Ольга Пилипенко
Коррекционное занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношения детей с нарушением слуха. Практикум
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хочу поговорить об основном коррекционном мероприятии, которое проводит дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушением слуха. Это занятие по развитию слухового восприятия и обучение произношения или сокращенно РСВ и ОП.
Публикация «Коррекционное занятие по развитию слухового восприятия и обучению произношения детей с нарушением слуха, Практикум» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Категория детей с нарушенным слухом крайне разнообразна, по времени, степени и характеру снижения слуха, а также по речевому развитию и сопутствующим отклонениям в развитии. Мы сегодня будем присутствовать на занятии у детей с III и IV степенью тугоухости и глухих детей с отсутствием дополнительных отклонений в развитии.
Чтобы подготовить речевой аппарат к началу основного занятия педагог проводит с детьми фонетическую зарядку. Продолжительность зарядки не должна превышать 3-х – 4-х минут.
После фонетической зарядки идет вступительная часть, на которую берутся задания на слух (на выбор).
После вступительной части идет основная работа, состоящая из 2х частей, а именно: на дифференциацию звуков, в нашем случае «с» и «т», и развитию слухового восприятия. В первой части мы будем работать со звуками, а во второй поработаем над условно-двигательными реакциями. Между ними проведем физическую разминку, чтобы дети успели отдохнуть.
Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношения ведется в определенной последовательности. В процессе обучения устной речи необходимо формировать у детей условно-рефлекторную связь: слушаю-говорю. Материал произносится голосом разговорной громкости в нормальном темпе, с выделением ударного слога. Речь эмоционально окрашена.
В: - Будем говорить. Это как, ребята?.- Говорите правильно.
Не забываем про речевые средства обучения: разговорный жестовый язык (РЖЯ, калькирующую жестовую речь, словесную (устную речь, письменную речь (в виде карточек с написанием слов-предметов, действий, дактильную речь.
На доске написаны слоги и полное слово, а напротив слова - картинка с закрытым изображением. Педагог читает слоги, затем слово целиком, а дети постепенно за ним повторяют. После прозношения полного слова педагог показывает картинки с изображениями. Достижения ребят отмечаются похвалой.
СА СА СА-САША (изображение мальчика)
ТА ТА ТА –ВАТА (картинка с изображением ваты)
СО СО СО- СОК (картинка с изображением сока)
ТО ТО ТО –ТОМА (изображение девочки)
СУ СУ СУ –СУП (изображение тарелки супа)
ТУ ТУ ТУ –ТУТ
В: - Ребята, посмотрите, кто тут? (Волк приходит в гости к ребятам)
Физминутка «Волк и зайцы»
В: - Зайки скачут: скок, скок, скок –
На зелёный на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?
Дети выполняют движения по тексту. С окончанием текста появляется «волк» и начинает ловить «зайцев».
Воспитатель продолжает:
В: - Сядьте. Будем слушать (проговариваем вместе с детьми)
Педагог показывают детям карточку со словом БАРАБАН (дети по очереди читают слово по карточке). За ширму прячут барабан.
Убедившись, что все дети слышат звучание барабана на слух, педагог ударяет по нему четыре раза. В ответ на удары ребенок должен переложить из одной корзинки в другую такое количество предметов, сколько ударов по барабану воспроизвел педагог (условно-двигательная реакция). Для поддержания интереса ребенка необходимо каждое последующее занятие менять дидактический материал.
В: - Сколько? Четыре (проговариваем с детьми в группе и индивидуально)
В заключительной части занятия подводим итоги. Не забываем про одобрение.