Шеньшина Ирина
Конспект коррекционно-воспитательного занятия «Мой мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать осознание своей неповторимой индивидуальности.
Задачи: учить детей узнавать свои индивидуальные особенности, понять, что все люди разные и это интересно и здорово; развивать умение с уважением относиться к чужой индивидуальности; коррекция речи; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Система: коррекционно-развивающее обучение.
Форма проведения: коррекционно-воспитательное занятие.
Публикация «Конспект коррекционно-воспитательного занятия „Мой мир“» размещена в разделах
Оборудование: альбом для индивидуальных работ, цветная бумага, шаблоны для ромашки, буква «Я», клей, фломастеры, цветные карандаши.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Здравствуйте ребята. Я рада новой встрече с вами. Как ваше настроение? (Ответы детей) Покажите мне свое настроение на смайликах.
Дети показывают смайлики со своим настроением
II. Вводная часть.
Ребята, возьмите по листочку цветной бумаги, согните его пополам и оторвите кусочек. Снова согните пополам и оторвите кусочек. Еще раз сложите пополам и еще раз оторвите кусочек. Посмотрите, что у вас получилось, разверните свой листочек. Приклейте его в свой альбом.
Скажите, почему они такие разные? Ведь мы все делали одинаково. (Ответы детей)
В жизни, в природе очень редко встречаются два абсолютно одинаковых цветка. Даже дома, построенные по одному проекту, отличаются друг от друга. Вот и вы все хоть и называетесь одним словом – школьники, в чем-то друг от друга отличаетесь. Вы все разные. Как вы думаете хорошо это или нет? (Ответы детей)
III. Основная часть.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом занятии? (Ответы детей)
Правильно, мы говорили о том, что мы все разные, но очень похожие. Все люди разные, но каждый называет себя «Я». У вас на столах лежит эта буква. Раскрасьте ее и украсьте так, как вам нравится. Посмотрите, вот это моя буква. Напишите внутри большой буквы «Я» много маленьких буковок «Я». Ведь «Я» это не только буква, это целое слово. И пока вы рисуете подумайте, что оно означает. А я включу вам приятную музыку.
Дети выполняют практическое задание под музыку.
Актуализация понимания своих социальных ролей
Итак, что же по-вашему означает слово «Я»? «Я» - это личность, социальная природа человека. С помощью слова «Я» каждый из вас обозначает себя как человека. Посмотрите на свои буквы «Я» - в них так много маленьких буковок «Я». Что же они означают. Вот я, например, учительница, еще я мама, еще я дочь, я сестра. А кто вы? (Ответы детей)
Ребята, то, что вы сейчас назвали – это ваши социальные роли. То есть это те роли, которые вы выполняете в обществе. Скажите, что вы делаете как школьники? (Ответы детей)
Скажите, что вы делаете как дочь, сын? (Ответы детей)
Скажите, что вы делаете как друг? (Ответы детей)
Видите, как много у каждого из вас ролей.
Практическая работа.
Давайте мы сейчас с вами оформим в альбоме ромашку с вашими социальными ролями. Приклейте в середину листа сердцевинку ромашки и напишите в ней букву «Я». Теперь нарисуйте лепестки своей ромашки, а внутри мы напишем ваши социальные роли.
Физкультминутка
Мы долго стояли, поэтому устали.
Сели - посидели. Встали - погуляли.
Ручки вверх подняли - ими помахали.
Три раза нагнулись - друг другу улыбнулись.
Но чтобы играть эти социальные роли мы должны уметь общаться с окружающими нас людьми. Для этого необходимо овладеть умением вести себя среди людей так, чтобы тебе и всем было хорошо, приятно, удобно. Доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создает основу человеческого счастья.
Знакомо ли тебе слово толерантность? (Ответы детей) Слышал ли ты раньше о толерантности? (Ответы детей) Если ты знаком с ним, можешь ли объяснить его значение? (Ответы детей)
- Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному:
- в персидском – готовность к примирению;
- в английском, готовность быть терпимым и снисходительным;
- в китайском, принимать другого таким, какой он есть, быть великодушным;
- в арабском, прощение, снисходительность.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать толерантный человек? (Ответы детей)
Задание «Цветок толерантности» :
- У вас на столе лежит конверт с различными качествами человека. Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку. И соберите цветок толерантности.
Обсуждение цветка толерантности.
- Подумайте, a все ли мы обладаем этими качествами? (Ответы детей) Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? (Ответы детей) Возможно, ли изменить себя? (Ответы детей) Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? (Ответы детей)
Беседа о толерантности.
A сейчас я вас приглашаю прогуляться по улицам города. Каждый человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои лучшие качества, но иногда бывает и наоборот…
Послушай рассказ «Перед вами две дороги, выбирайте…»
«Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На тротуаре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Он тихо стонал, a в глазах стояли слезы.
- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.
- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил парень, держа ее за руку.
- Отпусти, видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
- A нам-то что? Он сам виноват.
- Отпусти мою руку, мне больно. Ему нужна помощь.
- Он сам во всем виноват. Работать надо, a он попрошайничает, ворует. Зачем ему помогать?
- Я все равно пойду. – Девушка вырвала руку.
- Я тебя не пущу. Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.
- Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине.
- Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с вашей ногой?
- Я сломал ее. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда.
- Сейчас, сейчас. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».
- Спасибо.
- Послушай,- обратилась девушка к парню, - вызови, пожалуйста «скорую».
Молодой человек молчал. Девушка посмотрела на него и подошла к нему.
- Иди отсюда! Никогда больше не звони и не приходи ко мне! Я знать тебя не хочу.
Парень пошел прочь.
- Я пойду вызывать врача, потерпите. И пошла к телефонному автомату.
- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам!
Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы обязательно найдете себе счастье.
Вопросы по тексту: Почему молодой человек отказался помочь? (Ответы детей) Толерантно ли он поступил по отношению к мужчине? (Ответы детей)
Вывод: сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то просто попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление толерантности.
IV. Заключительная часть.
Задание «Смысловая поддержка»
A сейчас соберите высказывание, возможно, оно вам знакомо.
(«Не делай другому того, от чего больно тебе».)
- Подумай о смысле этого высказывания.
(относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе).
Составление правил толерантного общения.
- Для этого мы с вами составим правила толерантного общения.
Уважать собеседника.
Быть внимательным.
Быть милосердным
Быть справедливым,
Учитывать интересы других.
V. Подведение итогов
Проверочный тест
Чем люди похожи друг на друга?
У них есть руки, ноги, голова, туловище и др.
Фамилией
2. Чем люди отличаются друг от друга?
Характером, внешностью, привычками
Ни чем не отличаются
3. Как люди должны относиться друг к другу?
Толерантно
Как вздумается
4. Если человек совершает хорошие дела, но только с выгодой для себя, то, какой он?
Толерантный
Не толерантный