Балганум Сейткалиева
Коррекционно-развивающее занятие «Великое противостояние антонимов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Великое противостояние антонимов».
Цель: развитие речи.
Задачи:
Коррекционная – способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.
Развивающая – развивать познавательный интерес к русскому языку.
Воспитательная – воспитывать усидчивость и внимательность.
Оборудование: конспект, листочки, карандаши, раздаточный материал.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Правильная посадка. Активизация внимания.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие „Великое противостояние антонимов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Противоположности, антонимы
- Темочки
Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами, отгадав кроссворд. (Приложение).
2. Новый материал.
- Что такое антонимы?
Слово «антоним» пришло к нам из греческого языка: анти – «против» и онима – «имя». Антоним – противоименный, а точнее, противозначный. К антонимам прибегают, когда хотят обозначить противоположные, контрастные явления. Обычно к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные, образованные с помощью антономических приставок : хороший – нехороший, приезд – отъезд.
Слова-антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте можно встретить названия: юг-север, запад-восток, Арктика – Антарктика.
А вот интересный случай произошел в начале прошлого века. В Московском театре Корша с успехом дебютировал молодой актер Александр Пожаров. Поклонники его таланта не раз прерывали сценическое действие восторженными криками: «Пожаров, Пожаров!». Однажды кому-то в последних рядах послышалось «Пожар! Пожар!».Зрители бросились к выходу. Началась невообразимая паника. В тот же вечер виновника переполоха вызвали в дирекцию и предложили переменить фамилию. На сцену пришел Александра Алексеевич Остужев.
Игра «Где спрятались антонимы»
Я антоним слову «зной»,
Я в реке в тени густой
И в бутылке лимонада,
А зовут меня … (прохлада).
Я антоним слова «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я … (Зима).
Я антоним к слову «смех»,
Не от радости, утех, -
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это (плач).
Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха,для сна
Называюсь (тишина).
- А вот как использовали поэты в своих произведениях антонимы.
Ты убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная,
Матушка-Русь! (Н. Некрасов).
Ты богат, я очень беден,
Ты прозаик, я поэт;
Ты румян,как маков цвет,
Я как смерть, и тощ и бледен. (А. Пушкин).
Вы – свет, а я похож на тьму,
Вы веселы, а я печален,
Вы параллельны ко всему,
А я, напротив, вертикален. (А. Толстой).
3. Самостоятельная деятельность.
Раздать карточки с заданием. К каждому сочетанию подобрать антоним к прилагательному.
- Почему получились разные слова антонимы? (Зависит от контекста).
Подведение итога.
- Чем занимались сегодня?
- С каким понятием познакомились?
- Какую роль в речи играют антонимы?