Лариса Селиверстова
Краткосрочная образовательная практика «Тико-моделирование»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №49» г. Перми
Программа краткосрочной образовательной практики
для детей 6-7 лет
«ТИКО-моделирование»
Разработчик:
Селиверстова Лариса Владимировна
воспитатель
2019 г.
Программа краткосрочной образовательной практики
«ТИКО-моделирование»
Пояснительная записка
Публикация «Краткосрочная образовательная практика „Тико-моделирование“» размещена в разделах
- Краткосрочная образовательная практика. КОП в детском саду
- Опыт работы, практика
- Тико-конструктор
- Темочки
Обучение и развитие детей старшего дошкольного возраста в детском саду направленное на развитие технического творчества, можно реализовать с помощью ТИКО – конструкторов.
«ТИКО» – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок»
Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные ТИКО-постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром.
Актуальность ТИКО - технологии значима в свете внедрения ФГОС, так как:
-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию всех образовательных областей;
-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.
Актуальность работы с ТИКО : обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей.
Цель: создание необходимых условий для развития логического мышления, конструктивных навыков у детей через формирование умения пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами.
Образовательные задачи :
• мотивировать детей на самостоятельное выполнение заданий;
• совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах;
• закрепление навыков анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки;
• учить самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.
Развивающие задачи:
• развитие фантазии и конструктивного воображения;
• развитие чувства симметрии;
• развивать чувство времени при выполнении задания;
• развивать любознательность, познавательную мотивацию;
• формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
• развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход.
Воспитательные задачи:
• способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности;
• поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
• способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки.
Формальные характеристики программы
Возраст Количество и время занятий Количество
участников
6-7 лет 4 занятия по 30 мин 15 человек
Перечень материалов и оборудования для проведения КОП
• демонстрационная магнитная доска;
• наборы ТИКО «Архимед», «Геометрия»;
• схемы сборки конструктора;
• игрушки для обыгрывания ситуации.
Формы работы:
• работа в парах, индивидуально;
• коллективная работа;
• познавательные игры;
• рефлексия.
Принципы работы:
• последовательность;
• доступность;
• учет индивидуальных и возрастных особенностей;
• сознательность и активность ребенка;
• наглядность;
• возрастная адекватность;
• осуществление личностно - ориентированного обучения и воспитания.
Методы работы:
Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т. д.);
Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
Поисковый – самостоятельное решение проблем;
Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
2. Развито умение работы по схемам и разверткам.
3. Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
4. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
5. Имеются представления:
-о деталях конструктора и способах их соединении;
-об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
-о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
-о связи между формой конструкции и ее функциями.
Тематический план занятий
Тема
занятия Содержание
Предполагаемый результат
1.
Вводное.
Новый взгляд на конструктор
ТИКО. Уточнение знаний геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, пятиугольника. Исследование форм и свойств многоугольников. (Плоскостное моделирование) Ребенок видит конструкцию объекта и анализирует ее основные части.
2.
«Конструирование по схемам» Учить проводить сравнительный анализ и классификацию различных видов многоугольников.
Закрепление умения анализировать, классифицировать многоугольники и делать вывод.
Совершенствовать умение конструировать плоскостные фигуры по контурной схеме. Ребенок видит, распознает схему постройки, называет и классифицирует многоугольники.
3. «Многогранники. Пятиугольная пирамида»
Развивать умение различать разные виды пирамид, выявлять их характерные признаки.
Знакомить с понятиями: вершины, рёбра, грани, основания.
Конструирование пятиугольной пирамиды по представлению. Ребенок анализирует многогранники и делает выводы, конструирует как по схеме так и по представлению.
Интеграция образовательных областей : художественно-эстетическое развитие, речевое, социально-коммуникативное развитие, физическое.
Источники:
1. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» М. С. Ишмаковой - ИПЦ Маска, 2013г.
2. https://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/doshkolnik/
Интернет-ресурсы (методические и дидактические материалы для работы с конструктором ТИКО)