогли бы вы прожить без хлеба?
Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе?
Как нам найти ответ? Сходить на экскурсию (Света)
Спросить у родителей (Полина)
Спросить у воспитателя (Артем)
Провести опыт, получить муку (Рома)
Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете (Ксюша)
II этап
Реализация проекта
Образовательная деятельность Совместная деятельность Самостоятельная деятельность С родителями
Познавательное развитие,
речевое развитие Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл» экологическая игра «что за чем», Опытная деятельность «Как получается мука?», «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением, опыт «Как готовить тесто» Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол», Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова, чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» Пришвин «Лисичкин хлеб» Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба, Д/и для развития мелкой моторика «Золушка», Д/и «Посчитай зерна» Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. Прочитать с родителями А. Букалов «Как машины хлеб берегут», Просмотр диафильма В. П. Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе»
Художественно - эстетическое развитие Аппликация «Колосья»
Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?», конструирование из конструктора «Мельница», рисование «Каравай».
рассматривание иллюстраций И. Шишкин «Рожь», И. Машкова «Снедь Московская. Хлеба» Раскрашивание раскрасок Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена Подбор иллюстраций о хлебе
Социально – личностное развитие Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел» Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье). Сюжетно – ролевые игры «Булочная», «Семья», «Ярмарка» (дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин») Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый», как результат совместной деятельности родителей и ребенка. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий
Физическое развитие Пальчиковые игры, физминутки Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?» Скажи и покажи
III этап
Подведение итогов
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали :
Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для жизнедеятельности человека.
Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы о хлебе. Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по сказке Г. Х. Андерсена.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
А главное: Мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Произведения о хлебе
Любим мы блины с вареньем,
С яблоками пирожки,
Вкусный торт на день рожденья
Из рассыпчатой муки.
Но хочу открыть вам тайну:
Пирожков вам не видать,
Если в поле вдруг комбайны
Хлеб не будут убирать.
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Но не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Дождик, дождик поливай-
Будет славный урожай:
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
И течёт, течёт пшеница
Золотистою рекой…
И машины вереницей
Хлеб везут для нас с тобой.
Растите хлеб!
Выращивайте хлеб!
Он - смех детей,
Он - радость мирных дней.
Он наших городов и сёл мечта.
Он - пенье птиц.
Он памятником стал
Всем тем, кто жизни за него отдал.
В. Воронько «Вот и лето пролетело…»
"Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут - молотят, жнут - молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи - ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко. "
Вешний день, пахать пора…
"Вешний день, пахать пора. Вышли в поле трактора.
Их ведут отец мой с братом, по холмам ведут горбатым.
Я в вдогонку им спешу, покатать меня прошу.
А отец мне отвечает: - Трактор пашет, не катает!
Погоди-ка, подрастешь, сам такой же поведешь!"
С. Погореловский «Вот он – хлебушек душистый…»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!"
П. Каганова «Хлеб – наше богатство»
Сею в поле зёрна, И зерно в амбары
Раннею весною, Потечёт рекою,
А над ними светит, И его машины
Солнышко родное. Сделают мукою.
На ветру весёлом, На заводе пекарь
Зашумят колосья, Хлеб спечёт с любовью,
Будет урожайной, Скажет он: «Ребята!
Золотая осень. Ешьте на здоровье!»
Н. Самкова «О хлебе»
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
«Зачем - спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла..
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала «Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки «Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
«Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив
Сухомлинский В. Моя мама пахнет хлебом.
( В книге: Сухомлинский, В. Яблоко и рассвет. – М., 1984. – С. 17.)
В один день в детский сад пришли двое новеньких – Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спрашивает Колю:
– Где работает твоя мама?
– А ты не догадался? – удивился Коля.
– От неё пахнет лекарствами. Моя мама – врач. Если заболеет человек – мама его вылечит. Без врача люди не могли бы жить. А твоя мама где работает?
– А ты разве не понял? Она же пахнет хлебом. Моя мама – пекарь. Она кормит людей. Без хлеба никто не сможет жить.
– И врач? – удивлённо спросил Коля.
– И врач не сможет, – с гордостью сказал Толя. Задание для внимательных слушателей:
– Кем же работала мама Толи? ( Возможные ответы детей: пекарем, кондитером, хлеборобом.)
Я. Тайц «Все здесь»
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
- Бабушка, а тут что растет?
- Хлеб, внученька!
- Хлеб? А булки где?
- И булки здесь, внученька.
- А баранки?
- И баранки здесь.
- А пряники?
- И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники.
Пальчиковая гимнастика
1. Божья коровушка
Божья коровушка,
Полет на облачко. (рукой изображают брюшко божьей коровки)
Принеси нам к осени,
Мы тебя попросим: (сверху брюшка поглаживают другой рукой)
В огород – бобы,
В лес – ягоды, грибы,
В родник – водицу,
В поле – пшеницу. (поочерёдно загибают пальцы)
2. Тесто
Тесто ручками помнем (сжимаем и разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками по плоскости стола)
А верхушку сладким кремом
И кокосовую крошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
А потом заварим чай
В гости друг- друга приглашай.
3. Колосок.
Золотистый колосок, кто тебе расти помог?
Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.
А еще людские руки, что в труде не знали скуки.
Мне не стать без них таким Сильным, рослым и большим!
Н. Красильников
4. Испечем пирожки и плюшки
Мама пироги печет, заинька не отстает
Пальчики стараются – плюшки получаются.
На дощечке нет уж места (руки в сторону, сжимает пальцы)
Мама снова месит тесто («месим»)
Отдохни,- сказала мама.
Заинька твердит упрямо (загибает пальцы)
У слоненка день рожденья, очень любит он печенье,
Рыбку любит кошка, бублики матрешка.
Все я это испеку, только не жалей муку.
5. Пироги
Мы печем пшеничные пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра Пес лохматый со двора.
6. Хороводная игра «Каравай»
Как на наш весёлый праздник,
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины.
Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?
Пышной коркой похрустим.
Всех на свете угостим.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки
Вырастай богатырём!
ЧТЕНИЕ ДЕТЯМ:
1. Михаил Пришвин «Лисичкин хлеб».
2. Белорусская сказка «Лёгкий хлеб».
3. Константин Ушинский «Два плуга».
4. Шведская песенка «Отличные пшеничные».
5. Русская народная сказка «Колосок».
6. Э. Шим «Хлеб растёт».
7. Д. Кугультинов «Кусок хлеба».
8. Т. Аргези «Хлеб».
9. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла».
10. Ф. Шкулева «Молотьба».
11. Ю. Ждановская «Нива».
12. К. Паустовский «Тёплый хлеб».
13. М. Глинская «Хлеб».
14. Я. Дагутите «Руки человека», «Лето».
15. А. Ремизов «Хлебный голос».
16. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный». (В обработке И. В. Карнауховой).
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. 2001 г.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. 1999 г.
3. Комарова Т. С., Зарянова О. Ю., Иванова Л. И., Карзина Г. И., Милова О. М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М. 2000 г.
4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. ,1997.
5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. – М., 1996.
6. Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – 2-е изд., испр. и доп. - М. 2005.
7. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е. А. – М. 1999.
8. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. О. С. Боромыкова (изд. «Детство-пресс»
9. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по теме "Осень" для детей с ОНР.
10. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
11. Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
12. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.