Елена Маркелова
Краткосрочный проект «Такие разные тарелки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Такие разные тарелки»
Краткая аннотация проекта.
Суть проектной деятельности — активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе данной проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления
Продолжительность: краткосрочный.
Публикация «Краткосрочный проект „Такие разные тарелки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Проекты, планы
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Тип проекта : творческий, ознакомительно-ориентировочный.
Участники: дети, воспитатели, родители.
Цель: Содействовать развитию познавательного интереса детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете-тарелке. Развитие эстетического восприятия.
Задачи
Для детей:
-обогащать представление о видовом многообразии тарелок (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику);
-поддерживать естественный интерес и любознательность детей;
-развивать эмоциональную среду;
-развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами;
-развивать творчество и фантазию при декорировании тарелок
Для родителей:
-привлечь родителей к познавательной сфере ребёнка;
-стимулировать творческую деятельность родителей через совместное с детьми творчество, участие в досугах;
-способствовать установлению партнёрских отношений педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования детей.
Для педагогов:
-обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
-способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : «Нужна ли нам тарелка? Какие разные бывают тарелки? История тарелки».
Результат проекта
Для детей: -знакомство с загадками о тарелочке;
-роспись бумажных тарелок элементами хохломской росписи,
гжели; -лепка посуды из солёного теста, роспись;
-проведение исследовательской деятельности «Какие разные тарелочки» (Опыты по сравнению) -история появления тарелок (беседа)
Для педагогов: - презентация «Такие разные тарелки»
- разработка тематического проекта по теме
- создание презентации;
-выставка книг с загадками о тарелке;
-подбор и рекомендации по прочтению литературы с детьми;
- создание папки передвижки «История тарелки»
Для родителей: -выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;
Этапы:
Подготовительный:
-определить объект изучения;
-создать проблемную ситуацию (за обедом у одного из детей не оказалось тарелки).
-подбор художественной литературы, изготовление книги стихов и загадок про тарелку ;
-сбор экспонатов.
Исследовательский:
- знакомство с разными видами тарелок (Просмотр презентации "Разные тарелки"
- откуда «пришла» к нам тарелка (Беседа)
- опыты по сравнению
Создание продукта по проекту :
Заключительный:
- обобщение результатов работы;
- организация выставки поделок из тарелок,
- организация выставки расписанных тарелок из солёного теста.
План реализации проекта
Этап Работа с педагогами Работа с детьми Работа с родителями
Подготовительный
-определить объект изучения;
-создать проблемную ситуацию
-подобрать художественную литературу по теме проекта,
-изготовить книги стихов и загадок про тарелку.
-информация для родителей по
теме проекта
-домашнее задание для родителей:
экскурсия в магазин посуды.
Исследовательский
- знакомство с разными видами тарелок (Просмотр презентации "Разные тарелки"
- опыты по сравнению 1. Чтение художественной
литературы: "Жихарка","Три
медведя", "Лиса и журавль", стихи и
загадки про посуду.
2. Рассматривание картинок со
столовой посудой.
3. Просмотр м\ф "Федорено горе".
4. Беседы:
"Из чего и чем мы едим",
"Какая бывает посуда",
"Меры безопасности
при использовании посуды".
5. Д/ и:"Угадай, из чего сделано", "Из
чего едим, из чего пьем, и в чём
варим", "Чего не стало?", "Что лишнее".
6. Ср игры: "Накрой на стол",
"В гостях на чаепитии", "Магазин посуды".
7. Пальчиковые гимнастики: "Вот тарелочка для
Федоры", "Помощники".
8. Лепка "Чашка для Мишутки"
9. откуда «пришла» к нам тарелка (Беседа)
10. Рисование посуды по трафаретам
и раскрашивание.
Рекомендация для родителей по
приобщению детей к совместному
мытью посуды.
изготовление
дидактической игры: «Такая
разная
тарелка»
Консультации для родителей на тему «Формирование представлений о видах и назначении посуды у дошкольников».
Заключительный
обобщение результатов работы
Выставка детских работ "Такая
разная посуда".
Приложение № 1:
Консультация для родителей "Культура поведения ребенка за столом"
Воспитание у детей культуры поведения за столом.
Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.
Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.
Уважаемые родители, обратите внимание на:
*как ест ребенок;
*каково его поведение за столом;
*умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, полотняной и бумажной салфетками;
*знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.
Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Очень важно не упустить момент желания ребенка делать все самостоятельно! Своим стремлением помочь ему, сделать быстрее и аккуратнее вы оказываете ребенку медвежью услугу. Потому как неосвоенный в определенном возрасте навык создает потом трудности не только ребенку, но и вам.
Уже с раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:
• На столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;
• За столом сидим с чистыми лицом и руками;
• Застолье проходит без крика и резких замечаний;
• Правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;
Ребенок только взял в руку ложку и тянет ее ко рту, а мама уже ласково, спокойно и настойчиво должна приучать его держать ложку правильно.
• Обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.
Постепенно внушайте ребенку разумность этих правил и начинайте его этому обучать.
Конечно, детям нелегко соблюдать все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. Тогда в некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка, ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Будьте терпеливы, хвалите и демонстрируйте уверенность в способностях ребенка - все это приведет к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.
Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя; если ты будешь сидеть «развалившись», то прольешь на себя суп из ложки…И помните, что Вести себя ДОМА нужно ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ! Никогда не делайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь же все свои!» Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали (или не обращали внимания) есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а в гостях вдруг начали ругать!
Также как можно раньше посадите ребенка за общий стол. Пусть он сам подумает и объяснит, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой, почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом, что делать, если на тарелке лежат сыр и ветчина, а хочется еще съесть шпроты, почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось, и т. д. Приучая ребенка пользоваться бумажными и полотняными салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу.
С 5-6-летнего возраста необходимо приучать пользоваться ножом и вилкой. Мы решили изменить возрастные критерии, начать приучать с 3-4 лет. Ребенок легко запоминает эти правила. Ему кажется, что, соблюдая их, он стал старше и умнее. Он сравнивает себя со взрослыми - так ли они ведут себя во время приема пищи. Надо поддерживать у него возникший интерес к правильному поведению за столом. Взрослых нередко мучает вопрос: что и как едят. Родители могут создать своему ребенку необходимые условия, чтобы он, став взрослым, редко задавал себе подобный вопрос. Для этого надо обучить его правильно есть разные блюда : овощи, фрукты, сладости и т. д.
Целесообразно убедить ребенка, что лучше есть за столом. Расскажите ему о пищеварении, микробах, чистых и грязных руках. Желательно называть и другие причины: можно случайно кого-нибудь испачкать, а значит, огорчить; жующий на улице человек выглядит некрасиво. Став старше, ребенок, возможно, не придаст значения таким аргументам, но в раннем детстве мы воспитаем у него привычку не есть на улице. Создайте особые условия для правильной и красивой еды. Например, в праздничном застолье старайтесь все делать правильно. Если ребенок за столом допустил оплошность, не следует его ругать, надо понять причину: у ребенка еще не закреплен навык, он волнуется, его еще не научили, слишком сложное для его возраста требование.
Только терпение и любовь родителей помогут ему освоить этикет, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознания себя культурным человеком.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.
Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.
В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы еды.
Знать предметы и действия связанные с выполнением гигиенических процессов при приеме пищи
Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших)
Знать стихи о приеме пищи, прослушать и рассмотреть детские книги и с соответствующим содержанием.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Совершенствовать приобретенные умения: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой ножом, салфеткой, полоскать рот после еды
Сформировать положительное отношение к гигиеническим процессам и культуре еды. Понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды
Знать наизусть стихи, потешки связанные с выполнением культурно - гигиенических правил.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Закрепить умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.
Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола тихо задвигать стул, благодарить взрослых.
Подготовительная к школе группа (от до 7 лет)
Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.
Во время завтрака, обеда дети могут обратиться к воспитателю, младшему воспитателю с просьбой помочь разрезать пищу, дать добавку или, наоборот, сказать няне или дежурным детям, чтобы дали меньше. Могут посоветовать или напомнить товарищу взять корочку — «помогалочку» и не трогать пищу пальцами, как правильно держать ложку. Беседы иного содержания во время еды НЕДОПУСТИМЫ.
Приложение №2
НОД «Такая разная посуда»
Программное содержание:
Закрепить познания детей о посуде, называть и различать посуду, составлять описательный рассказ по плану. Правильно строить предложения. Полно отвечать на вопросы. Развивать память, внимание, мелкую моторику. Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме. Вызвать желание помогать маме (бабушке) на кухне.
Оборудование: Игрушечная посуда, предметы настоящей посуды, опорная схема для составления описательных рассказов «посуда», разрезные картинки «посуда», силуэты чашек для штриховки, сундучок, карандаши, сказочный персонаж Федора (кукла, портрет К. И. Чуковского.
Ход занятия:
Ребята, у меня в шкатулке спрятаны загадки. Они очень хотят, что бы вы их отгадали и выпустили к нам в группу. Отгадаем?
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдает поклон.
(Чайник)
2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из нее едим мы.
Глубокая и мелкая
Зовут ее ….
(тарелкою)
3. На кухоньке нашей,
Мы варим в ней кашу,
Картошку, бульоны,
Супы, макароны
(Кастрюля)
4. На кухне ей всегда почет,
Она и жарит и печет,
Не приготовить нам еды,
На кухне без ….
(Сковороды)
5. Лишь для хлеба создана,
Бережет его она.
(Хлебница)
6. Ее за ручку мы берем,
Чай, кофе из нее мы пьем.
(Чашка)
7. Сама не ем,
А людей кормлю.
(Ложка)
8. Они сделаны из стекла,
И предназначены для чая, сока, молока
(Стаканы)
9. Имеет четыре зуба,
Каждый день появляется за столом,
А ничего не ест
(Вилка)
10. Новая посуда, а вся в дырках
(Дуршлаг)
Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки? Правильно, о посуде!
Давайте вспомним, какая бывает посуда.
- Как называется та посуда, из которой мы пьем чай?
Чайная посуда.
- Из которой мы кушаем?
Столовая.
- Как называется посуда, в которой готовят?
Кухонная посуда.
Вот такая разная посуда бывает.
А сейчас послушайте стихотворение, которое я вам прочитаю, оно называется:
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень туго.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей,
Брали мясо бы руками, Разрывали бы зубами, Пили воду бы в реке, Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду,
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты: Сыр и масло, хлеб и фрукты,
В ней готовят сотни блюд, Варят, жарят и пекут!
Вот какая она помощница!
Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?
- Как она называется?
Федорино горе.
- Кто написал эту сказку?
К. И. Чуковский
- Какие сказки он еще написал?
- Почему вся посуда убежала?
Потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Слышите шорох, кто-то вздыхает. А! Вот она, Федора Егоровна пришла сегодня к нам. (Воспитатель достает куклу Федору) И пока посуда убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберем всю ее посуду. У вас на столах разрезные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нем расскажете.
Проводится игра «Собери посуду».
(Развивать умение анализировать и синтезировать образное мышление. пространственное восприятие, воображение, логику. Упражнять в составлении целой картинки из частей).
Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник.)
Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.
А теперь давайте внимательно посмотрим на свои картинки, и их сравним. В
Игра «Сравни».
(Развитие логического мышления, памяти. Развитие речевой активности).
Дети поочередно в парах, как они сидят за столами, проводят сравнение.
1. Чем кастрюля отличается от сковороды?
(Кастрюля высокая и у нее две ручки, а сковорода низкая, широкая, у нее одна ручка).
2. Чем кувшин отличается от бутылки?
(У кувшина есть ручка).
3. Что едят из глубокой тарелки?
(Из глубокой тарелки едят щи, борщ, суп).
4. Что едят из мелкой тарелки?
(Из мелкой тарелки едят….).
5. Чем отличается чайная ложка от столовой?
(Чайная ложка короче и не такая глубокая).
6. Почему ложка не может выполнять работу вилки?
(У ложки нет зубчиков, как у вилки, ложка круглая).
Понравилось вам сравнивать предметы? Давайте с вами еще поиграем, выходите ко мне сюда на ковер, вставайте в круг.
Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.
Проводится игра с мячом в круге, дети, получая мяч по очереди, отвечают.
Игра «Из чего сделана посуда?».
(Развивать память, внимание, речь, упражнять в употреблении прилагательных, развивать речевую активность) .
Ложка из дерева – деревянная.
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Ваза из хрусталя – хрустальная.
Терка из металла – металлическая.
Графин из стекла – стеклянный.
Сковорода из чугуна – чугунная.
Миска из глины – глиняная.
Нож из стали – стальной.
А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.
Физкультминутка.
«Я чайник-ворчун».
Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд,
Шаги на месте
Я всем напоказ выставляю живот,
Руки на поясе,
Повороты туловища
Вправо-влево
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
Хлопки в ладоши
- Эй, люди, я с вами чай пить хочу.
Прыжки на месте
Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Игра «Каждый продукт в свою посуду».
(Развитие логического мышления, памяти. Развивать речевую активность)
Масло сливочное положим в …
Сахар насыпаем в …
Молоко нальем в …
Соль у нас в …
Перец в …
Хлеб положили в …
Фрукты …
Сухари …
Сок налили …
Селедку …
Конфеты к чаю у нас …
Ну, а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас расскажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет. Или она что-то напутала.
Игра «Четвертый лишний».
(Развивать умение выделять лишнее слово. Объяснять свой выбор)
Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний. И так, я говорю.
Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).
Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).
Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).
Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).
Овощерезка, миксер, мясорубка, тарелка (из тарелки кушают).
Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили все по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что Федора к нам пришла с сундуком. Хотите узнать, что лежит в сундуке. Воспитатель по очереди приглашает к сундуку 3-4 человек. Они достают содержимое сундука и рассказывают о нем, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начинает воспитатель (дает образец воспитания)
- название предмета посуды
- цвет.
- форма.
- части.
- из чего сделана посуда.
- как используют.
1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.
2. тарелка
3. чайник
4. сковорода
5. ложка
Ну, заглянули мы с вами в сундук Федоры, помогли ей с посудой. Ребята, а чем закончилось произведение «Федорино горе»? Да, она исправилась.
Уж не буду, уж не буду,
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду,
И любить и уважать!
А как вы своей маме дома помогаете?
А вот какой сюрприз, ребята, приготовила для вас Федора. Посмотрите, это чашки, они останутся вам на память. Только сначала давайте сделаем их красивыми. Вы возьмете карандаш и будете штриховать (выставляется образец) или слева направо, или сверху вниз. Дети берут карандаш и работают. Готовые работы выставляются на доске. Дети говорят Федоре спасибо.
НОД «История возникновения тарелки»
Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком; активизировать познавательную деятельность детей.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик);
2. Учить детей приемам рисования специальными красками по керамике;
3. Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук;
4. Знакомить с правилами безопасного поведения в быту;
5. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с красками
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, меня с детства интересовали разные тарелочки. Когда я была маленькой, у меня была тарелочка расписная, красивая, не такая как у всех, её мне подарила бабушка на день рождения. А когда я подросла, мама купила мне тарелочку с голубыми горошинами и с голубой каёмкой, она тоже была очень красивая, и я берегла её, аккуратно кушала и мыла под краном свою тарелочку. Когда я стала взрослой, то попробовала собрать небольшую коллекцию тарелок. А как вы понимаете, что такое коллекция? (Ответы детей). Мне хотелось бы сегодня показать вам мою коллекцию.
Рассматривание и сравнение коллекции тарелок, среди них лежит лист растения (лилии, плоский камень.
Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило? (Ответы детей). Вас удивило, почему на выставке тарелок оказались камень и лист растения. Послушайте, и вам все станет понятно.