Митряхина Наталия
Коррекционное занятие по развитию творческого мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Развитие творческого мышления на примере заданий «Рифмоплёт», «Конструирование фраз» и т. д.
I Вводная часть.
1. Организационный момент.
Знакомство с темой и задачами занятия.
2. Психологическая минутка.
– Дышите ровно, расслабьте плечи, наклоните голову вперёд, покачайте головой из стороны в сторону, подбородком «вычертите» полукруг на груди.
Публикация «Коррекционное занятие по развитию творческого мышления» размещена в разделах
– Создадим друг другу хорошее настроение. Улыбнёмся, пожелаем удачи на уроке.
II Основная часть.
---Игра «Лото».
На доске прикреплены карточки. Один ученик должен их сложить, получится слово мышление.
---Задание 1. «Рифмоплёт» (развитие творческого мышления).
Учитель предлагает учащимся заданные рифмы и просит подумать слова, окончания которых звучали бы одинаково. Например: мост – хвост.
Предлагаемые рифмы:
Сад – (виноград, рад – (акробат, лето – (котлета, огурец – (молодец, заяц – (палец, давай – (трамвай, шутка – (жутко, мгновение – (восхищение, очки – (значки, цветок – (платок).
Когда ученики научаться рифмовать слова, можно предложить им двустишия на заданные рифмы, которые они должны закончить.
Предлагаемые двустишия:
1. Я на улицу пойду,
Я себе (лису найду).
2. Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо … (града).
3. У медведя во бору,
Много ягод … (наберу).
---Задание 2. «Конструирование фраз» (развитие творческого мышления).
Учитель предлагает учащимся соединить следующие пары слов при помощи предлога и падежа. Например, пирог – капуста (пирог с капустой).
Слова для предъявления:
Замок – океан, ветер – башмак, повар – снег, путешествие – комар, красота – море, сыр – лиса, слон – космос, чудеса – школа.
Когда эта часть задания будет выполнена, можно предложить учащимся сочинить рассказ, используя полученные сочетания.
Физкультминутка.
Раз – два – три – четыре – пять!
Вышли дети погулять.
Остановились на лугу,
Дальше я быстрей бегу.
Лютики, ромашки, жёлтенькие кашки
Собирал наш дружный класс –
Вот какой букет у нас!
---Задание 3. «Отвечаем на вопрос» (развитие творческого мышления (поиск причинно-следственных связей).
Учитель задаёт учащимся различные вопросы, которые начинаются со слова «почему?»
Например:
-- Почему на земле люди плачут?
-- Почему в реке плавает рыба?
-- Почему цветы так приятно пахнут? И т. д.
Каждый ученик должен дать свой ответ на заданный вопрос. Затем выбирается самый оригинальный ответ.
---Задание 4. «Выражение» (развитие творческого мышления).
Учитель предлагает учащимся придумать предложение из 4 слов, причём каждое слово должно начинаться с указанной буквы. Можно предложить два варианта выполнения задания:
а) Последовательность указанных букв, с которых начинаются слова, менять нельзя.
б) Слова в предложении можно расставить в любой последовательности.
Например: МВЧО
А) Мастер Володя чисти обувь.
Б) Маша облила чаем Витю.
Предлагаемые наборы букв:
ВСНТ; ЕЛТО; ЕНВСА.
В дальнейшем количество букв можно увеличивать.
Зрительная гимнастика.
Нарисуйте в воздухе восьмёрку, затем знак бесконечности.
Напишите глазами в воздухе своё имя.
---Задание 5. «Кроссворды» (Развитие творческого мышления).
В этом задании учащиеся развивают способности устанавливать связи между словами не по семантическому (смысл и значение, а по символическому (число букв в слове, начальная буква в слове и т. п.) признаку. Учитель предлагает учащимся незаконченный кроссворд и просит вписать в пустые клетки слова с любыми значением, лишь бы они подходили по количеству клеток и к буквам, которые уже имеются в словах.
Если ученики быстро справятся с этим заданием, то на этом же занятии им можно предложить составить кроссворд с совершенно пустыми клетками.
Рефлексия занятия.
1. Что мы развивали на занятии?
2. Что вам особенно понравилось?
3. Что не понравилось?
4. В чём испытывали затруднения, почему?
5. Дайте словесную оценку своей деятельности.