Татьяна Хрипунова
Коррекционное воздействие степ-аэробики на опорно-двигательный аппарат у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СТЕП-АЭРОБИКИ НА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Татьяна Владимировна Хрипунова, инструктор по физической культуре
Коррекционное воздействие степ-аэробики
на опорно-двигательный аппарат у дошкольников
Публикация «Коррекционное воздействие степ-аэробики на опорно-двигательный аппарат у дошкольников» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Степ - аэробика для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении, дать возможность утолить "двигательный голод".
Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. Такая услуга, как детский фитнесс, появилась на нашем рынке сравнительно недавно и за несколько лет снискала себе достаточную известность.
Детский фитнесс — это не только возможность для ребенка хорошо провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоение жизненно необходимых умений и навыков, закладка фундамента будущего физического и психического здоровья, а также создание предпосылок сознательного ведения здорового образа жизни.
Главная цель — общее развитие ребенка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни.
Остановимся на одном из видов фитнесса – это степ-аэробика. Степ, в переводе с английского «шаг». Замечено «Степ – аэробика» очень популярна в детской среде. Привлекая эмоциональностью, яркой, красивой одеждой, аэробика позволяет исключить монотонность выполнения движений, при этом дети избавляются от неуклюжести, угловатости, исправляют осанку, укрепляют мышцы.
В ряду наиболее эффективных комплексов оздоровительной гимнастики техника степа – самая простая в использовании и эффективная. Она позволяет в короткий срок добиться наилучших результатов – повысить жизненный тонус, укрепить мускулатуру и наполнить тело жизненной энергией.
Упражнения на степах тренируют сосудистую систему, усиливают обмен веществ в организме, влияют на сердце и легкие, увеличивая потребность организма в кислороде, улучшают психологическое и эмоциональное состояние ребенка.
Задачи:
• Повышение сопротивляемости организма.
• Укрепление опорно-двигательного аппарата у детей, формирование правильной осанки. Укрепление силы мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия. Развитие и укрепление всех основных мышечных групп.
• Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов дошкольника. Укрепление сердечнососудистой и дыхательной системы, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции.
• Улучшение физических способностей у ребенка: координация движений, сила, выносливость, скорость.
• Укрепление формирования основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
• Повышение устойчивого интереса к занятиям корригирующей гимнастике и физической культуры.
• Развитие чувства ритма.
• Улучшение психологического состояния, снятие стресса.
С целью повышения двигательной активности детей и укрепления опорно-двигательного аппарата в ДОУ разработан цикл коррекционных занятий по степ-аэробике. Рецензия Ошкиной А. А., к. пед. н., доцента кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета от 19.01.2015г.
В нашем саду степ – аэробика является одним из компонентов корригирующей гимнастики и физической культуры. Занятия становятся нетрадиционным: посредством упражнений игроритмики, степ - шагов. Доступность движений основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения на степах, которые отвечают возрастным особенностям. Музыка подбирается веселого и яркого характера, темп должен быть не больше 125 уд. / мин.
Составленный цикл занятий проводится с детьми старшего дошкольного возраста с сентября по апрель, 1 раз в неделю.
Упражнения на степ-платформе подбираются преимущественно циклического характера (в основном это ходьба, вызывающие активную деятельность органов кровообращения, дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре и доступные детям. Каждый комплекс упражнений состоит из подготовительной, основной части и заключительной. Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. В основной части – аэробная нагрузка сочетается с дыхательными и корригирующими упражнениями. Заканчивается комплекс аэробики коррекционной подвижной игрой и упражнениями на растягивание мышц, выполняемыми в медленном темпе.
Занятия степ-аэробикой отличаются доступностью упражнений для ребенка, их разнообразием, возможностью смены темпа их выполнения. Привлекательность занятий на степах обусловлена положительным эмоциональным настроем, который создается с помощью бодрой, ритмичной, жизнерадостной музыки, использования элементов танца, оригинальных упражнений, игроритмики, степ – шагов.
Популярность степ-аэробики в нашем детском саду обусловлена эффективностью использования ее элементов в физкультурно-оздоровительной деятельности детей: в качестве составной части занятия по корригирующей гимнастике и физкультуре, компонента музыкального занятия, включающего танцевальные упражнения с использованием степов и яркого фрагмента физкультурно-развлекательных мероприятий: на семинарах и на спортивных праздниках, как показательные выступления. Кроме того, степ-аэробика является объектом внимания родителей и с интересом изучается ими на семейных клубах, родительских собраниях и мастер-классах. А в работе с педагогами нашего и других дошкольных учреждений степ-аэробика представляет собой часть содержания консультационных занятий по адаптивной физической культуре.
Правила вхождения на степ – платформу.
1. Ребенок стоит рядом со степ платформой на расстоянии собственной стопы.
2. Шаг на степ платформу выполняется от бедра.
3. Нога ребенка ставится полной стопой так, чтобы пятка и носок не свисали со степ платформы.
4. Ребенок должен шагать на степ – платформу с прямой спиной, не прогибая поясницу.
Ошибки при ходьбе на степе.
1. Ребенок крутит головой при ходьбе.
2. Ребенок спускается впереди степа.
3. У ребенка висят плечи при ходьбе.
4. Ребенок шагает на носках.
5. Ребенок шагает, качается.
6. У ребенка пятки висят со степ – платформы.
7. Ребенок стоит далеко от степ – платформы и шагает широко.
8. Ребенок прыгает на степ – платформу.
9. Ребенок туловищем наклоняется вперед.
10. Ребенок ставит ногу на край степа.
Формирование эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни у старших дошкольников посредством степ-аэробики.
Одним из ведущих принципов гуманистической образовательной системы является формирование у воспитанников здорового образа жизни. В связи с резким ухудшением здоровья молодого населения в настоящее время предпринимаются новые шаги по обеспечению здоровья детей, в том числе уделяется особое внимание формированию мотивации к здоровому образу жизни. Однако следует отметить, что формирование осознанного отношения к здоровью необходимо начинать как можно раньше, уже в детских дошкольных учреждениях, так как поведение, связанное со здоровьем, является неотъемлемой частью стиля жизни и формируется в раннем возрасте.
Педагогическая стратегия формирования мотивации к ЗОЖ у дошкольников должна способствовать самостоятельной выработке убеждений на основе обретаемых знаний и опыта. Благодаря убеждениям создается вначале устойчивая мотивация к ЗОЖ, затем готовность и самоконтролируемая активность в созидании своего здоровья.
Современные исследования по валеологическому образованию дошкольников связаны с рассмотрением вопроса обучения детей основным навыкам здорового образа жизни в процессе физического воспитания (М. Л. Лазарев, О. В. Морозова, О. С. Шнейдер). В качестве одного из основных факторов успешного осуществления деятельности ДОУ по формированию мотивации в здоровом образе жизни у дошкольников рассматривается их заинтересованность в занятиях оздоровительного характера, что обусловлено наличием у ребенка положительных эмоциональных реакций.
Эта задача в детском саду решается посредством внедрения в работу с дошкольниками нетрадиционных форм проведения физкультурно-оздоровительной работы, а именно, включение занятий степ-аэробики, в комплекс корригирующей гимнастики и физической культуре в качестве одного из компонентов. Высокий уровень мотивации старших дошкольников к данному виду двигательной активности был выявлен в процессе диагностики сформированности ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ.
Основной акцент в своей педагогической деятельности я делаю на осмысленном выполнении упражнений детьми, формировании у них способов контроля и самоконтроля за движениями, использую мотивационные факторы, поддерживаю положительный эмоциональный фон.
Проверка результативности деятельности дошкольного учреждения по сохранению и укреплению здоровья детей осуществляется с помощью регулярной диагностики.
Динамика развития воспитанников за период с 2012-2015 уч. г. г.
Для успешного воспитания, обучения и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у дошкольников необходима правильная оценка их возможностей и своевременное выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогическому сопровождению воспитанников.
В детском саду №5 «Филиппок» разработано положение о «Психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)» (письмо МО РФ № 27\901-6 от 27.03.2000 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения, и определены специальные условия для получения образования согласно ст. 79 ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации». Плановые заседания ПМПк согласно графику проходят 3-4 раза в год (01-15.10.12г; 12.12.2012г; 15.02.13г; 24.04.13г-17.05.13г; 29.05.13г; 07-15.10.13г; 25.10.2013г; 04.02.14г; 24.04.14г; 5-17.05.14г; 29.05.14г; 26.09-01.10.14г; 30.10.14г; 03.02.15г; 20.04.-24.04.15г; 28.05.15г; 28.09.15г-02.10.15г; 30.10.15г). ПМПк собирается для постановки педагогического диагноза и выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия, консультирует родителей, воспитателей, специалистов ДОУ по вопросам профилактики, коррекции, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми нуждами. Кроме этого на ПМПк утверждаются индивидуальные образовательные программы на каждого ребенка, разработанные педагогами ДОУ на основании диагностического обследования.
Я ежегодно разрабатываю одну из частей программы – направление и содержание работы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Результаты психолого-медико-педагогического сопровождения отражаются в Журнале динамического наблюдения за ребенком. Индивидуализация процесса осуществляется через тетрадь взаимосвязи специалистов и воспитателей.
В 2014-2015г. г, 2015-2016г. г. разработала рабочую программу по физическому развитию и коррекционной работе для детей дошкольного возраста. Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными требованиями, на основе примерной и парциальных программ, в одной из которых я является соавтором-разработчиком («ЛФК в детском саду: интересно, легко, эффективно» Ефанова И. Ю., Хрипунова Т. В., Нуждина Н. В., Лескина Т. В. - 2010 г.)
Наш детский сад посещают дети с различными заболеваниями ОДА такими, как: плоскостопие различной степени тяжести (90-100%, оперированная косолапость (2%, кифотическая (1-5%, сколиотическая осанка (10-20%, сколиоз (1-10%, компрессионный перелом позвоночника (1%, деформация грудной клетки (2-10%, вальгусная деформация нижних конечностей (10-20%, гемипарез (1%, укорочение конечности (1-2%, ДЦП (3-10%). Ежегодно к нам попадают от 4 до 6 детей-инвалидов по ортопедическим показаниям.
Основной формой коррекционно-развивающего обучения являются групповые и индивидуальные занятия.
Цель работы инструктора по физической культуре - создание специальных образовательных условий для профилактики и коррекции нарушений ОДА.
В период с 2012-2015г. г. на основании заключения ПМПк на занятия по корригирующей гимнастике в 2012-2013уч. г. было зачислено 126 детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата (100%, в 2013-2014 г. г. зачислено 128 детей (100%, в 2014-2015 г. г. -138 детей (100%) и в 2015-2016г. г. – 137 детей (100%).
2 раза в год (сентябрь, апрель) в детском саду проводится диагностическое обследование дошкольников с целью отслеживания эффективности коррекционной работы.
Таким образом, сравнительный анализ показателей процентного распределения детей по уровням физического развития позволяет сделать следующий вывод: проводимая коррекционно-развивающая работа с детьми имеет положительную динамику, способствует улучшению показателей здоровья выпускников ДОУ и показывает продуктивность работы ДОУ в данном направлении. Низкие показатели усвоения материала обусловлены следующими факторами:
• неврологической симптоматикой;
• сложностью ортопедического диагноза (ДЦП, гемиопарез и т. д.);
• частыми пропусками в связи с соматической ослабленностью;
Полная реабилитация детей, имеющих сложные ортопедические заболевания, инвалидность - невозможна. Некоторым выпускникам (со сложными диагнозами) требуется дальнейшее ортопедическое сопровождение на школьном уровне.
Литература:
1. Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. – М. : Издательство «Панорама», 2006. Назарова А. Г. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста. – СПб. : Союз, 1994.
2. Голицына Н. С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. – М. : Скрипторий, 2004.
3. Касицына М. А., И. Бородина И. Г. «Коррекционная ритмика»-М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005
4. Колесникова С. В. «Детская аэробика».- Ростов н/Д. : Феникс, 2005
5. Корригирующая гимнастика для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада. – СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007. – 80 с.
6. Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб. : Речь, 2007. – 99 с.
7. Потапчук А. А. Как сформировать правильную осанку у ребенка. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009. – 88 с.
8. Рунова М. А. движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. (Комплексы физических упражнений и игр для детей 5-7 лет с использованием вариативной физкультурно-игровой среды). Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. – М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с.