Светлана Малевич
Курс индивидуальных коррекционных занятий обучающегося 9 класса
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АООП основного общего образования обучающихся с ЗПР предназначена для освоения обучающимися, успешно освоившими адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования (АООП НОО) обучающихся с ЗПР (варианты 7.1) в соответствие с ФГОС НОО обучающихся с задержкой психического развития, и при этом нуждающихся в пролонгации специальных образовательных условий. Успешное освоение обучающимися с ЗПР АООП НОО является необходимым условием освоения обучающимися с ЗПР АООП основного общего образования.
Публикация «Курс индивидуальных коррекционных занятий обучающегося 9 класса» размещена в разделах
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО с изменениями, с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Основная цель: коррекция и развитие познавательной деятельности, развитие мыслительных операций на основе изучения программного материала, восполнение пробелов предшествующего обучения, развитие продуктивной учебно-познавательной деятельности.
Курс «Дефектологические занятия» создается по модульному принципу и направлен на преодоление или ослабление недостатков развития познавательных процессов, коррекцию и развитие мыслительной деятельности, а также умений и навыков учебно-познавательной деятельности, необходимых для усвоения программного материала.
Содержание коррекционно-развивающего курса включает в себя следующие модули:
1. Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности.
2. Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале.
Содержание коррекционного курса включает работу по преодолению у детей шаблонности и инертности мышления, формирование сознательного отношения к логическим операциям и оперируемым понятиям, умения осуществлять речевые преобразования, строить суждения и выполнять умозаключения.
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности» включает следующие разделы:
• Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации
• Коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации
• Развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие
• Развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале» включает следующие разделы:
• Познавательные действия при работе с алгоритмами
• Познавательные действия при работе с информацией
• Познавательные действия по преобразованию информации
В процессе реализации курса осуществляется :
- совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-поисковой деятельности;
- формирование организованного мотивированного учебного поведения; отсутствие импульсивных необдуманных ответов на вопросы педагога;
- формирование структурных компонентов учебной и познавательной деятельности:
- формирование приемов мыслительной деятельности, основы теоретического мышления;
- стимуляция познавательных процессов:
- формирование способности осознавать свои затруднения, обращаясь за помощью;
- формирование алгоритмов выполнения заданий, способствующих автоматизации конкретного учебный навыка;
- формирование умения определять действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей.
Планируемые результаты первого года обучения (9-й класс) освоения коррекционно-развивающего курса формулируются в рамках обозначенных модулей.
Планируемые результаты по модулю «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности».
• По разделу коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, классификации обучающиеся научатся :
- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам по заданному и самостоятельно найденному основанию;
- синтезировать объект: восполнение целого по части (слов с пропущенными буквами, предложений с пропущенными словами);
- синтезировать объект: восстановление текста из слов, предложений, отрывков, восстановление деформированного слова с опорой на контекст предложения;
- выделять признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- сравнивать объекты по наиболее характерным признакам, делать вывод по результатам сравнения.
• По разделу коррекция и развитие базовых логических действий и мыслительных операций обобщения, абстрагирования, конкретизации обучающиеся научатся :
- выделять явление из общего ряда других явлений, с помощью взрослого различать видовые и родовое понятие;
- обобщать понятие по существенным признакам с опорой на алгоритм учебных действий;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- устанавливать закономерности и поводить обобщение.
• По разделу развитие логических умений делать суждения, умозаключение, подводить под понятие обучающиеся научатся
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- делать умозаключение по аналогии;
- давать определение понятию на основе пошагового алгоритма учебных действий.
• По разделу развитие способности к пониманию скрытого смысла пословиц и поговорок, текстов обучающиеся научатся :
- выделять неочевидную информацию в тексте на основе сопоставления фактов;
- устанавливать причинно-следственные связи между информационными частями текста, делать выводы;
- объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок с опорой на проиллюстрированный контекст жизненной ситуации.
Планируемые результаты по модулю «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»
• По разделу познавательные действия при работе с алгоритмами обучающиеся научатся :
- выполнять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей по визуальной опоре;
- определять последовательность выполнения действий и составлять простые инструкции из двух-трех шагов;
- удерживать алгоритм работы с правилом с опорой на визуализацию;
- сохранять последовательность учебных действий при самостоятельном выполнении задания;
- определять понятие по заданному алгоритму на изучаемом программном материале 5 класса.
• По разделу познавательные действия при работе с информацией обучающиеся научатся :
- ориентироваться в содержании справочной информации, отвечать на вопросы, используя явно заданную в источнике информацию;
- интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;
- оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста;
- определять основную и второстепенную информацию при решении практических задач;
- владеть постановкой вопроса при работе с информацией;
- создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач;
- понимать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы, схемы, рисунка, карты;
- оперировать приемами запоминания и воспроизведения информацией.
• По разделу познавательные действия по преобразованию информации обучающиеся научатся :
- владеть логическими приемами переработки информации (заполнение таблицы, введение числовых данных);
- преобразовывать текстовую информацию в таблицу;
- ориентироваться в схематично представленной информации, составлять высказывание с опорой на схему;
- кодировать и декодировать информацию.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема Содержание Количество часов Дата
1 Диагностика Диагностика познавательной сферы. Используемые методики: «10 слов»; «Исключение лишнего»; «Простые аналогии»; «Смысловая память» «Методика Пьерона-Рузера»; «Мотивация учения» (методика Н. Г. Лусканова); 1 03.09.2020
Модуль «Коррекция и развитие базовых приемов мыслительной деятельности»
2 Коррекция, развитие наглядно– образного мышления. Сложносочиненное предложение и его особенности. Пройди лабиринт. Дорисуй рисунок.. 1 10.09.2020
3 Коррекция, развитие наглядно – действенного мышления. Сложноподчиненные предложения Игра «Муха». Игра «Круглые очки». 1 17.09.2020
4 Коррекция, развитие вербально – логического мышления. Бессоюзные сложные предложения Составление предложений. Совместная история. Сколько в слове слогов. 1 24.09.2020
5 Коррекция и развитие способности к обобщению и абстрагированию. Бессоюзные сложные предложения Четвертый лишний. Назови одним словом. Исключение лишнего.. 1 01.10.2020
6 Коррекция и развитие причинного мышления. Преобразование предметов и слов. Установление ситуативных связей между предметами 1 08.10.2020
7 Коррекция математических представлений. Простое предложение Разминка. Геометрические головоломки: «Танграм»; «Игра Пифагора». Пространственные головоломки «Кубик Рубика»; «змейка Рубика»; «Складывание по развёртке». «Задачи со спичками». 1 15.10.2020
8 Коррекция математических представлений. Коррекция счетных навыков. Простое предложение Разминка. Геометрические головоломки: «Танграм»; «Игра Пифагора». 1 22.10.2020
9 Коррекция математических представлений. Коррекция представлений о форме и величине. Разминка.. 1 29.10.2020
10 Коррекция математических представлений. Геометрические головоломки. Разминка. Геометрические головоломки 1 12.10.2020
11 Коррекция навыков письма. Проведение фронтальных диктантов. Разминка. Геометрические головоломки: «Танграм»; «Игра Пифагора».. 1 19.10.2020
12 Коррекция навыков письма. Списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов. «Мозговая гимнастика»; Развитие общей и мелкой ручной моторики;. 1 26.10.2020
Модуль «Коррекция и развитие познавательной деятельности на учебном материале»
13 Развитие логического мышления. Сложные предложения с различными видами связи Игра «Вывод» Тест «Аналогия». Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; 1 03.12.2020
14 Развитие зрительного восприятия.
Уравнения и неравенства с одной переменной. «Мозговая гимнастика»; Упражнения на развитие зрительного восприятия: «Сравни: что было и что стало».. 1 10.12.2020
15 Развитие слухового восприятия. Уравнения и неравенства с одной переменной. «Мозговая гимнастика»; Упражнения на развитие зрительного восприятия: 1 17.12.2020
16 Развитие пространственного восприятия. Уравнения и неравенства с двумя переменными «Мозговая гимнастика»; Упражнения на развитие зрительного восприятия: 1 24.12.2020
17 Развитие тактильного восприятия. Делимость чисел «Мозговая гимнастика»; Упражнения на развитие зрительного восприятия: «Сравни: что было и что стало». 1 14.01.2021
18 Развитие воображения. Делимость чисел Разминка. Упражнения, направленные на создание в воображении новых образов. ; Упражнение «Несуществующее животное»; 1 21.01.2021
19 Развитие эмоциональности и творческого воображения. Делимость чисел Разминка. Упражнения, направленные на создание в воображении новых образов. 1 28.01.2021
20 Развитие творческого воображения. Отношения и пропорции Разминка. Упражнения, направленные на создание в воображении новых образов.. 1 04.02.2021
21 Развитие воображения. Развитие художественного восприятия. Отношения и пропорции Разминка. Упражнения, направленные на создание в воображении новых образов.. 1 11.02.2021
22 Развитие устойчивости внимания. Отношения и пропорции «Мозговая гимнастика»; Упражнения «Красный - черный»; «Потерявшиеся буквы»; «Определи порядок»; «Лучший наблюдатель»; Анаграммы; игра «Космос»; Развитие концентрации внимания. 18.02.2021
23 Развитие концентрации внимания. Положительные и отрицательные числа «Мозговая гимнастика»; Упражнения «Красный - черный»; «Потерявшиеся буквы»; «Определи порядок»; «Лучший наблюдатель»; Анаграммы; игра «Космос»; Развитие концентрации внимания. Развитие устойчивости внимания.. 1 25.02.2021
24 Развитие распределения и переключения внимания. Положительные и отрицательные числа «Мозговая гимнастика»; Упражнения «Красный - черный»; «Потерявшиеся буквы»; «Определи порядок»; «Лучший наблюдатель»; Анаграммы; игра «Космос»; Развитие концентрации внимания. Развитие устойчивости внимания.
Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на прямой. Координата точки. 1 04.03.2021
25 Развитие объема внимания. Положительные и отрицательные числа «Мозговая гимнастика»; Упражнения «Красный - черный»; «Потерявшиеся буквы»; «Определи порядок»; 1 11.03.2021
26 Развитие зрительной памяти. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел «Мозговая гимнастика»; Развитие зрительной памяти: игра «Повтори за мной»; «Запомни рисунок»; «Запомни порядок»; Развитие слуховой памяти: 1 18.03.2021
27 Развитие слуховой памяти. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел «Мозговая гимнастика»; 1 01.04.2021
28 Развитие двигательной памяти. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел «Мозговая гимнастика»; 1 08.04.2021
29 Развитие логической памяти. Решение уравнений «Мозговая гимнастика»; Развитие зрительной памяти: игра «Повтори за мной»; «Запомни рисунок»; «Запомни порядок»; 1 15.04.2021
30 Развитие мышления. Сравнение. Решение уравнений Разминка. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения отличать причинно-следственную связь и последовательную связь. 1 22.04.2021
31 Развитие мышления. Анализ и синтез. Решение уравнений Разминка. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения отличать причинно-следственную связь и последовательную связь. 1 29.04.2021
32 Развитие мышления. Обобщение. Простое предложение Разминка. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения отличать причинно-следственную связь и последовательную связь. 1 06.05.2021
33 Развитие мышления. Установление логических связей. Простое предложение Разминка. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения отличать причинно-следственную связь и последовательную связь. 1 13.05.2021
34 Контрольная диагностика Разминка. Диагностика познавательной сферы. Используемые методики: «10 слов»; «Исключение лишнего»; «Простые аналогии»; «Смысловая память»; «Методика Пьерона-Рузера»; «Мотивация учения» (методика Н. Г. Лусканова). Релаксационное упражнение. 1 20.05.2021