Светлана Ефимцева
Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми, имеющими задержку темпа психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с задержкой психического развития наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы, нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. В научной литературе существует точка зрения что «управляемое развитие движений пальцев рук ребенка оказывает положительное влияние на развитие его речи, особенно в сенситивные (благоприятные) периоды созревания речевых областей мозга, т. е. до 3 лет. Движения стимулируют созревание центральной нервной системы, в частности, созревание двигательного анализатора» .Можно выделить два направления в работе по развитию моторики.
Публикация «Коррекционная работа по развитию мелкой моторики с детьми, имеющими задержку темпа психического развития» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Первое направление. Подготовка руки ребенка к точным,энергичным движениям через проведение физкультминуток, через упражнения на выкладывание фигур (их деталей и целых форм)по образцу и словесной инструкции взрослого. Здесь же учим штриховке простым и цветным карандашом. Это может быть штриховка готовых шаблонов (сначала наиболее легкой для штриховки формы-прямоугольной, затем круглой и овальной)Дальше можно использовать книжки-раскраски,в которой качество штриховки определяет качество изображения самого предмета-его цвет и форма. Все эти упражнения направлены не только на развитие руки ребенка, но и на формирование у него внимательности, наблюдательности.
Второе направление. Его цель – подготовка руки ребенка к письму в школе. Здесь учим рисовать детей предметы с помощью горизонтальный линий-это лесенки, елочки, заборчики. Хорошо и рисование орнамента с помощью волнистых линий, рисование цельной дугой. Дальше знакомим детей с тетрадью в линию, в которой они могут писать палочки, крючки,петельки и другие элементы букв. Сейчас очень много открывается детских творческих студий, в которых предлагают такие направления как: пластилинография, творческие мастерские, плетение из бисера. Очень целесообразно было бы водить детей на такие занятия, так как развитие движений рук является одновременно и работой по формированию у детей различных перцептивных действий и их систем,некоторых сенсорных способностей, в частности, к способности к рисованию.
Упражнения на развитие моторики.
«Деревья»---поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальчики (локти опираются на стол)
«Гнездо»---пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней.
«Очки»---образовать два кружка из указательного и большого пальцев обеих рук, соединить их.
«Пальчики здороваются»---кончики пальцев одной руки прикасаются к кончикам пальцев другой.
«Оса»---выпрямить указательные пальцы обеих рук и вращать ими в разных направлениях.
«Человечек»---указательные и средние пальцы бегают по столу.
«Курочка пьет воду»---локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва, ритмичные наклоны рук вперед с подключением кистевого замаха.
«Отстукивание»---карандашом воспроизводится определенный ритмический рисунок, образец которого дает взрослый.
«Оса-кольцо»---переходить из одной статической позы в другую. Выполнять упражнения одной рукой, затем обеими вместе.
«С предметами»---шнуровка, застегивание пуговиц, перебор крупы, составление контуров предметов из спичек по образцу, по памяти, по словесной инструкции.
«Игра на пианино»---имитация игры на пианино.
«Погладим котенка»---плавные движения рукой, имитирующие поглаживание.
Желаю вам, дорогие родители, успехов!