Надежда Просянникова
Коррекционно-развивающие занятия с детьми
Цель занятий :
Активизировать развитие высших психических функций.
Задачи коррекционно – развивающих занятий с детьми :
1. Развитие межполушарного взаимодействия.
2. Улучшение ритмики организма, развитие самоконтроля и произвольности.
3. Обеспечение и регуляция общего энергетического активационного фона, на котором развиваются все высшие психические функции.
4. Развитие пространственных представлений.
5. Обучение основам саморегуляции.
Публикация «Коррекционно-развивающие занятия с детьми» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Коррекционно – развивающая программа с детьми представляет собой 14 занятий, каждое из которых рассчитано на 30 - 40 минут. Занятия необходимо проводить не менее трех раз в неделю. Желательно в дни, когда занятий нет, делать дома под контролем родителей наиболее доступные упражнения в течение 7 – 10 минут (например, упражнения на развитие мелкой моторики). Для большего эффекта, рекомендуется выполнять эти упражнения перед началом выполнения ребенком домашних заданий (если он школьник).
Примерная структура занятия выглядит следующим образом:
• Растяжки – 5 минут;
• Глазодвигательные упражнения – 4 – 5 минут;
• Дыхательное упражнение – 4 – 5 минут;
• Упражнения на развитие мелкой моторики рук – 10 минут;
• Упражнение на развитие координации движений – 5 минут;
• Рисование в зеркальном отображении – 5 минут;
• Упражнения на релаксацию – 7минут;
Растяжки. Снимают психо – эмоциональное напряжение, помогают
избавиться от мышечной скованности, утомления.
Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Дыхательные упражнения. Они улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Нарушение ритмов организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перестальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) могут привести к нарушению психического развития ребёнка.
Движения пальцев – кинезиологические упражнения. Позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
Зеркальное рисование. Также способствует синхронизации работы полушарий мозга, что заметно увеличивает эффективность его работы. Рисунок выполняется обеими руками одновременно, в зеркальном отображении. Выполнять на листе ватмана, прикреплённого на стене. Можно выполнять на стандартных альбомных листах, но в этом случае движения ребёнка могут сковываться, что не желательно.
Упражнения на релаксацию – снимают нервное напряжение, способствуют сосредоточенности, улучшают функционирование когнитивной сферы и самочувствие.
Упражнения и задания, входящие в структуру занятий, требуют большой точности их выполнения, иначе необходимый эффект не будет достигнут. А неправильное выполнение дыхательных упражнений может привести даже к ухудшению самочувствия ребёнка. Поэтому во время работы детей, психологу или педагогу очень важно внимательно следить за каждым ребёнком, вовремя исправлять неверные действия.
Упражнения на развитие мелкой моторики кистей рук кроме точности, требуют также высокой скорости выполнения.
При необходимости можно строго не придерживаться содержания занятий и их количества. Если какие то упражнения требуют дополнительной проработки то следует их переносить и на последующие занятия, пока их выполнение не начнет получаться и достигнутый эффект не будет закреплен.
Занятие 1.
1. Растяжки. Упражнение «Росток».
Исходное положение: сидя («на корточках», сгруппировавшись, обхватив колени руками:
1 – 2 – медленно выпрямляются колени, корпус при этом наклонен к коленям, голова и руки расслабленны и висят;
3 – 4 – медленно поднимается корпус, выпрямляется позвоночник;
5 -6 – выпрямляется и вытягивается шея, поднимается голова, руки при этом висят;
7 - 8 – медленно поднимаются руки и вытягиваются вверх, ладони открыты, пальцы расставлены;
9 – 10 – всё тело вытягивается вверх, но пятки не отрываются от пола. («Вот вы и выросли!»)
Упражнение можно повторить 2- 3 раза.
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами нарисовать два цветка с четырьмя лепестками 3 раза по часовой стрелке и 3 раза против часовой стрелки.
• Исходная позиция – сидя на стуле, положение должно быть удобным. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырём основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырём вспомогательным направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру. Глаза смотрят сначала на расстояние вытянутой руки, затем на расстояние локтя и, наконец, ближе к переносице. Упражнение совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях на время равное предшествующему движению глаз. В этом упражнении для удобства используются маленькие игрушки. Ребёнок передвигает игрушку самостоятельно, держа сначала в правой, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения ребёнка, где происходит «соскальзывание» взгляда, уделяется дополнительное внимание, «прорисовывается» несколько раз, пока удержание не станет устойчивым.
3. Упражнения для развития мелкой моторики руки.
• «Колечко». Поочерёдно и как можно быстрее ребёнок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательным, средним и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
• «Кулак – ребро – ладонь». Ребёнку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При затруднениях ребёнку предлагают помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух.
4. Дыхательное упражнение.
Исходное положение – сидя на стуле. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы направлены вперёд, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
5. Нарисовать обеими руками одновременно (зеркально) по образцу «Гриб под елью». Солнце и облако нарисовать, закрыв глаза.
Образец:
6. Упражнение на релаксацию «Пляж».
Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принимает удобную для себя позу, делает 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе.
«Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем».
Примечание: После релаксации рекомендуется проводить активизирующий выдох: медленный глубокий вдох и быстрый, короткий выдох. Повторить три – четыре раза. Это позволит вернуться к активному состоянию.
Занятие 2.
1. Растяжки. Упражнение «Ёжик».
Стоя на коленях, пальцы ног касаются друг – друга, пятки несколько разведены. Сесть между пяток. Сделать вдох и сплести пальцы рук за спиной ладонями вниз (можно под пальцами ног, можно на подошвах – кому как удобно). При выдохе плечи подать вперед, голову опустить как можно ниже, что бы спина стала круглой. При вдохе, не расцепляя рук, свести лопатки, голову откинуть назад. Сделать выдох, вернуться в исходное положение. Расслабиться, отдохнуть.
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами нарисовать 3 цветка с пятью лепестками по часовой стрелке и 3 – против часовой стрелки.
• См. занятие 1.
3. Упражнения для развития мелкой моторики руки.
• «Колечко».
• «Кулак – ребро – ладонь».
• «Лезгинка». Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.
4. Дыхательное упражнение.
См. занятие 1.
5. Нарисовать одновременно обеими руками в зеркальном отображении геометрические фигуры, затем проделать это с закрытыми глазами.
6. Релаксация. См. занятие 1.
Занятие 3.
1. Растяжки. Упражнение «Росток» - см. занятие 1
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами рисовать спираль слева направо и справа налево.
• Исходная позиция – удобная посадка на стуле. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжается отработка движений глаз по четырём основным и четырём вспомогательным направлениям; сведение глаз к центру. Упражнение выполняется с плотно сжатыми челюстями.
3. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
См. занятие 2.
4. Упражнение дыхательно–координационное «горячая монетка».
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперёд (4-6 секунд). Задержать дыхание. Во время задержки сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладоней, 2-3 секунды. Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно круги с разных точек (4-6 секунд). Упражнение выполняется 3 раза.
5. Начертить обеими руками одновременно горизонтальные волны (в зеркальном отображении). Продублировать их три раза закрыв глаза.
6. Релаксация «Ковер-самолет» «Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивается убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».
Занятие 4.
1. Растяжки. Упражнение «Ёжик» см. занятие 1
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами рисовать вертикальные спирали сверху вниз и снизу вверх.
• Исходное положение – сидя на стуле. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Продолжать отработку движений глаз по четырём основным и четырём вспомогательным направлениям; сведение глаз к центру. Движения глаз необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение соправождается пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком.
3. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
• «Колечко».
• «Кулак – ребро – ладонь».
• «Лезгинка». Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой руки (6-8 смен позиций). Необходимо добиваться высокой скорости смены позиций.
• «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук.
4. Упражнение на развитие координации движений «Кулак – кольцо».
Левая рука.
Кулак.
Кольцо Большой – указательный».
Кулак.
Кольцо «Большой – средний».
Кулак.
Кольцо «Большой – безымянный».
Кулак.
Кольцо «Большой – мизинец». Правая рука.
Кольцо «Большой – указательный».
Кулак.
Кольцо «Большой – средний».
Кулак.
Кольцо «Большой – безымянный».
Кулак.
Кольцо «Большой – мизинец».
Кулак.
5. Упражнение дыхательно – координационное «Горячая монетка».
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперёд (4-6 секунд). Задержать дыхание. Во время задержки сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение «горячей монетки» в центре ладоней, 2-3 секунды. Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно круги с разных точек (4-6 секунд). Упражнение выполняется 3 раза.
6. Зеркальное рисование букв.
7. Релаксация. Упражнение «Пляж», см. занятие 1.
Занятие 5.
1. Растяжки. Упражнение «Потягивание». Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться в спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки, постепенно напрягая все тело, как «струнку» (представьте, что вы только что проснулись и сладко потягиваетесь). Вернуться в и. п., выполняя движения в обратном порядке.
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами нарисовать вертикальные и горизонтальные пружинки.
• См. занятие 1. Упражнение выполняется с широко открытым ртом.
3. Дыхательное упражнение.
См. занятие 1.
4. Упражнение на развитие координации движений «Кулак – кольцо».
См. занятие 4.
5. Упражнения для развития мелкой моторики.
• «Кулак – ребро – ладонь».
• «Лезгинка».
• «Ухо – нос».
• «Змейка». Детям предлагается представить, что их пальцы – это маленькие змейки. Они могут двигаться, извиваться, вращаться направо, налево, снизу вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ладони сначала «смотрят» от ребёнка, потом друг на друга. При этом сначала прорабатываются одноимённые пальцы рук, а затем разноимённые (например, большой палец правой руки и мизинец левой руки).
6. Начертить обеими руками одновременно вертикальные волны. Продублировать их три раза, закрыв глаза.
7. Релаксация. Упражнение «Ковер – самолет», см. занятие 3.
Занятие 6.
1. Растяжки. «Тянемся к солнышку».
Встать у стены, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками, плечами и затылком. Делая вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание — кончиками пальцев рук тянемся к солнышку. При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая пяток от пола. (Вначале психолог должен дать почувствовать ребенку ощущение от вертикальной растяжки тела, слегка потянув его вверх за пальцы рук.) Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами нарисовать геометрические фигуры по часовой стрелке и против часовой стрелки.
• См. занятие 1. Упражнение выполнять с подключением однонаправленных движений языка (глаза и язык вправо – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза, глаза и язык влево – вдох, пауза, в исходное положение – выдох, пауза и так далее).
3. Дыхательное упражнение.
Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.
4. Упражнение на развитие координации движений «Кулак – ладонь».
а) Левую руку согнуть в локте, пальцы сжать в кулак, правую руку выпрямить на уровне плеча, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой. Затем левую руку выпрямить, ладонь раскрыть, пальцы с силой развести, правую согнуть в локте и сжать в кулак (6-8 раз).
б) Левую руку согнуть в локте, ладонь раскрыть, пальцы развести с силой, правую выпрямить на уровне плеча, кулак сжать и т. д. (6-8 раз).
5. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
• «Змейки».
• «Кулак – ребро – ладонь».
• «Лезгинка».
• «Ухо – нос».
6. Графический диктант на развитие пространственных представлений.
Выполняется ведущей рукой. Инструкция даётся в кодовой системе («Мышонок»).
Способ подачи инструкции:
1 удар левой рукой – клетка влево;
1 удар правой рукой – клетка вправо;
1 удар обеими руками – клетка вверх;
2 удара обеими руками – клетка вниз.
Если ребенку сначала сложно выполнять упражнение в предложенном варианте можно диктовать, не используя удары: «клетка вниз, четыре клетки вправо…» Можно попробовать выполнять это задание и не ведущей рукой.
7. Релаксация «Пляж», см. занятие 1.
Занятие 7.
1. Растяжки. Упражнение «Потягивание», см. занятие 5.
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами написать цифры от 0 до 9 и от 9 до 0.
• См. занятие 6
3. Упражнение «Кулак – ладонь».
См. занятие 6.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
• «Змейка».
• «Кулак – ребро – ладонь».
• «Лезгинка».
• «Ухо – нос».
5. Дыхательное упражнение.
Исходная позиция – сидя на стуле. Выдох, открыть глаза. Вдохнуть, закрыть глаза. Выполнить несколько раз. Предложить детям полностью расслабить глаза, Когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать. Каждый раз, открывая глаза, дети должны отмечать то, что они видят, замечая все изгибы и формы, линии и углы; сначала заметить только тёмное, затем только светлое.
6. Графический диктант. «Заяц». Инструкция даётся в кодовой системе (См. занятие 6).
7. Релаксация «Ковер – самолет», см. занятие 3.
Занятие 8.
1. Растяжки. Упражнение «Лев».
Сидя на пятках, немного наклониться вперед, опираясь руками о колени (пол). Широко открыть рот, максимально высунуть язык и издать гром кий и страшный «львиный рык».
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами написать сегодняшний день и дату.
• См. занятие 6.
3. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
• «Змейки».
• «Кулак – ребро – ладонь».
• «Лезгинка».
• «Ухо – нос».
4. Упражнение на расслабление и концентрацию.
а.) Левую руку напрячь, правую расслабить, правую напрячь, левую расслабить (3 раза).
б.) То же с ногами (3 раза).
в.) Зажмурив левый глаз, правым нарисовать 3 круга по часовой стрелке, 3 – против часовой стрелки.
г.) Зажмурив правый глаз, левым нарисовать 3 круга против часовой стрелки, 3 – по часовой стрелке.
5. Графический диктант. Выполняется обеими руками одновременно. Инструкция даётся в кодовой системе. «Страус».
6. Релаксация «Пляж», см. занятие 1.
Занятие 9.
1. Растяжки. Упражнение «Бабочка».
Сидя на полу, захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Движение бедрами ног подобно взмахам крыльев бабочки.
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами написать свои фамилию, имя, отчество.
• См. занятие 6.
3. Дыхательное упражнение.
Исходное положение – сидя на стуле. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пФ – пФ – пФ – пФ. Вдох. На выдохе: з –з - з – з. Вдох. На выдохе: ж – ж – ж – ж. Вдох. На выдохе: мо – ме – ме – му.
4. Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
• «Колечко».
• «Кулак – ребро – ладонь».
• «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно дети меняют положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
• «Замок». Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети выполняют упражнение в парах.
5. Начертить обеими руками одновременно горизонтальные линии. Продублировать 6 раз, закрыв глаза. (Один раз чертить в одном направлении, один раз в разных направлениях.)
6. Релаксация. Упражнение «Пляж», см. занятие 1.
Занятие 10.
1. Растяжки. Упражнение «Ёжик», см. занятие 2.
2. Глазодвигательное упражнения.
• Глазами рисовать зигзаги слева направо и справа налево.
• См. занятие 6.
3. Упражнение «кулак – кольцо» (см. занятие 4).
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
• «Змейки».
• «Кулак – ребро – ладонь».
• «Лягушка».
• «Ухо – нос».
• «Замок».
5. Дыхательное упражнение.
См. занятие 9.
6. Начертить обеими руками одновременно вертикальные линии. Продублировать их 6 раз, закрыв глаза.
7. Графический диктант.
Дать возможность детям самим придумать не сложные рисунки по клеточкам тетради и подиктовать их друг другу.
8. Релаксация «Ковер – самолет», см. занятие 3.
Занятие 11.
1. Растяжки. Упражнение «Потягивание», см. занятие 5.
2. Глазадвигательные упражнения.
• Глазами рисовать зигзаги сверху вниз и снизу вверх.
• См. занятие 6.
3. Дыхательное упражнение. См. занятие 9.
4. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
• «Змейки».
• «Кулак – ребро – ладонь».
• «Лягушка».
• «Ухо – нос».
• «Замок».
Усложнение – упражнения выполняются с легко прикушенным языком.
5. Начертить обеими руками одновременно горизонтальные волны (в зеркальном отображении). Продублировать их 3 раза, закрыв глаза.
6. Релаксация «Пляж», см. занятие 1.
Занятие 12.
1. Растяжки. Упражнение «Лодочка».
Вытянуться всем телом. Ребенок по инструкции психолога поднимает прямую руку (ногу); обе руки (ноги); одноименные и разноименные руку и ногу. Затем вместе с конечностями поднимаются и опускаются голова и глаза.
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами написать дату своего рождения.
• Исходная позиция – сидя на стуле. Голова фиксирована. Выполнять движения глаз по траектории лежащей восьмёрки, фиксируя взгляд на расстоянии вытянутой руки, локтя и около переносицы.
3. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
• «Лягушка».
• «Лезгинка».
• «Замок».
Добиваться высокой скорости смены положений для усложнения выполнения упражнения добавляются движения глаз и языка. Сначала однонаправленные, затем разнонаправленные.
4. Коррекционно-развивающая техника НЛП «Скорая помощь».
Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движения руками: Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой.
Изготовлены индивидуальные карточки с буквами:
А Б В Г Д
Л П П В Л
Е Ж З И К
В Л П В Л
Л М Н О П
Л П В Л П
Р С Т У Ф
В П Л П В
Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л
Это упражнение позволяет синхронизировать работу полушарий, повысить энергетический потенциал мозга, снять умственное утомление. При этом его эффект кратковременный (до 30 минут, но проявляется сразу. В связи с этим его боле целесообразно применять перед началом урока или выполнения домашних заданий ребенком.
5. Начертить обеими руками одновременно вертикальные волны. Продублировать их три раза, закрыв глаза. Можно дать возможность ребенку самому придумывать рисунки и выполнять их одновременно двумя руками в зеркальном отображении.
6. Релаксация «Пляж», см. занятие 1.
Занятие 13.
1. Растяжки. Упражнение «Лев», см. занятие 8.
2. Глазодвигательные упражнения.
• Глазами рисовать зигзаги: вертикальный и горизонтальный.
• См. занятие 12.
3. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
• «Лягушка».
• «Лезгинка».
• «Змейка».
• «Массаж ушных раковин». Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. Усложнение – упражнения выполняются с легко прикушенным языком.
4. Дыхательные упражнения.
См. занятие 6.
5. Упражнение «Кулак – кольцо».
См. занятие 4.
6. Техника «Скорая помощь».
См. занятие 12.
7. Нарисовать с закрытыми глазами по две концентрические окружности (первая – меньшего диаметра) обеими руками одновременно. Закрасить внутренний круг точками, не открывая глаз.
8. Релаксация «Ковер – самолет», см. занятие 3.
Занятие 14.
1. Растяжки. Упражнение «Тянемся к солнышку», см. занятие 6.
2. Глазодвигательные упражнения. См. занятие 13. Выполняется стоя.
3. Упражнения для развития мелкой моторики рук.
• «Лягушка».
• «Лезгинка».
• «Змейка».
• «Массаж ушных раковин».
Усложнение – упражнения выполняются с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.
4. Дыхательное упражнение.
Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперёд. Во время быстрого вдоха свободные руки подтягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленный выдох руки опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизирующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.
5. Тренинг для активизации работы правого и левого полушарий и формирования межполушарных связей.
Дети рассаживаются в круг. Преподаватель бросает мяч одному из участников тренинга, называя слово (например, «арбуз»). Ребёнок называет свою ассоциацию на это слово (например, «сок») и передаёт мяч другому участнику тренинга и т. д. Когда все дети примут участие в этом этапе тренинга (возможно, не один раз, преподаватель усложняет задание. Он бросает мяч одному из участников тренинга, называя слово. Ребёнок, сначала называя ассоциацию на это слово, затем, передавая мяч другому участнику тренинга, называет слово, следующее по алфавиту за словом преподаватель, и передаёт мяч второму участнику. Второй участник называет ассоциацию на это слово и, передавая мяч третьему участнику тренинга, называет слово, следующее по алфавиту за словом на которое была ассоциация и т. д. (игра предложена А. Л. Сиротюк).