Наталья Южакова
Коррекционное занятие с учащимися с ОВЗ «Учимся быть добрыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Учимся быть добрыми»
Цель: знакомство учащихся с понятиями "доброта", «толерантность», их значением и актуальностью, как нравственных качеств личности.
Задачи:
Образовательная: Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Развивающая: Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная: Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: карточки с определением доброта и с качествами характера человека.
1. Введение в тему. Сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царил в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого Императора страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист Императору. Тот взял лист и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился… Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. Прочел Император, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? Да, - ответил старик: - сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение, -это и есть основа всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (любовь, терпение, прощение)
Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии? (дружба, доброта, терпение, любовь, уважение)
2. Знакомство с новыми понятиями:
Доброта - что то положительное, полезное, противоположное злу.
Толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Такое экстремизм?
Экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам. Толерантность и экстремизм – слова, противоположные по значению.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «доброта».
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся. У вас на столах карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Ученики зачитывают:
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Вопрос : что общего в этих определениях? (умение жить в мире и согласии со всем миром)
3. Упражнения на закрепление понятий "доброта", «толерантность»,:
а) соотнесение высказывания с библейской заповедью;
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения» (возлюби ближнего своего)
«Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия» (не убий)
«Не делай другому того, от чего больно тебе» (золотое правило)
«Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (почитай отца своего и матерь свою)
Воровство порождает лень и жадность (не кради)
Учитель: итак, быть толерантным, значит:
Уважать другого. Любить ближнего своего. Не злиться. Быть добрым, терпимым. Сострадать.
Учитель: «доброта» мы изобразили в виде солнышка. Почему? Солнце обогревает весь мир, так и добрая личность, совершая добрые поступки, становится лучше и светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Добрый понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.
б) определение качеств доброй личности;
Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает добрый человек. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют добрую личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
Качества: Терпимость Бессердечность Конфликтность Сострадание Прощение Вспыльчивость Милосердие Злорадство Ложь Сотрудничество Уважение прав других
Раздражение Принятие другого таким, какой он есть Зависть
Учитель: итак, подведем итоги, какими качествами обладает добрый человек. Нарисуем в тетради солнышко и запишем на лучиках солнышка, какими качествами обладает добрый человек
в) решение проблемных ситуаций.
Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами доброй личности? нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту?
Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.
Вы играете в игру на перемене, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет. - Как поступите в этой ситуации? - Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации? - Как можно избежать драки?
Ученики: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка. Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
Имей терпение выслушать собеседника.
Спокойно объясни свою точку зрения.
Подумай, из-за чего возник спор.
4. Обобщающая беседа.
Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас? - Что вы чувствовали в тот момент? - А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
- Какое наставление вам помогает жить в мире? Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
Пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
- И всё это вам поможет жить в мире.
Благодарю вас за внимание!