Оксана Васильева
Коррекционно-педагогическая работа по формированию общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – педагогическая работа по формированию общения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в театрализованных играх
Работая с детьми в группе компенсирующей направленности, понимаю, что проблема формирования общения детей с ЗПР является одной из актуальных.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
К нам в дошкольное учреждение приходят дети, которые имеют сложные нарушения речи и органические поражения. Это дети, у которых нарушен нормальный темп психического, а порой и физического развития, проявляющийся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют его возрасту).
Нарушения эмоционально-волевой сферы (агрессия, бегство, отрицание трудностей и неадекватная оценка реальной ситуации) затрудняют процесс общения. Положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка было выдвинуто Выготским Л. С., который неоднократно подчеркивал, что «психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры». Общение является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Маркова Л. С. отмечает, что у детей с задержкой психического развития наблюдаются бедность мимики, слабость и недифференцированность эмоций. Нарушения выразительности движений, неумение правильно показать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и со взрослыми.
Театрализованные игры как один из видов театрализованной деятельности имеют большое значение для разностороннего, универсального развития дошкольников.
Театрализованная деятельность с детьми с ОВЗ имеет выраженное психотерапевтическое воздействие, повышает речевую активность. В речевом развитии совершенствуются диалоги и монологи, происходит освоение выразительности речи. Осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и организации театрализованной игры помогает ребенку самовыразиться и самореализоваться.
Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.
Игра-драматизация является разновидностью театрализованной деятельности дошкольников и представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений. В ней происходит сближение детей с персонажами произведения, что позволяет создать условия для развития обеих составляющих эмоциональной – понимания внешних признаков эмоциональных состояний и умения выражать их вербальными и невербальными способами.
Классификация и сериация игр, используемых педагогом в коррекционно-педагогической работе по формированию общения детей с ЗПР, которая осуществляется в театрализованных играх, зависит от индивидуальных психофизических особенностей развития ребенка.
Активность детей увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста.
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что поэтапное ознакомление детей с различными видами театра и непосредственное участие детей с ЗПР в театрализованной деятельности ведет к повышению и эффективности речевого развития детей дошкольного возраста за счёт комплексного коммуникативного воздействия.