Ирина Володина
Коррекционно-образовательная работа по формированию грамматического строя речи в играх с математическим содержанием
Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречается точка зрения, выражаемая словами «Не каждый будет математиком», безнадежна устарела.
Сегодня и тем более в дальнейшем математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Публикация «Коррекционно-образовательная работа по формированию грамматического строя речи в играх с математическим содержанием» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Как известно у детей с общим недоразвитием речи нарушен грамматический строй речи, связная речь, а это в будущем приводит к проблемам в школьном обучении.
Наиболее часто встречающие ошибки у таких детей – это согласование слов в предложении, а именно согласование числительных с существительными (порядковыми и количественными) в роде и падеже, нарушены пространственные и временные понятия, дети плохо запоминают название цветов и их оттенков, геометрических форм, цифры, у детей плохо развито логическое мышление.
Учителя-логопеды постоянно включают в коррекционно-образовательную работу по формированию грамматического строя речи игры с математическим содержанием.
Народная мудрость издала дидактическую игру, которая является для дошкольника наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры с математическим содержанием в работе с ОНР направлены на решение задач по накоплению и активации словаря, отработки лексико-грамматических категорий, коррекции звукопроизношения, развитие чувства ритма и выразительности речи, совершенствования фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, устранения недостатков слоговой структуры речи, обучению связной речи, развитие психических процессов.
Дидактически игры объединенные одним содержанием : согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже, обогащение речи существительными и прилагательными.
Дидактическая игра : «Сосчитай посуду»
(Закрепление счета от одного до пяти)
Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек
Дидактическая игра : «Веселый счет»
( Закрепление употребления слов: один – одна – одно, два – две)
одно – яблоко – два яблока
один лимон – два лимона
одна слива – две сливы
Дидактическая игра : «Сосчитай игрушки»
(Закрепление счета от заданного числа)
Счет вести до пяти
два мяча - …
две куклы -…
две пирамидки -…
Дидактическая игра : «Скажи правильно»
Было две белки – стало пять белок
было пять белок – осталось две белки
По всем лексическим темам в играх, решаются задачи по накоплению и активизации словаря, словоизменению существительных и прилагательных, закреплению падежных конструкций.
Дидактическая игра : «Посчитай»
(Закрепление счета в пределах пяти, словоизменение существительных и прилагательных)
Одна котлета, две котлеты, три котлеты, четыре котлеты, пять котлет
Одна жареная котлета, две жареные котлеты, три жареные котлеты, четыре жареные котлеты, пять жареных котлет
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее – в связной речи.
Дидактическая игра : «Один – много»
Дифференциация форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже, далее дифференциация форм единственного и множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного или нескольких предметов вперемешку. Дается задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов
Таким образом, обучение детей математике и развитие речи неразрывные и познавательные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.
К моменту поступления в школу у детей с чистой речью наблюдается в основном грамматически правильная речь, они правильно строят различные типы предложений, согласовывают слова в роде, числе, падеже. Почти не испытывают трудности в образование форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе.
Использованная литература.
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии. – 1996, №6.
2. Гурткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. Сборник конспектов занятий воспитателей центра. – Ульяновск, 1996. – 100с.