Елена Петровна
Краеведение в ДОУ. Центр нравственно-патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Организация уголка по краеведению: «Уголок России-Отчий дом» (для детей дошкольного возраста 3-7 лет)
воспитатель МДОАУ № 56 АФАНАСЬЕВА Е. П.
Краеведения является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Публикация «Краеведение в ДОУ, Центр нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2020
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Орском, Оренбургским краем.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
В ДОУ для, приобщении детей к изучению истории родного города, края играет огромное значение организация уголка по краеведению
народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы
Цель уголка краеведения:
Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения
Для организации уголка по краеведению я использую следующую модель по ознакомлению детей с родным краем.
Семья Детский сад Родной город Родная страна.
Каждая из тем повторяется в возрастных группах, изменяются только содержание, объем познавательного материала, сложность и длительность изучения. Следовательно, изменяется и содержание уголка краеведения.
Тема: Семья
мл. возраст
Подготовка к восприятию материала по теме (занятий, в проектной деятельности и работа с родителями).
Темы: Семьядетский сад
сред. возраст
Знакомство начинается с детским садом, с улицей, которая ведет в детский сад.
Темы: семьядетский сад родной город
стар. возраст
Уточнение знаний о детском садике, с улице, которая ведет в детский сад, знакомство с городом.
Темы: семьядетский сад родной городродная страна.
подгот. возраст
Уточнение знаний о детском садике, с улице, которая ведет в детский сад, знакомство с городом.
Знакомство со столицей России, с символикой государства
Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание любви к родному краю, патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий.
В настоящее время я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. В этом возрасте ближайшее окружение ребенка – это семья. И сейчас основная моя задача как педагога -воспитание любви у детей младшей группы (3-4 года) – к родному дому, семье. Сюда входит привитие чувства родства с семьёй, стремление заложить и осознать основы тёплого чувства и привязанности к своей семье, сформировать понятия: «Я – член семьи», «Мой дом - моя семья».
При реализации поставленной цели в работе по краеведению я использую различные формы работы:
Познавательные занятия
Занятия, посвященные формированию у детей о семье, ее предназначении;
Традиции
Знакомство детей с культурой, языком, традициями, через игры, развлечения и др.
Для этого проводятся:
Обрядовые праздники: «Масленица», «Посиделки»; они объединяют всех участников, вызывают радостные волнения, эмоциональный подъем, дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество;
Тематические досуги «Моя семья», «Мой папа»
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач воспитания по краеведению имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
Отражение всех представленных форм работы находятся в уголке краеведения
Наиболее эффективной формой работы по краеведенью является проектная деятельность.
Темы проекты:
Семейный альбом
Родной город
Древо моей семьи
Птицы нашего города
Осень в нашем городе
Моя мама самая лучшая
Продукты проектной деятельности, также находят отражения в уголке краеведения.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о большом значении правильной организации уголка краеведения
В нашей группе создан уголок по краеведенью, помогающий решать проблемы формирования социально-коммуникативных отношений на разных возрастных этапах. :
Исходя из модели я выделила 4-и центра.
-Семья;
-Детский сад;
-Родной город;
-Родная страна.
В уголке краеведения создана модель ДЕРЕВО-МАРКЕР. В чём суть данного маркера: на дереве каждое яблоко обозначает определённый центр уголка краеведения. Это необходимо для мобильности центров по краеведению. Яблоки съёмные на магнитах.
Центр - Семья включает в себя следующий материал :
-фотоальбомы,
-папки-передвижки,
-альбомы на тему: «Герб моей семьи», «Древо семьи», «Хобби нашей семьи», «Я и моя семья», «Как я провёл лето».
серия дидактических игр на тему «Семья».
Центр-Детский сад включает в себя следующее:
-дид/игры на тему :«Игрушки», «Посуда»,
«Мебель», «Одень куклу Машу» и т. д. ;
- альбомы на тему : «Экскурсии по дет/саду», «Мы на прогулке», «Мы кормим птиц» и др. ;
- создана книга «Наши будни и праздники»
Центр-Родной город оснащён
следующим материалом:
-альбомы на тему: «Транспорт родного города»,
«Дома бывают разные», «Достопримечательности родного города»; «Календарь профессий»;
-дидактический куб на тему: «Профессии родного города»;
-альбом ко дню рождения городу;
-символика родного города.
Чем славится наш Оренбургский край:
- Орской яшмой (поделки, украшения, шкатулки из яшмы.)
А также Уральской чеканкой.
– образцы чеканки;
- наглядно-демонстрационный материал на тему:
«Уральская чеканка»;
- дид/игры: «Чеканка».
И конечно же, Оренбургским пуховым платком.
-Платки в миниатюре;
-прялка, пяльцы;
-наглядно-демонстрационный материал на тему: «Оренбургский платок».
Был собран материал и создана папка - раскладушка на тему: «ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ОРЕНБУРЖЬЯ».
В этом году наша страна, отмечает 75 лет победы в Великой Отечественной войне, в нашей группе была проведена большая работа, по сбору материала о наших земляках, которые во время войны сражались не только на фронтах, но и трудились в тылу. На основе этого материала были созданы папки – раскладушки на темы: «Книги наших земляков», «Работники тыла».
Природа, которая нас с вами окружает – это животный и растительный мир, мир грибов и насекомых.
Сюда входят:
дидактические игры;
-наглядно-демонстрационный материал;
-карта Оренбургской области;
-альбомы;
-открытки;
-дидактические кубы;
-картотеки.
Центр-Родная страна
Входит:
- СИМВОЛИКА РОССИИ,
- куклы в национальных костюмах,
-альбомы: «МОСКВА», «70 – лет со дня ПОБЕДЫ»,
-наглядно-демонстрационный материал по русским народным росписям.
Результатом работы по формированию краеведческих знаний в младшем возрасте:
- повышение уровня компетентности дошкольников младшего возраста в вопросах о семье
-уважение к родителям, родственникам, привязанность к семье
-знание названия родителей по Ф. И. О.
-знание домашнего адреса.
Таким образом, заложив фундамент с детства, по формированию уважения к своей семье. близким, окружающим людям мы закладываем основу патриотического воспитания детей: любовь к городу,области, РОДИНЕ.