Любовь Малышева
Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоциональной сферы гиперактивных детей с использованием элементов музыкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: число гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. По данным разных авторов от 2 до 20% учащихся проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Педагоги говорят: «Один расторможенный ребенок – это проблема, два – это беда», т. к. на остальных детей времени уже не хватает. Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство, имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные, психологические и т. д. Психическое развитие ребенка происходит, прежде всего, в процессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Восприятие окружающего посредством слуха дает возможность «озвучить» происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе одного лишь зрения. Овладение речью как средством общения и познания окружающего мира является важнейшим условием социального и познавательного развития ребенка. По мнению Л. С. Выготского, развитие высших психических функций зависит не только от когнитивных, интеллектуальных, но и эмоциональных процессов, от их взаимовлияния и взаимообусловленности. На ранних этапах развития речь является выражением эмоциональной сферы поведения.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие по развитию эмоциональной сферы гиперактивных детей с использованием элементов музыкотерапии» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Являясь неотъемлемой частью человеческой жизни, эмоции переставляют собой область, привлекающую постоянное внимание исследователей из разных областей наук. Эмоции – это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности.
Роль эмоций в жизни человека, их влияние на поведение и формирование личности ребенка представляли интерес для исследователей различных областей знаний (философских, физиологических, психологических, педагогических и др.).
Одним из средств влияния на эмоциональную сферу ребенка является музыка. Воздействуя, музыка способна волновать, радовать, вызывать к себе интерес. Педагог создает все условия для проявления эмоционального отклика дошкольников, подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств. Благодаря этому произведение оказывает более сильное воздействие на чувства и мысли детей. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему она является исключительно важным фактором в развитии ребенка.
Проблема развития личности в процессе общения с искусством нашла отражение в исследованиях, раскрывающих роль искусства в эмоционально-чувственном освоении мира (Л. С. Выготский, в социальном становлении дошкольников (А. В. Запорожец). Необходимость приобщения к культурному наследию, начиная с дошкольного возраста, и важность этого процесса для развития ребенка, подчеркивается в трудах Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой, В. И. Петрушина и др.
На наш взгляд, влияние музыки на эмоциональную сферу детей начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием пер вых пьес, с пением простых песен, с музыкальны ми играми. Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают, слушая музыку и исполняя пес ни, само по себе служит хорошей почвой для развития эмоциональной сферы.
Еще большее влияние оказывают специальным образом организованные сеансы с применением музыки.
Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.
Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны, музыка, содержащая ритм, воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом. Подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. Во-вторых, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т. е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает определенные эмоции.
Наиболее сенситивным периодом для использо вания музыкотерапии в работе с дошкольниками оказывается возраст 6-7 лет, а в отдельных случа ях 5-6 лет. Это определяется тем, что в это время у ре бенка уже сформированы основные речевые, двигательные навыки, а также навыки, связанные с художественной, музыкальной деятельностью, которые могут быть использованы в сеансах ре цептивной, активной и интегративной музыкотерапии. В этом воз расте с помощью взрослого ребенок может вербализовать свои эмоциональные состояния, настроения, что является важным мо ментом и в диагностике, и в коррекционной работе средствами музыкотерапии.
Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.
Цель: Коррекция эмоционально-чувственной сферы гиперактивных детей, развитие концетрации и объема внимания, развитие способностей планирования своих действий и самоконтроля над ними.
Задачи:
образовательные:
• учить детей работать с пиктограммами;
• закрепить понятие «настроение» ;
• продолжать знакомить детей с эмоциональными состояниями
развивающие :
• развитие эмоционально-личностной сферы детей;
• развитие творческого и ассоциативного мышления детей;
• вербализация детьми эмоционально-чувственных переживаний.
воспитательные:
• создать в микрогруппе доверительную обстановку, позволяющую детям проявлять свои чувства и говорить о них;
• научить детей справляться с плохим настроением;
• учить детей слышать музыку и различать настроение музыки.
Вид занятия : коррекционно-развивающий.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Дети заходят в зал.
2. Игра-разминка «Давайте поздороваемся».
Психолог: «Давайте сейчас сядем, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас» (дети рассаживаются в круг).
-А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас по очереди поздоровается, соприкасаясь друг с другом ладошками, по кругу.
! Во время данного упражнения звучит фоном музыкальный вальс- миниатюра «Рассвет в лесу».
4. Упражнение «Корректурная проба»
Сегодня утром в наш детский сад почтовый голубь принес необычное письмо и посылку. Психолог берет конверт и читает подпись: «Для ребят от зайца Длинноуха». Давайте посмотрим, что внутри конверта. «Ой, здесь какое-то необычное письмо-задание и инструкция к нему! Давайте все вместе попробуем его разгадать. (Дети усаживаются за столы. Психолог раздает бланки корректурной пробы с зашифрованным письмом зайца. По его просьбе дети вычеркивают какой-либо один символ, а из оставшихся букв складывается сообщение.)
5. Релаксация
Итак, мы расшифровали письмо. Давайте поможем зайцу в его беде и отправимся в волшебный зимний лес. Но вот только как туда попасть? Постойте-постойте, а про посылку то мы забыли. Интересно, что в ней? Может какая-нибудь подсказка, как попасть к зайцу. (Психолог открывает посылку и достает оттуда волшебный ковер самолет. Дети усаживаются на него и закрывают глаза, звучит
! музыка «Полет на ковре-самолете») Затем дети открывают глаза и на экране смотрят
! музыкальное видео «Скользя по верхушкам деревьев». В это время психолог раскладывает на столы бланки «Соедини по точкам».
6. Игровые упражнения (задания).
Прилетев на лесную опушку, дети «встречают» зайца, сидящего на пеньке, и здороваются с ним.
-Ребята, наш заяц очень расстроен, потому что огромный медведь нечаянно разрушил его домик-норку. Давайте поможем ему создать новый, а для этого сядем за столы и выполним задание на листах. Итак, что у нас получилось? Верно, новые дома для нашего зайца. Давайте все их подарим зайцу, а он сам пусть выберет в каком будет жить.
- Ребята, но наш заяц все еще грустный. Он говорит, что у него совсем нет друзей, потому что совсем не умеет использовать нужную эмоцию в нужный момент. Когда надо грустить, он часто веселится или наоборот и т. д. Мы с Вами уже познакомились с несколькими эмоциями, давайте расскажем зайцу о них с помощью этих пиктограмм-карточек.
7. Повторение ранее изученного. Работа с карточками на развитие речи.
(радость-грусть, печаль-удивление-гнев и т. д.)
Теперь то заяц знает, чем отличаются эмоции друг от друга, и у него наверняка появится много новых друзей, которым он и подарит остальные дома.
8. Игра «Море волнуется….»
А сейчас давайте поиграем с нашим зайцем и заодно проверим, как вы усвоили эмоции и их отражения на лице.
Психолог: «Все вы знаете игру «Море волнуется…». Сейчас мы с вами в неё поиграем, только немного изменим последние слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, НАСТРОЕНИЕ моря замри»! И вам нужно будет остановиться и показать какое-либо настроение.
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.
8. Релаксация.
Ну что ж мы помогли зайцу справится с его бедой и нам пора возвращаться в детский сад, а поедем теперь мы с Вами на волшебных санях. (Дети прощаются с зайцем, усаживаются перед экраном на стулья, поставленные в форме саней).
! Видео «Зимняя дорога в заснеженном лесу».
9. Рефлексия.
Ну что ж, мы вернулись с Вами в наш родной детский сад. Понравилось ли Вам наше путешествие, где вы побывали, что нового узнали.
А сейчас я вам открою один секрет!
Педагог-психолог раскрывает правило хорошего настроения.
Если у тебя плохое настроение, вспомни наше путешествие, голоса природы. И твоё настроение улучшится! Помни! Твоё настроение зависит от тебя самого!»
10. Ритуал прощания.
! Звучит музыка «Голоса леса».
Заключение
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Формирование необходимых эмоций, коррекция недостатков развития эмоциональной сферы должны стать оной из наиболее важных задач гуманистического воспитания.
Нравственное развитие и воспитание ребенка необходимо начинать с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Исследования специалистов в области музыкальной психологии и педагогики показывают необходимость более серьезного подхода к проблеме использования музыки как коррекционного средства. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка.
Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отклик на происходящие события и музыкальный слух позволит детям откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, формирует его моральный облик.
Музыкопсихотерапия способствует нормализации психоэмоционального состояния. Она помогает установить контакт с педагогом-психологом, очиститься от отрицательных эмоциональных переживаний в процессе слушания музыки, снять нервно-психическое напряжение, наполниться положительными эмоциями.
Можно отметить, что мажорные мелодии помогают уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Чересчур подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а нерешительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. В целом музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, возникновению добрых и положительных ассоциаций. Следовательно, занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями.
При построении музыкальных занятий следует учитывать умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей; устанавливать преемственность в развитии музыкальных способностей в процессе усвоения музыкального репертуара и формирования необходимых знаний, умений и навыков; обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности; учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии; обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Эффективность структуры музыкального занятия зависит от : содержания учебного материала; учебных целей и задач; методов и приемов обучения; возрастных и индивидуальных особенностей детей; профессиональных качеств педагога, его умения контактировать с детьми, его владения технологией музыкального развития ребенка.
Список литературы:
1. Башмакова, С. Б. Коррекция эмоционального развития конфликтных детей / С. Б. Башмакова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007.- № 1.
2. Березина, Т. А. Использование элементов арттерапии в преодолении трудностей взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками / Т. А. Березина // Детский сад от А до Я. - 2007. - № 1.
3. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - М. : Международная педагогическая академия, 1995.
4. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав - М. : Просвещение, 1990.
5. Брусиловский, Л. С. Музыкотерапия : Руководство по психотерапии / Л. С. Брусиловский; под ред. В. Е. Рожнова. - М. ,1985.
6. В мире детских эмоций / Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. - М: Айрис-пресс, 2004.-160с.
7. Ветлугина, Н. А. Музыкальные занятия в детском саду / Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. - М. : Просвещение, 1984. - 208 с.
8. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М. : Просвещение, 1983. - 255 с.
9. Вилюнас, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1976. -142с.
10. Ворожцова, О. А. Музыка и игра в детской психотерапии / О. А. Ворожцова. – М. : Академия, 2002. – 368с.
11. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях / Л. С. Выготский // Собр. соч. : В 6 т. - Т. 4.- М. : Просвещение, 1984. – 421с.
12. Выготский, Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте / Л. С. Выготский // Собр. соч. - Т. 2.- М. : Просвещение, 1982. – 231с.
13. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 1995. - № 2. – С. 137-149.
14. Данилина, Т. А. В мире детских эмоций. / Т. А. Данилина – М. : Айрис-пресс, 2004. – 148с.
15. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. - М. : Политиздат, 1978. - 272с.
16. Дубовец, С. Развитие эмоций у детей / С. Дубовец // Дошкольное воспитание. – 2008. -- № 1. – С. 59-65.
17. Ежкова, Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 1.
18. Житная, И. В. Педагогические условия развития эстетических эмоций детей старшего дошкольного возраста / И. В. Житная // Научно-педагогические школы России, № 12.
19. Запорожец А. В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А. В. Запорожец и Я. З. Неверович. - М. : Просвещение, 1986.
20. Запорожец, А. В. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка / А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 1974. - №6. – С. 59-73.
21. Запорожец, А. В. Об эмоциях и их развитии у ребенка. / А. В. Запорожец - М. : Просвещение,1986. — 127 с.
22. Злобин, А. Г. К классификации эмоций / А. Г. Злобин // Вопросы психологии. – 1991. - № 4. - С. 96-98.
23. Играйте вместе с нами. Музыкальные игры, сценки, танцевальные упражнения. - М. : Просвещение, 1982. - 117 с.
24. Изард К. Э. Эмоции человека. Пер. с анг. / К. Э. Изард - М. : Просвещение, 1981. - 255с.
25. Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Е. Изард. - СПб. : Питер, 1999.
26. Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика: Учебное пособие / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова – М. : Издательский центр «Академия»,2004. – 288с.
27. Карпова, Н. В. Эмоциональное и познавательное развитие детей раннего возраста / Н. В. Карпова // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 3 (36).
28. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. / Н. Колпакова // Дошкольное образование. – 1999. - №10. – С. 41-44.
29. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н. Г. Кононова. - М. : Просвещение, 1982. - 96 с.
30. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. – СПб. : Питер, 2002. – 368 с.
31. Корой, Е. Ф. Музыкальное воспитание детей шестилетнего возраста / Е. Ф. Корой. - М., 1986.
32. Коротаева, Е. Условия создания эмоционально-развивающей среды дошкольного учреждения для ребенка раннего возраста / Е. Коротаева // Детский сад от А до Я. – 2007. - № 1. – С. 55-67.
33. Костина, Э. П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка / Э. П. Костина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 11. – С. 37.
34. Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций / Н. Л. Кряжева. - Ярославль: 2000. – 160с.
35. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль, 1997. – 190с.
36. Кудрявцева, Е. А. Эмоционально-нравственное развитие ребенка-дошкольника / Е. А. Кудрявцева // Детский сад от А до Я. - 2007.- № 1.
37. Летучая, А. Музыкальная психотерапия / А. Летучая, О. Чеканова // Обруч. – 2002. - № 6. – С. 31-35.
38. Лоскутова, Р. Р. Сотрудничество ДОУ и семьи в музыкальном воспитании детей / Р. Р. Лоскутова. – Йошкар-Ола, 2002.
39. Лоскутова, Р. Р. Эмоциональное развитие старших дошкольников средствами музыкальной психотерапии / Р. Р. Лоскутова, Т. Н. Шишкина. – Йошкар-Ола: МГПИ, 2004. – 142с.
40. Мадорский, Л. Р. Музыка начинается в семье / Л. Р. Мадорский. - М. : Народный университет педагогического факультета, 1982. - 172 с.
41. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989. - 269 с.
42. Минаева, В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека / В. Минаева // Дошкольное воспитание. – 2003. - №2. – С. 13-21.
43. Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В. М. Минаева. – М. : АРКТИ, 2001. – 48 с.
44. Музыкальное воспитание детей в семье / В. Белобородова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - С. 59. 52.
45. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 224с.
46. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т. С. Комаровой. — М. : Просвещение, 1997. - 176 с.
47. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. – 5-е изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 687с.
48. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с.
49. Пантелеева, Л. В. Художественный труд в детских садах СССР и СФРЮ / Л. В. Пантелеева. - М. : Просвещение, 1987. - 287с.
50. Петрушин, В. И. Моделирование эмоций средствами музыки / В. И. Петрушин //Вопросы психологии. – 1988. - № 5. – С. 141-144.
51. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Аполлонова // Дошкольное воспитание. - 1992. - № 5. - С. 4-7.
52. Психология эмоций : тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Изд-во МГУ, 1994.
53. Радынова, О. А. Методы и приемы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. - С. 49-54.
54. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили - М. : Просвещение, 1992. - 222 с.
55. Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей / О. П. Радынова - М. : Просвещение, 1997. – 167 с.
56. Радынова, О. П. Слушаем музыку : книга для воспитатели и музыкальных руководителей детского сада / О. П. Радынова- М. : Просвещение, 1990. -158с.
57. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М. : Просвещение. – 255с.
58. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога. / Е. И. Рогов - М. : Просвещение, 1999. -384с.
59. Сергеева, Н. Модель деятельности педагога по обеспечению эмоционального благополучия младших школьников / Н. Сергеева // Воспитание школьников. - 2003. - № 4.
60. Ступеньки музыкального развития / Е. Дубровская // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 8. - С. 11.
61. Татаринцева, Н. Е. Особенности эмоционального развития мальчиков и девочек / Н. Е. Татаринцева // Детский сад от А до Я. - 2007. - № 1.
62. Урунтаева, Г. А. Практикум подошкольной психологии / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. – М. : Академия, 1998. – 304 с.
63. Фадеева, С. Фоновая музыка в жизни детского сада / С. Фадеева / Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 52-54.
64. Харитонова, Н. Профилактика психоэмоционального напряджения детей раннего возраста / Н. Харитонова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6. – С. 3-12.
65. Хризман, Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка / Т. П. Хризман. – М. : Просвещение, 1989. – 190 с.
66. Шингаров, Г. К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности / Г. К. Шингаров. - М. : Просвещение, 1971. - 254с.
67. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. А. Д. Кошелевой. - М. : Просвещение, 1985. - 176 с.