Ульяна Могильная
Косультация по теме «Формирование правильного речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание-это процесс газообмена между организмом и внешней средой. Различают два типа дыхания : физиологическое (обычное) и речевое.
Речевое дыхание, в отличие от обычного, во многом управляемый процесс,имеющий ряд особенностей, а именно: фаза выдоха в 5-8 раз продолжительнее вдоха,вдох становится значительно глубже и производится через рот, не через нос. Важно отметить, что речевое дыхание является произвольным, сознательным актом, оно управляется и контролируется говорящим субьектом.
Публикация «Косультация по теме „Формирование правильного речевого дыхания“» размещена в разделах
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. Развитие речевого дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого дефекта.
Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3-6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций. В 4-6 летнем возрасте у детей, не имеющих речевой паталогии речевое дыхание находится встадии интенсивного формирования.
У детей дошкольного возраста наблюдаются следующие недостатки речевого дыхания :
1. Очень слабый вдох/выдох, что ведет к очень тихой, едва слышимой речи.
2. Неэкономное или неравномерное распределение выдыхаемого воздуха.
3. Неумелре распределение дыхания в течение одной фразы, при этом делается вдох по середине слова.
4. Торопливое произнесение фраз без перерыва, на вдохе.
5. Неравномерный, толчкообразный выдох, когда речь звучит то громко, то едва слышно.
Игровые приемы формированияправильного речевого дыхания.
Проводятся ежедневно, в хорошо проветриваемом помещении.
- Игра "футбол"(выработка сильноо, длительного,целенаправленного выдоха, развитие глазомера)
Из кусочка ваты образуем мяч,дуя на него стараемся "загнать" в импровизорованные ворота
- Игра "эхо" (развитие силы и интенсивности речевого выдоха, развитие мелодичности голоса,четкость и разборчивость речи)
Дети делятся на 2 группы,усаживаются друг напротив друга, первая группа то тихо, то громко произносит гласные звуки (О, У, Э, И. и т. д, а другая группа имитирует эхо, т. е. тихо отзывается.
- Игра "пузырь" (выработка длительного, плавного ротового выдоха)
Дети стоят в тесном кругу, опустив головы. Затем, повторяя за педагогом слова:"раздувайся пузырь, раздувайся большим, оставайся таким, да не лопайся", дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя :"пузырь лопнул", дети вновь возращаются назад, произнося звук С, подражая выходящему воздуху.
- Игра "капитаны" (тренировка интенсивного и плавного ротового выдоха)
На столе стоит таз с водой,там плавают легкие бумажные кораблики, на краях таза прикреплены метки-города. Детям предлагается покататься на кораблике, быть его капитаном. Для этого нужно дуть на кораблик не торопясь, плавно, сложив губы трубочкой, или отрывисто, при этом нужно стараться пригнать кораблик к определенному городу.
- Игра "вьюга" (развитие силы голоса, координация силы голоса)
Педагог показывает детям сюжетную картинку "Вьюга". Дети, по сигналу педагога "вьюга начинается" тихо и протяжно произносят звук У!а по сигналу "сильная вьюга" произносят звук громко и протяжно, по сигналу "вьюга утихает" говорят тише, и утихают по сигналу "вьюга закончилась". Желательно, чтобы он изменяли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раза.
Очень интересны и полезны такие упражнения, как надувание шариков, мячей и резиновых игрушек, задувание свечей (тренировка интенсивного сильного выдоха, развитие управления интенсивностью выдыхаемой воздушной струи, вдыхание ароматов (совершенствование умения делать одномоментный вдох, их можно усовершенствовать, изменяя количество предметов, усложняя задачу или включая в другие виды деятельности.
Развитие речевого дыхания происходит так же во время выразительного декламирования стихотворений, рассказов,во время пения, и т. д
Во время формировпния правильного речевого дыхания педагогу следует следить, чтобы ребенок соблюдал следующие условия:
- говорить только на выдохе
- вдох делать через рот -короткий и бесшумный, а выдох - длительный и плавный
- плечи должны быть совершенно неподвижны, шея расслаблена
- после вдоха сразу следует начинать говорить, не задерживая дыхания
- после выдоха перед новым вдохом обязательно нужно сделать паузу примерно на 2-3 секунды
- во время речевого дыхания не должно быть никакого напряжения
- необходимо следить, чтобы ребенок не переутомлялся.