Дарья Берёзкина
Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольниковㅤ
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольниковㅤ
В настоящее время в современном обществе происходит снижение человеческих ценностей, в том числе и таких как любовь к Родине. Поэтому проблема воспитания высоко нравственного гражданина, любящего свою Родину, является одной из главных.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Важность данной проблемы отражается и в принятии Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Патриотизм не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. И это чувство, любви к Родине нужно воспитывать с детства. [2]
Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. [4]
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания в системе образования является краеведение. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как в воспитательном, так и в познавательном отношении. [2]
Важным, для успешной работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и продуктом краеведения является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в ДОУ, что способствует эффективности образовательного процесса. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – всё это привлекает внимание детей, повышает их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решить задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
Пополнение РППС в ДОУ происходит по итогам тематических экскурсий, реализации проектов, совместной деятельности педагогов и родителей воспитанников.
Взаимодействие с семьями воспитанников - одно из важных направлений в работе ДОУ по проблеме нравственно - патриотического воспитания дошкольников. Родители являются полноценными участниками образовательного процесса. Совместно с родителями разработаны и реализуются проекты: «Моя родословная», «Люби и знай родной свой край», «В ситцевом царстве, ситцевом государстве». Продуктом реализации проектов стало создание альбомов, буклетов с фотографиями, схемы, собрана художественная и энциклопедическая литература.
Наряду с традиционными формами сотрудничества с родителями (родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздник и( «Ярмарка», «День матери», совместные акции «Голубь мира и Георгиевская ленточка») необходимо использовать новые. Одной из таких форм работы является организация воскресного досуга для детей и родителей. С этой целью разработаны «Маршруты выходного дня». По итогам данной работы пополняются экспонатами мини-музеи, создаются фотоальбомы, памятки для родителей и др.
Не менее важным направлением в краеведческой работе является взаимодействие с социумом. Значение социума в нашей работе также неоспоримо, как и значение семьи. Именно здесь происходит единение задач общества и ДОУ – это заинтересованность в воспитании нравственных сторон личности будущего гражданина. На протяжении многих лет, наш детский сад тесно сотрудничает с Детской библиотекой, ДЮСШ, МУК Л итературно – краеведческим музеем им. К. Бальмонта, МОУ Средней общеобразовательной школой № 7, Шуйским филиалом ИвГУ и др.
Работа по краеведению охватывает все виды детской деятельности: образовательная деятельность, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, игры, чтение художественной литературы, экспериментирование. Для детей р азработаны тематические экскурсии по возрастам.
Познавательное развитие интегрируется с другими образовательными областями, что позволяет сформировать у детей более глубокие знания и целостное представление о мире, способствует развитию мышления, логики, коммуникативных и творческих способностей. А также экономит время, так как дети одновременно осваивают содержание различных разделов Программы.
В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрении. [2]
Использование различных инновационных технологий (игровые, информационные, коммуникационные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, проектные ИКТ) способствует эффективности образовательного процесса, позволяет добиваться высоких и устойчивых результатов развития дошкольников.
Инновацией в работе стало создание обучающих Лепбуков различной тематики. В ДОУ выпускается мини-газета о детях для заботливых родителей «Моё солнышко». Опыт работы в данном направлении нашёл отражение в создании методического пособия «Мой родной город Шуя».
В ДОУ созданы и активно используются:
Патриотические центры,
Центры Экологии и экспериментирования, где собраны коллекции полезных ископаемых родного края, города, гербарии, макеты природных экосистем, растения и животные. Здесь дети проводят опыты, ведут наблюдения, изучают свойства предметов и материалов и утверждаются в своих предположениях;
Мини - библиотека — собраны книги о Шуе, городах Ивановской области, картотеки: «Игры разных народов», «Пословицы, поговорки», подборка произведений и стихов местных авторов, сказки, загадки, сборники стихов, журналы, книги и картины, научно-публицистическая литература, имеются иллюстрации с изображением растений и животных, пейзажей природы, сборники музыкальных произведений.
Мини – музеи патриотической направленности: «Город мой Шуя», в котором дети могут заниматься разными видами деятельности – смотреть, и читать книги о городе современном и старинном; решать познавательные задачи о городе; путешествовать по районам города (карта);
«Русская изба», «Музей воинской доблести и славы»;
«Моя Семья», где дети могут не только показать свои семейные фотографии, но и составить семейное дерево; или наоборот уединится одному, рассматривая фото.
Таким образом, краеведение является первой ступенью и неотъемлемой частью нравственно-патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.
Список литературы
1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. - Волгоград: Учитель, 2007.-203 с.
2. Елизарова Н. М., Колесникова О. А. Молодой учёный № 24 (128, ноябрь 2016.
3. Зеленова И. Н., Осипова Л. В. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. –М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010-96 с.
4. Новицкая М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду/ М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка - Пресс, 2003.
5. Рыбалова И. К. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания/ И. К. Рыбалова//Дошкольное воспитание. - 2003.-№ 6.- с. 45-50.
6. Федеральный Государственный Образовательный стандарт ДО. -М: УЦ Перспектива, 2014.-32 с.