Шуайнат Щеглова
Коррекционные занятия по дезадаптации для 5 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятий :
• Развитие познавательных процессов и учебной мотивации.
Занятия рассчитаны на ребенка с высоким уровнем тревожности, связанным с аспектами школьной жизни, сниженным уровнем мотивации.
При работе с такими детьми использование только упражнений на развитие познавательной сферы, или же узконаправленной программы на снижение тревожности нецелесообразно, так как чаще всего диагностика показывает повышенный уровень тревожности на фоне проблем в познавательной деятельности, а замотивировать детей выполнять одни лишь упражнения на развитие внимания или мыслительных операций достаточно сложно.
Публикация «Коррекционные занятия по дезадаптации для 5 класса» размещена в разделах
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Поэтому, исходя из данных диагностики уровня развития познавательной сферы данной группы детей, в работу я включила задания и упражнения, направленные на активизацию внимания, формирование учебной мотивации и развитие мыслительных функций. Программа рассчитана на 10 занятий из расчета 1 раз в неделю (45 минут, или 5 занятий из расчета 1,5 часа два раза в месяц.
Занятие 1.
Цель: создание конструктивных групповых отношений, развитие уровня критического мышления, создание положительной психологической атмосферы.
1. Знакомство. Упражнение «Веселая девочка». Каждый участник представляется, подбирая к своему имени прилагательное, обозначающее положительное качество и начинающееся с буквы имени. Как правило, это упражнение вызывает затруднения, поэтому целесообразно подготовить таблицу качеств и черт характера, расположенную по алфавиту.
2. Принятие правил работы в группе.
3. Упражнение «Сравним 4 и 5 класс». Участники группы формулируют различия между 4 и 5 классом, заполняя таблицу
Было
Стало
сперва в тетради, потом вместе на доске. При наличии большого количества появившихся в 5 классе негативных моментов стоит обсудить их, попытавшись найти хорошие стороны.
4. Упражнение «Фруктовое занятие» - сидящие в кругу участники получают «роль»-название фрукта. По сигналу ведущего «фрукты» меняются местами, участник, оставшийся без стула, становится ведущим.
5. Упражнение «Назови антонимы»
День – ….
Скука – …
Добро –…
Приятный – …
Школа –…
Игра –…
6. Проведение психологической диагностики «Интеллектуальная лабильность»
7. Обратная связь – «Мое настроение сегодня». Завершение занятия.
Занятие 2.
Цель: продолжение работы над формированием продуктивной учебной мотивации и целеполагания; развитие памяти.
1. Знакомство. Упражнение «Снежный ком», выполняется с закрытыми глазами.
2. Упражнение «Найди того, кто…» или «Победа».
Параметры поиска ведущий продумывает заранее в зависимости от особенностей класса. Учащиеся должны собрать подписи одноклассников по условиям игры в крестики-нолики – образуя прямую линию из подписей. Нельзя собирать у одного и того же человека больше 2 подписей.
Любит играть в шахматы
Любит рисовать
Любит фильмы про приключения
Сидит за партой с девочкой
Умеет плавать
Сегодня отвечал у доски
Любит математику
Хорошо запоминает стихи
Есть домашнее животное
Любит играть в футбол
Нравится быть в 5 классе
Сегодня поднимал руку
Сидит за партой с мальчиком
Любит вышивать
Любит выступать на сцене
Любит английский язык
3. Упражнение «Я хочу, чтобы в 5 классе я…» или «Мои маленькие цели». Учащиеся в тетради рисуют стилизованную нераскрашенную радугу (можно раздать участникам заранее подготовленные радуг-раскраски). В каждой полоске ученики пишут 1 цель, которой они хотят достигнуть за время обучения в 5 классе, заканчивая фразу «Я хочу, чтобы в 5 классе я.». После окончания заполнения радуги ведущий раздает ученикам «письмо в будущее», которое они писали в 4 классе. Когда участники распечатают и прочитают письма, рядом с каждой целью они дописывают вторую фразу «Для этого я могу/ я буду…»
Как только они считают, что цель достигнута, полоску можно раскрасить. Поскольку упражнение рассчитано на все время обучения в 5 классе, целесообразно время от времени напоминать ученикам про радугу в их тетради. В конце цикла занятий проводится рефлексия и корректировка целей : «Какие полоски закрашены, и что нужно сделать, чтобы закрасить все полоски»
4. Упражнение «Склеенные ноги». Участники делятся на 2 команды, которые встают шеренгой друг напротив друга, соединив ступни ног: правая нога с левой ногой соседа справа, левая нога с правой ногой соседа слева. Разъединять ноги нельзя (можно для наглядности перевязать соединенные ноги шнурком или ленточкой). По сигналу шеренги идут к центру комнаты – выигрывает та команда, которая дошла быстрее и не нарушила условия.
Если команды за 1-2 раза не смогли справиться с заданием, стоит дать им подсказку договориться и идти на счет по очереди. Обсуждение после выполнения упражнения направлена на особенности организации командной работы в игре и в учебе.
5. Обратная связь. «Мое настроение сейчас». Завершение занятия.
Занятие 3.
Цели: повышение самооценки учащихся; развитие творческих способностей, креативного мышления.
1. Знакомство «Что я люблю делать» - участники подбирают любимое занятие на первую букву имени.
Боря – бегать
Игорь – играть в футбол, и т. д.
2. Упражнение «Какой мяч». Участники передают друг другу мяч, сделанный из бумаги, и по очереди называют его особенности, отвечая на вопрос «Какой мяч». Когда – достаточно быстро – описываются цвет, форма, текстура мяча, можно подтолкнуть детей к поиску необычных характеристик: температуры, вкуса, веса.
3. Упражнение «Склеенные ноги» - выполняется на этот раз молча. В обсуждении делается акцент на том, что помогло выполнить задание; обязательно ли, для того, чтобы договориться, использовать слова?
4. Упражнение «Мои любимые предметы». Дети рисуют в тетрадях лестницу, на ступеньках которой располагают учебные предметы по принципу «снизу вверх». Упражнение носит диагностический характер, на обсуждение класса по желанию участников можно вынести «верхние», любимые предметы.
5. Проблемные ситуации. Ведущий заранее готовит карточки с проблемными ситуациями, с которыми сталкиваются или могут столкнуться пятиклассники.
Примерный список ситуаций (ведущий может согласовать список с классным руководителем, чтобы включить те ситуации, которые актуальны для данного класса) :
Что делать, когда опаздываешь в школу или на урок?
Мне надо уйти с занятий на прием к врачу, а я не знаю, кому об этом сказать.
У меня на уроке разболелась голова.
Дома я понял, что потерял учебник, и теперь не могу сделать домашнее задание и страшно боюсь того, что скажет учитель.
У меня пропала куртка из раздевалки.
Мне угрожает старшеклассник и говорит, что отберет деньги.
На перемене мы играли с ребятами и разбили большой вазон с цветком.
Я принес в школу дорогой планшет и потерял его.
Участники делятся на группы, внутри которой обсуждают ситуацию и формулируют решение. Обязательно, чтобы в решении фигурировал ответ на вопрос «Кто может помочь? Кого надо поставить в известность?»
6. Упражнение «Назови антонимы»
Песня -…. Танец –….
Гладкий…. Хитрый –…
Цветок - …. Рыба – ….
Солнце- …. Радость – …
7. Упражнение «Мой характер в лучах солнца». Участники получают заранее распечатанное солнце с лучами, или рисуют его в тетради. В середине пишут свое имя, а в каждый лучик вписывают присущее им качество, которое считают для себя важным.
8. Упражнение «Мое настроение сейчас». Завершение занятия.