Старикова Ольга
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы по развитию эмоционально-волевой сферы
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы по развитию эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества;
обучение адекватным способам выражения своих эмоций;
развитие произвольности.
Публикация «Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной группы по развитию эмоционально-волевой сферы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Оборудование для педагога : колокольчики с различным звучанием; эфирное масло или веточка хвойного дерева; шкатулка с разнообразными мелкими предметами, подчё ркивающие естественную красоту природного материала или эстетичность рукотворного мира: медальоны, подвески, ключики, бусинки, сухие плоды и косточки от различных растений, детальки от сборных игрушек и т. д. (10 и более шт.).
Оборудование для детей: столы и стулья, альбомный лист и цветные карандаши по количеству участников.
Ход занятия
Вводная часть.
Ритуал начала занятия «Колокольчик».
Переливчато звучит колокольчик - дети собираются в круг.
Приветствие «Мы сегодня лёгкие, как пёрышки!».
- Здравствуйте, мальчики и девочки. Давайте поприветствуем друг друга. Предлагаю встать парами по кругу.
Показ ведущего.
- Мы произносим приветствие: «Мы сегодня лёгкие, …- и поворачиваясь, в паре, лёгким движение правой руки касаемся кончиками пальцев друг друга, - и продолжаем - как пёрышки!».
Команды ведущего.
-А сейчас ласково и нежно вместе: «Мы сегодня лёгкие, … повернулись, подняли правую ручку и коснулись пальчиками ваших рук - как пёрышки!».
- «Смена – перемена» - поменялись друг с другом местами, чтобы получились новые пары.
- И сейчас весело и задорно вместе: «Мы сегодня лёгкие, …. как пёрышки!».
- Молодцы! А сейчас мы с вами выполним упражнение, которое повышает внимание, настроение и работоспособность. Упражнение «Лучики настроения».
Дети остаются в круге.
- Вы любите запахи природы? Они бываю разные: приятные и не очень, горькие и сладкие, знакомые и неизвестные.
- Я предлагаю вам сейчас попробовать определить один из них.
- Протяните все вместе одну руку ладошкой вверх в центр круга, так чтобы кончики пальцев сошлись вместе, как лучики, а я своей ладошкой прикрою их.
Ведущий быстрым движением берёт, приготовленную веточку хвойного дерева, сжимает её и кладёт в круг из детских ладошек, прикрывая её своей ладошкой (запах уже распространится).
- Кому знаком этот запах?
Ведущий поддерживает полилог детей: «как в бане пахнет маслом», «Новый год», «ёлка», «у нас на даче», «спинку мама мажет»,- одобрением на всём протяжении беседы.
- Это запах хвои. Хвоинки – это очень узкие листочки, как иголочки. И деревья, на которых растут хвоинки, а не листочки, называются…
Ведущий даёт возможность детям самостоятельно ответить.
- Хвойные – это верный ответ! А какие хвойные деревья вы знаете?
Ведущий поддерживает ответы детей: кедр, сосна, ель…
- А вы знаете, какими полезными свойствами для нашего организма они обладают? Ответы детей: при простуде, гриппе…
- Да, повышает сопротивляемость нашего организма к болезням (иммунитет).
- А ещё эти удивительные растения, их аромат, улучшают память, внимание и физическую активность.
- Мы вдохнули запах хвои и подзарядились бодростью и отличным настроением, и готовы проверить наше внимание и ловкость. Садимся на ковёр по кругу
«Здравствуйте».
- Расположите правую руку перед собой. Поочерёдно соедините в кольцо большой палец руки с указательным, потом со средним, безымянным, мизинцем, приговаривая: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте», - точно так же как принято приветствовать друг друга при встречи у нас в обществе.
-Молодцы! Сделали на правой руке, теперь повторим эти же движения пальцев на левой.
Для усложнённого варианта задания ведущий предлагает выполнить движения одновременно двумя руками, под речевую инструкцию взрослого или самостоятельно.
«Лягушки».
- Положите руки перед собой. Одну сожмите в кулак, другую ладошкой вниз. По команде: «Ква!»- поменяйте положение рук и откройте кулак другой руки. Ой, какие ловкие! А лягушки – кулачки – какие воспитанные, квакают поочереди, внимательно друг друга выслушивая.
Для усложнённого варианта задания ведущий предлагает следить за дыхание и «квакать» на выдохе, одновременно меняя положение рук «кулак-ладошка».
«Кулак- ребро-ладонь».
- Руки перед собой. Ладонь правой руки по команде «Кулак!» сжимаем в кулак, по команде «Ребро!» разворачиваем в горизонтальную плоскость «ребром»большим пальцем вверх, по команде «Ладонь!» кисть руки поворачивается расправленной ладошкой вниз.
Упражнение выполняется правой рукой, потом левой, затем двумя руками.
- В следующий раз я вас познакомлю и с другими упражнениями на координацию и ловкость рук, которые помогут нам не только дружить со своим телом, но и развивать памяти и внимания.
Подвижная игра на внимание «Зоопарк»
Дети стоят в кругу.
- Предлагаю игру «Зоопарк». Что такое зоопарк? Это парк аттракционов? Это выставка игрушек? Нет?
Ведущий поддерживает полилог детей.
- Это дом (среда обитания) для животных, организованная человеком, где он заботится о своих питомцах.
- Предлагаю шесть животных: пони, лягушку, рака, зайца, а из птиц: аиста и синицу, а вы договоритесь, какие движения можно показать для каждого из животных.
Ведущий поощряет детей, которые предлагают действительно характерные движе-ния. Например: для пони - остановиться, ударить носочком ноги об пол и прищёлкнуть язычком; для лягушки присесть широко расставив колени, руки прямые ладошками вниз перед собой и подпрыгнуть; для зайца – согнуть руки в локтях перед собой и попрыгать на месте; для рака - осторожно пятиться, шагать назад; для синицы – отвести руки назад, помахать плавно кружась на месте; для аиста - остановиться, встать на одну ногу, руки в стороны.
- Двигаться будем осторожно, аккуратно. Так, чтобы не задеть друг друга. - А теперь по команде «Пони!» или «Аист!», «Лягушка!» или «Заяц!», «Рак!»или «Сини-ца!» меняем движение, а если услышим хлопок в ладоши просто замираем на месте.
После очередного хлопка ведущий замечает, как стало вокруг тихо и предлагает поиграть в «Тихие игры»,
«Тишина»
Дети присаживаются на ковре по кругу.
- А что такое тишина?
Ведущий поддерживает полилог детей.
- Да, это когда вокруг нас не слышно звуков.
- Как вы думаете, а в детском саду бывает полная тишина? Давайте послушаем – всего полминутки – 30 секунд!
- Раз, два, три расскажи!
Ведущий по кругу спрашивает каждого ребёнка, что он слыша, обращая внимание на звуки в самой комнате, за дверью, за окном на улице.
- Вот какая помощница – тишина! Чтобы тебя услышали, оказывается не надо кричать, можно просто тихо друг с другом разговаривать. Сейчас мы это попробуем сделать в следующем игровом задании.
«Шкатулочка»
- В тишине, по очереди, каждый открывает шкатулочку, выбирает предмет, берёт его в руки и передают его рядом сидящему ребёнку с торжественным видом, сосед принимает предмет как подарок и благодарит наклоном головы, улыбкой и кладёт этот предмет-подарок обратно в шкатулку. И тут же выбирает предмет для своего соседа, дарит и всё повторяется вновь – подарок принимается с благодарностью, кладётся в шкатулочку и выбирается другой предмет для следующего игрока и так пока шкатулочка не вернётся к первому игроку – шкатулка закрывается.
Ведущий сопровождает инструкцию к заданию показом своих действий с предметом и соответствующей мимикой. Во время игры тоже старается помочь ходу игры с помощью направляющих движений или шёпота. После завершённого круга, когда шкатулку закрыли, ведущий задаёт вопросы.
- Кому понравилось дарить подарки, а кому получать? А может просто выбирать?
- Кто запомнил, какие подарки получили дети? Кто запомнил все подарки и готов их назвать? Сколько всего было подарено предметов? Кто первый подарил, а кто последний?
Ведущий может заменить вопросы на описание предметов и их назначения или выяснения мотивов и цели выбора предметов.
- А сейчас наши «тихие игры» помогут выполнить следующее, последнее задание. Проходим и садимся за столы.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Рисование «Я в детском саду».
- Ребята, мы играли в «Тишину» и определяли звуки в разных уголках нашего детского сада, а ведь можно представить и себя самого в раз-личных помещениях детского сада, там, где вы бываете с мамами и папами, воспитателями и с педагогами : по физической культуре, рисованию, музыке, т. д.
- Перед вами альбомный лист и карандаши. Тема вашего рисунка «Я в детском саду». Нарисуйте себя в том месте детского сада, где вы хотели бы быть.
Ребёнок с готовым рисунком рассказывает, что и почему он это нарисовал. Ведущий поощряет высказывание детей одобрительными и заинтересованными в сюжете откликами. На листе с рисунком делает запись фразы со слов ребё нка: «Я в бассейне» или «Я на прогулке», или «Я в группе».
Ведущий для себя отмечает количество эмоциональных предпочтений детей, преобладание оттенков цветовой гаммы, наличие взрослых и детей, садовской или внесадовской тематики в содержании рисунках, творческий характер сюжетов.
Ритуал «До скорой встречи»
- Наше занятие подошло к концу.
Ведущий отмечает достижения каждого ребёнка
- Мне понравилось, как вы сегодня занимались. Петя был очень внимательным, Ваня и Саша угадали аромат в упражнении «Лучики настроения», а Витя сегодня ловко справился с пальчиковой гимнастикой! и т. д.
- А какое задание тебе (имя ребёнка) запомнилось, что тебе (имя ребёнка)показалось самым лёгким, а тебе самым трудным (имя ребёнка, а каким интересным делом вы хотели бы ещё раз заняться?
- Вот и замечательно! Я приглашаю вас на следующее занятие! До скорой встречи!