Диана Ланчкина
Коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ «Наши эмоции и чувства. Удивление»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Использование ИКТ в работе педагога- психолога с детьми в детском саду позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие с использованием ИКТ „Наши эмоции и чувства, Удивление“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности педагога.
Цели занятия:
- знакомство с чувством удивления;
- изучение способов выражения эмоциональных состояний;
- закрепление мимических навыков, снижение эмоционального напряжения.
Задачи:
- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
-выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
-учить детей выражать чувство удивления в рисунке.
Материалы, ТСО:
-ПК и интерактивная доска с презентацией «Наши эмоции и чувства»;
- пиктограммы с изображением чувств радости, страха, удивления;
-пособие «Азбука настроений».
- игрушечный котенок, шляпа (для инсценировки);
-цветные маркеры, листы формата А4 с изображениями контура лица человечков (по количеству участников);
-музыкальный центр с диском релаксационной музыки.
Методы и приёмы:
а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений);
б) наглядные (пиктограммы, пособие «Азбука настроений»);
в) практические (выполнение различных практических заданий вербального, визуального, двигательного характера);
г) музыкально - театрализованные (инсценирование рассказа «Живая шляпа», музыкальное сопровождение рефлексии и релаксации).
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия.
Дети, взявшись за руки, стоят в кругу.
Здравствуйте!
Давайте поприветствуем друг друга. Пусть каждый из вас назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и прохлопаю его в ладоши. Можно топать ногами или делать что-то еще, но так, чтобы все сидящие в кругу смогли повторить ваше действие.
Итак, я называю свое имя и прохлопываю его, а все остальные повторяют за мной. Отлично! Продолжит тот, кто сидит справа от меня и т. д.
А теперь давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!»
(Цель - создание положительного эмоционального фона, настрой детей на совместную работу. Создание чувства группового единства.)
2. Повторение пройденного материала.
Очень хорошо! На прошлом нашем занятии мы с вами познакомились с чувством РАДОСТИ и чувством СТРАХА.
Что помогает нам, глядя на человека, определить, радуется он или боится?.
(-Чтобы определить настроение и чувства человека, мы смотрим на выражение его лица. Можно определить настроение по голосу).
Показ слайдов № 1-7 из презентации «Наши эмоции и чувства. Радость» (интерактивная доска).
Давайте изобразим чувство радости.
Что происходит в это время с нашими лицами?. Что происходит с нашими губами?.
(-Губы растянуты в улыбке, видны зубы). Какие у нас глаза в этот момент?. (Глаза прищурены. Выражение глаз - лукавое, веселое. Про глаза радостного человека говорят, что они «светятся от счастья»).
(Демонстрация пиктограммы «Радость»).
Показ слайдов № 8-12 из презентации «Наши эмоции и чувства. Страх» (интерактивная доска).
Теперь изобразим чувство страха. С помощью каких движений можно передать эмоцию страха? (Движения могут быть резкими, отталкивающими или наоборот, зовущими).
(Демонстрация пиктограммы «Страх).
Что в это время происходит с нашими лицами?. (Мышцы лица напряжены).
Что происходит с глазами? (Глаза широко открыты). Что происходит со ртом?
(-Рот приоткрыт, губы напряжены.) Правильно. А еще человек, которого сильно напугали, может громко закричать.
Хорошо, молодцы, справились с заданиями.
(Цель — закрепление чувств, с которыми познакомились ранее.)
3. Знакомство с новым чувством.
А сегодня мы познакомимся с новой эмоцией, которая называется удивлением.
Показ слайдов № 13-16 из презентации «Наши эмоции и чувства. Удивление» (интерактивная доска).
Попробуйте изобразить на своем лице чувство удивления. Как вы думаете, удивление будет долго длиться, или оно мгновенно возникает и быстро пропадает?. Совершенно верно, оно возникает неожиданно и быстро исчезает.
(Демонстрация пиктограммы «Удивление»).
Давайте рассмотрим пиктограмму. Что же происходит с нашими лицами, когда мы удивляемся? С бровями?. Правильно, они приподняты вверх. А что происходит с глазами?. (Они широко открыты). С губами?. (Они растянуты и похожи на букву «О»). С плечами? (-Они слегка приподнимаются вверх).
Удивление можно сравнить с быстрым прикосновением. Давайте передадим наши прикосновения по кругу.
У вас замечательно получилось!
4. История «Живая шляпа».
Теперь я предлагаю послушать историю, которая называется «Живая шляпа».
Мальчик Дима гулял во дворе. Вдруг он услышал, как мама зовет его, стоя у открытого окна:
- Дима, пора домой, обед уже на столе.
Дима попрощался с приятелями и пошел к дому. На дороге он увидел шляпу и решил ее поднять, но шляпа как будто угадала, что хочет сделать мальчик, и отпрыгнула в сторону. Дима очень удивился.
5. Театрализация.
Давайте попробуем разыграть эту историю. Кто хочет быть Димой? Мамой? Шляпой?. Как вы думаете, кто мог находиться под шляпой?. (Предложить детям разыграть эту сценку с предметами: шляпой, котенком.)
Замечательно!
Вспомните, что происходит с вашим лицом, когда вы удивляетесь?.
(Показать фото с эмоцией «Удивление» из пособия «Азбука настроения»)
- Рот широко открывается и вытягивается. Глаза широко открыты. Брови ползут вверх.
Как вы думаете, чему удивляется этот мальчик? (Ответы). А что может удивить вас?. (Дети отвечают по кругу.)
(Цель — развитие выразительных движений, способности понимать свое эмоциональное состояние и адекватно его выражать. Закрепление мимических навыков.)
6. Рефлексия.
А теперь я приглашаю вас пройти за столы. Перед вами лежат листы, на которых изображен контур лица человека. Ваша задача – нарисовать глаза, брови, нос, губы таким образом, чтобы каждый человек удивлялся.
А пока вы рисуете, придумайте историю о том, что это за человечек и чему он удивляется.
(Дети под музыку выполняют задание. Когда работа закончена, дети садятся в круг.
Каждому ребенку предоставить возможность рассказать, что за человечка он нарисовал). Методика «Продолжи предложение».
- Продолжите мои предложения: «Я девочка Света. Я удивляюсь, когда….».
Вы очень хорошо справились с заданием. Можете этих замечательных человечков взять на память о нашей сегодняшней встрече! (А пока пусть ваши человечки подождут вас в сторонке).
(Цель данного упражнения — закрепить умение выражать эмоцию удивления. С помощью изобразительных средств передавать эмоцию удивления. Развитие воображения и творческих способностей).
7. Релаксация «Отдых на море». (Запись шума прибоя с криком чаек).
-Вы хорошо потрудились. А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть.
«Отдых на море».
Закройте глаза и представьте, что вы лежите на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо, вы дышите ровно и легко. Голубое небо, теплое солнце. Мягкие волны подкатываются к вашим ногам, ласково гладят их, гладят ваше тело. Гладят. (имя). Вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все тело: лоб, лицо, спину, живот, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким-легким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. На счет «три» мы откроем глаза и снова окажемся в нашем детском саду. Раз-два-три! Вы полны сил и энергии.
8. Ритуал прощания.
А теперь я приглашаю вас встать в круг. Давайте возьмемся за руки и прислушаемся к своему дыханию. Все вместе сделаем вдох, выдох и ещё раз вдох, выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьётся наше сердце. Тук – делаем шаг вперёд, тук- шаг назад. И ещё раз тук – шаг вперёд, тук шаг назад.
(Цель игры — развитие чувства единства.)
Очень хорошо. На этом наше занятие окончено. Спасибо всем.
II. САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ.
Концепция занятия с использованием ИКТ: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников как условие воспитания здорового ребенка (с использованием ИКТ)».
Применение современных информационных компьютерных технологий позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
На занятии использовалась компьютерная презентация. Ее плюсы - различные анимации легко усваиваются дошкольниками. Для большей эффективности презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.
Презентация состоит из красочных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников.
Тема занятия: «Наши эмоции. Удивление.» - посвящена знакомству с эмоцией удивления и способствует развитию эмоциональной сферы детей.
Цель данного занятия: Знакомство с чувством удивления, закрепление мимических навыков, снижение эмоционального напряжения, коррекция негативных эмоций.
Задачи:
Развивающие: 1. Развивать внимание, воображение, творческие способности детей.
2. Развивать гуманные отношения детей друг к другу, коммуникативные навыки.
Обучающие:
1. Учить детей понимать собственное эмоциональное состояние.
2. Учить передавать эмоциональные состояния средствами выразительных движений, интонации, мимики, жестов, изобразительных средств (рисование эмоций).
3. Учить детей выражать и распознавать чувства других людей.
Коррекционные:
1. С помощью приемов расслабления восстанавливать психоэмоциональное равновесие детей, снимать мышечные зажимы, напряжение.
2. Создавать на занятии здоровьесберегающие предпосылки: психологический комфорт, эмоциональную раскрепощенность, положительные эмоции.
На протяжении всего занятия прослеживается взаимосвязь коррекционных, обучающих и развивающих задач.
Структура занятия.
Во время занятий дети сидят или стоят в кругу. Круг - это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.
В ходе занятия были соблюдены основные этапы, которые характеризовались логичностью построения, последовательностью, плавным переходом от одного вида деятельности к другому.
Структура занятия разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
1 этап: «Вводная часть» (Ритуал приветствия).
Цель вводной части занятия - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками тренинга, создание чувства группового единства. Основная процедура вводной части - приветствие, игра с именами.
Цель вводной части была достигнута благодаря:
- организации концентрации внимания детей на себе (образ «Я»);
- благодаря настрою детей на совместную работу;
-включению каждого ребенка в деятельность уже на начальном этапе тренинга;
-созданию благоприятной атмосферы на занятии.
2этап: Основная часть занятия.
Цель: развитие выразительных движений, способности понимать свое эмоциональное состояние и адекватно его выражать.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
В нее вошли этюды, упражнения, игры, передающие различные эмоциональные состояния, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоциональной сферы ребенка:
- «Эмоции радости, страха» – повторение, закрепление способов выражения чувств и настроений, с которыми дети познакомились ранее;
- «Эмоция» – знакомство с новым чувством.
Основные процедуры коррекционного воздействия:
- элементы театрализации с импровизацией (рассказ «Живая шляпа»);
- развитие навыков общения (при знакомстве с новым чувством и передаче его с помощью характерных движений, мимики);
- задания на развитие восприятия, памяти, внимания, творческого воображения (при выполнении задания «Продолжи предложение», при рисовании эмоции удивления - «Дорисуй лицо человечка»);
-рисование (закрепляли умение выражать эмоцию удивления с помощью изобразительных средств).
Содержание основной части занятия соответствует поставленной цели: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников как условие воспитания здорового ребенка».
При составлении содержания данного этапа занятия я учитывала уровень развития познавательных способностей и психологические особенности детей данного возраста.
3 этап. Завершающая часть занятия. Ритуал прощания.
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Ритуал прощания, как и ритуал приветствия, был проведен в кругу.
Занятие включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
- упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
- дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему).
III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМООЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЯ.
Данное занятие соответствует возрастным особенностям познавательной деятельности воспитанников (6-7 лет, их жизненному опыту и уровню знаний.
1. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на занятии.
• Организация внимания.
Начальный этап - психологический настрой, способствующий концентрации внимания. Основная часть - обращение к детям с призывом быть внимательными. При переключении внимания детей с одного вида деятельности на другой используются приемы: напоминание, указание. Распределение внимания: при рисовании эмоции удивления детям дается задание – в процессе рисования человечка придумать про него рассказ.
• Организация восприятия.
Объектом восприятия детей является речь педагога, а также наглядные средства. Необходимо говорить четко, неторопливо, со спокойной интонацией голоса. Для акцента на важных моментах необходимо делать интонационные паузы, смысловые ударения на ключевых словах.
• Активизация памяти и ее развитие.
Создавать предпосылки для развития различных видов памяти: наглядно - образной (при разборе и передаче характерных особенностей эмоциональных состояний человека, механической (при инсценировании прослушанного рассказа). Для лучшего запоминания материала использовать следующие приемы: повторение и закрепление знаний, полученных на предварительных занятиях; эмоциональная нагрузка (при проведении психологического настроя, в приеме «Психорегуляции дыхания» в ритуале прощания).
В целом занятие построено логично, последовательно.
Использовались разнообразные формы активности детей: слуховая, зрительная, исполнительская, двигательная.
Исходя из возрастных особенностей детей (6-7 лет, занятие строилось на использовании игрового и словесного метода.
2. Организация обратной связи «Педагог-ребенок».
1. На занятии поддерживалась обратная связь с детьми:
а) в процессе закрепления ранее пройденного материала;
б) в процессе подачи нового материала (знакомство с эмоцией удивления).
Организация на занятиях обратной связи с детьми способствовала налаживанию эмоционального контакта, доверительных отношений, улучшению взаимоотношений педагога с ребенком.
3. Здоровьесберегающие предпосылки.
Концепция занятия: «Развитие эмоций дошкольников как условие воспитания здорового ребенка». В связи с этим делался акцент не только на социально-значимый характер детей, но и на биологический процесс их развития: уделяется внимание развитию дыхания (прием психорегуляции дыхания в ритуале прощания, используется релаксационная пауза (Релаксация «Отдых на море», что создает здоровьесберегающие предпосылки.