Елена Колено
Коррекционно-развивающее занятие психолога «Вина и стыд»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие психолога : «Вина и стыд»
Цель: знакомство дошкольников с новыми эмоциями: виной и стыдом, их графическим изображением; учить детей соотносить поступок и эмоцию с помощью мимики, жестов, поведения, интонации.
Оборудование: пиктограмма «вины и стыда», мяч, рассказы В. А. Сухомлинского «Именинный пирог», рисунки мальчиков и девочек.
Ход занятия психолога с дошкольниками
Приветствие
Мы собрались поиграть:
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие психолога „Вина и стыд“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Мы веселые котята,
Поздороваемся: «Мяу!»
Здесь телята подошли
И всем сказали: «Муу».
Мы с другом все пошли,
Щенков маленьких нашли!
Поздороваемся, друзья:
«Тяф-тяф-тяф»
Молодцы!
Демонстрация пиктограммы вины и стыда
Беседа по рассказу В. А. Сухомлинского «Именинный пирог»
У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая: ей восемьдесят два года.
Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.
Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.
Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.
Нина сказала тихонько маме:
- Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…
- Почему? – удивилась мама.
- У нее рука дрожит… Капает на стол…
Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.
Мама долго сидела молча, потом сказала:
- У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет. Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.
Вопросы к детям по произведению:
Почему девочка стеснялась своей бабушки?
Девочка чувствовала ли вину за свой поступок?
Упражнение «Доброе животное»
Дети берутся за руки и представляют, что они – одно животное. Давайте прислушаемся, как оно дышит. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох. А теперь послушаем, как бьется его сердце. Сделаем шаг вперед, стук – шаг назад. Еще раз стук – шаг вперед, стук – шаг назад.
Игра «Мне было стыдно, когда.»
Дети должны продолжить предложение «Мне было стыдно, когда.». Игра проводится в кругу с мячом.
Упражнение «Проблемные ситуации»
Психолог предлагает детям две истории.
Мальчик играл во дворе в футбол очень близко от дома. Ему объяснили, что мяч может попасть в окно и разбить его. Но мальчик не послушался. Через некоторое время он неудачно бросил мяч и, действительно, попал в окно. Стекло разбилось.
Мальчик хотел помочь маме мыть посуду. К полке, где стоял чайный сервиз, он не смог дотянуться, поэтому решил воспользоваться стулом. Он аккуратно подставил стул и поставил мытую посуду на полку. Когда начал слезать со стула, задел чайник, он упал и разбился.
- Скажите, пожалуйста, в какой ситуации мальчик был действительно виноватым, а в какой – его чувство вины было необоснованным. Почему?
Упражнение «Изобразим вину и стыд»
Психолог предлагает детям рассмотреть рисунки с лицами девочек и мальчиков, у которых отсутствуют эмоции. Дети должны дорисовать на рисунках эмоцию вины и стыда.
Прощание
Дети стоят в кругу, держатся за руки и произносят: «Всем, всем, до свидания!».
Рефлексия занятия
- Что на занятии больше всего понравилось?
- Какие эмоции вы испытываете сейчас?