Наталья Шляхтина
Краткосрочный проект для старших дошкольников «Этот загадочный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта: «Этот загадочный космос».
Руководители проекта: Шляхтина Наталья Викторовна.
Снетова Ольга Николаевна.
Вид проекта:: творческий, информационно – исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный, 1 неделя.
Участники проекта: воспитатели, дети старшей группы,родители воспитанников.
Проблема
Публикация «Краткосрочный проект для старших дошкольников „Этот загадочный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Актуальность проекта
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Задачи: 1. Сформировать устойчивый интерес к познанию космического пространства.
2. Познакомить детей с историей развития космонавтики, с символикой некоторых созвездий, строением солнечной системы.
3. Расширять первоначальные представления о звездах и планетах (их величине, о порядке расположения относительно Солнца, некоторых особенностях).
4. Прививать любовь к родному краю, планете, героям освоения космоса.
5. Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
6. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
7. Поощрять желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы, совместной исследовательской деятельности.
Этапы реализации проекта
Этап подготовительный:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение литературы по теме проекта.
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта;
Итоговый этап:
- презентация проекта.
План мероприятий по проекту
Школа мудрого звездочёта ООД
1)Тема: «Зачем летают в космос?»
Цель: Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике, познакомить с искусственными спутниками земли.
2)Тема: «Космические исследователи».
Цель: обогащение знаний детей о планетах Солнечной системы.
3)Тема: «Путешествие в космос».
Цель: Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать логику, внимание, память при решении поставленной задачи. Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе.
4)Тема: «Покорители космоса».
Цель: Систематизировать знания детей о первых космонавтах.
5)Тема: «Космические спасатели».
Цель: Углубить знания детей о работе космонавтов.
6)Тема: «Многоликая Луна».
Цель: способствовать ознакомлению детей со спутником планеты Земля – Луной.
7)Тема: «Животные в космосе».
Цель: Обогатить знания детей о первых покорителях космоса.
Космо-кинозал Просмотр фильмов:
1. «Юрий Гагарин».
2. «Первый полёт».
4. Мультфильмы о Земле, о Солнце, космических машина, планетах Солнечной системы.
Читальный зал Чтение с детьми произведений о космосе:
- Чтение П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп».
- И. Холи «Я тоже к звездам полечу».
- Чтение Г. Юрлин «Что внутри?».
- Рассказ «Счастливого пути, космонавты».
- Н. Носов «Незнайка на Луне».
Рассказы по картинкам «На чем люди летают в космос».
Поэтическая гостинная Чтение поэтических произведений:
1. Чтение стихотворений современных поэтов о Космосе, Вселенной, подвигах космонавтов.
2. «Копилка мудрых мыслей» - разучивание пословиц, поговорок, загадок о космосе и космонавтах.
Лаборатория космических опытов Опыты
1. Опыт «Создаем туманности?»
2. Опыт «Запускаем ракету».
3. Опыт «Солнечная система».
4. Опыт «Образование кратеров»
5. Опыт с лучом света «День и ночь».
6. Опыт «Куда исчезли звезды?».
Творческая космомастерская 1. Лепка «Ракета».
2. Лепка «Инопланетяне».
3. Пластилинография «Планеты Солнечной системы».
4. Рисование «Загадочный космос».
6. Рисование «Кометы» (техники «Граттаж»
Космическая игральдия Дидактические игры
- «Звездный путь».
- «Восстанови порядок в солнечной системе».
- «Найди лишнее».
- «Куда летят ракеты».
- «Подбери созвездие».
- «Разные картинки».
- «Подбери одежду для космонавта».
- «Что ближе, что дальше?» (Определять расстояние между
планетой и космическим кораблем с помощью условной мерки.)
Конструктивные игры:
- Складывание созвездий из мозаики.
- Из деревянного конструктора - «Космодром».
- Из лего - «Роботы».
- Из пластмассового конструктора- «Космический корабль».
Игра – импровизация «Обитатели космоса».
(плавные движения космонавтов в невесомости под «космическую» музыку)
Сюжетно-ролевые игры:
- «Космонавты».
- «Путешествие в космос».
Подвижные игры
- «Солнце – чемпион».
- «Невесомость».
- «Ждут нас быстрые ракеты»
-«Космонавты».
Музыкальная гостинная Слушание космической музыки
- Музыкальные произведения группы «Зодиак».
- Земляне «Трава у дома».
Текст к презентации.
Наука о строение вселенной и небесных телах, называется –астрономия.
Вселенная – это космическое пространство, и все, что его заполняет, небесные тела, газ, пыль. (слайд 2)
Предположим, что астрономия – это наука только для взрослых.
Можем ли мы изучить неизведанный мир Вселенной?
Попросили наших воспитателей помочь нам в этом разобраться.
Мы стали думать, где же нам узнать про всё это?
Можно спросить у взрослых, посмотреть фильмы про космос. Наконец есть интернет, где можно узнать про всё. А еще есть энциклопедия. До чего же интересно рассматривать картинки с изображением космоса, читать про неизвестные планеты. (слайд 3)
Когда на улице безоблачно, то можно в темноте разглядывать небо! Мы увидели Луну и звезды. .(слайд 4)
Из энциклопедии и интернета мы узнали, что на луне есть кратеры. .(слайд 5) Вместе с ребятами провел опыт «Образование кратеров». Я взял предмет (камень, похожий на метеорит, в емкость мы насыпали муку. Я кинул предмет в муку. Образовавшийся след был похож на кратер. .(слайд 6)
Еще провели опыт «День и ночь». Мы взяли глобус и фонарик. Когда я вращал глобус, то он был освещен только с одной стороны. Это значит, что там, где попадает свет – день, а где темно ночь. .(слайд 7)
Чтобы полететь в космос человек изобрел ракету и космический корабль. .(слайд 8) Как же ракета смогла так высоко подняться? Я покажу вам простой пример, как летит ракета в космос.
Опыт(. Ребенок надувает воздушный шарик и зажимает отверстие пальцами. А потом разжимает пальцы, и шарик резко вырвется вверх) Наш шар летел, как ракета. Он двигался вперед, пока в нем был воздух. Так и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. Ракета поднимает космический корабль вверх, а выйдя на орбиту, отсоединяется от него. Корабль летит в космос, а ракета падает в специальное место.
Первыми в космос полетели Белка и Стрелка – это две собачки! .(слайд 9)
Самый знаменитый космонавт – Юрий Гагарин. Это первый человек, побывавший в космосе. Это было 60 лет назад. .(слайд 10)
Алексей Леонов – тоже знаменитый космонавт,он первый вышел в открытый космос. слайд 11)
Валентина Терешкова – это первая женщина, побывавшая в космосе слайд 12)
Что бы выйти в открытый космос, космонавты используют скафандр. Это специальный костюм, он защищает космонавтов от солнечных лучей и холода, а еще он помогает им дышать, т. к. в космосе нет кислорода. слайд 13)
Наша Солнечная система так называется не зря, ведь самое главное это Солнце. слайд 14) Солнце – это звезда. Оно выглядит как большой огненный шар. Оно настолько горячее, что к нему невозможно даже подлететь, можно сразу сгореть.
Первая планет от Солнца – Меркурий. слайд 15) Он весь в кратерах. На Меркурии жить невозможно, т. к. днем тут невыносимо жарко, а ночью невыносимо холодно.
Вторая планета от Солнца – Венера. На ней тоже нет жизни. Она вся покрыта горячей лавой. Это самая яркая планета.
Следующая планета от Солнца – наша Земля. Посмотрите, какая она красивая! Она расположена так, что на ней не очень жарко и не очень холодно. На ней есть жизнь: люди, животные, растения. С космоса ее легко узнать – она разноцветная! Коричневые пятна – это горы, зеленые – поля и леса, синие – моря и океаны, а белые – облака. У нашей планеты есть спутник – Луна. Она тоже вся в кратерах. Луна вращается вместе с Землей, поэтому мы ее видим то в виде месяца, то полной. А еще, Луна не светится сама – она отражает свет от Солнца.
Четвертая планета от Солнца – Марс. Она красно-коричневого цвета, потому что в ней содержится много железа.
Пятая планета Юпитер. Это самая большая планета, она планета-гигант. На ней нет жизни, потому что она состоит из газа,.
Шестая планета от Солнца – Сатурн. Его легко отличить от других планет. У него огромные кольца, состоящие из космической пыли и камней, покрытых льдом.
Следующая планета – Уран. На ней царит вечный холод, поэтому жить на ней невозможно.
Дальше всех расположена планета Нептун. На ней очень холодно, а еще ледяные ураганы и бури, каких нет ни на одной планеты. Раньше считали, что есть еще девятая планета Плутон. Но ее исключили из Солнечной системы, потому что она карликовая планета.
Все планеты вращаются вокруг своей оси,. а еще планеты вращаются вокруг Солнца по орбите. У каждой планеты есть своя орбита, и чем дальше она расположена от Солнца, тем больше ее путь. Вращаясь по орбите, на нашей планете меняются времена года.
С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. слайд 16) Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия. слайд 17), которые люди сравнили с изображением предметов и животных.
.Нам стало интересно, где образуются звезды и мы узнали это. (слайд 18) Новые звезды образуются внутри туманностей, иногда пыль и газ в этих облаках начинает сжиматься, в конце- концов оно становится плотным и горячим чтобы зажечь свою новую звезду. Значит звезды начинают свою жизнь в месте, которое астрономы называют туманностью.
В нашей галактике много красивых и разноцветных туманностей; Туманности бывают не только различных размеров, они имеют различные формы, которые похожи на некоторых животных, слайд 19- 21) – это туманность «Конская голова», «Краб». А это туманность Андромеды.
Мы проведем опыт, который покажет как выглядит туманность. Приступим к созданию нашей туманности, нам нужно; молоко жирное, пипетка, пищевые красители, ватные палочки, средство для мытья посуды. Нужно налить молоко в широкую посуду, капнуть из пипетки несколько капель разного красителя, желательно капать их на расстоянии друг от друга, чтобы цвета не смешивались. Затем берем ватную палочку, макаем в моющее средство и опускаем в центр цветной капли., наблюдаем за реакцией и осторожно, поверхностно рисуем на молоке., туманность получится как из космоса. слайд 22)
Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах и других планетах. слайд 23)
Мы смотрим разные фантастические фильмы про инопланетян. После таких фильмов, многие из вас задавались вопросом «Существуют ли инопланетяне на самом деле?» Кто они - эти живые существа? Какие они? Похожи ли они на нас? Сколько у них рук и ног? Есть ли уши и глаза, и какие они? Представим, что мы прилетели на планету, неизвестную пока никому. Что можно там увидеть? (слайд с инопланетянами) слайд 24 - 25)
С ребятами поиграли в викторину про космос. Из конструктора построили ракету. Все ребята стали играть. Было очень интересно и весело. Мы с детками отправились в космическое путешествие.
Звезды в галактиках не стоят на месте, они все время перемещаются, а также умирают (то есть взрываются) и рождаются новые. Все объекты во вселенной находятся в строгом порядке и подчинены определенным законам. К сожалению, ученые не до конца разобрались во всех этих законах, так как многое в космосе остается еще загадкой для человечества. слайд 25)
Гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Теперь обо всем этом знаете и вы!