Матыцина Екатерина Алексеевна
Коррекционная работа образовательного учреждения по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме тревожности и ее преодоления у детей старшего дошкольного возраста
Проблема тревожности широко изучается не только исследователями вобласти психологии, но и представителями таких смежных с ней наук какпсихиатрия, социология, физиология и даже философия. Следует отметить,что количество публикаций в зарубежных научных журналах на темутревожности, в различных ее аспектах, продолжают увеличиваться. Несмотряна то, что в отечественной науке, проблеме тревожности посвящено большоеколичество работ (В. Н. Астапов, Л. Н. Захарова,Н. В. Именадзе, М. П. Кузьминова, И. А. Мусина А. М. Прихожан,П. И. Сергиюк, некоторые аспекты тревожных состояний изученыфрагментарно.
Публикация «Коррекционная работа образовательного учреждения по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В психологической литературе существуют различные подходы копределению термина «тревожность». Психологический словарь, определяетэто понятие как личностную черту, проявляющуюся в легком и частомвозникновении состояний тревоги [55], тогда как словарьпрактического психолога трактует понятие как готовность к страху,обеспечивающее в ситуации опасности реакцию на страх [16]. Афилософская энциклопедия рассматривает понятие тревожности как невполне оправданное чувство страха [].
В данных понятиях хорошо просматривается связь тревожности итревоги. Необходимо разъяснить эту связь. Взгляды на эту проблему узарубежных и отечественных ученых расходятся. Зарубежные ученыеП. Купер, Л. Мюррей, Д. Пине считают, что понятие тревоги широко, атревожность является ее компонентом, отечественные же ученые (В. М. Астапов, А. М. Прихожан) склоняются к мнению, что соотношениеэтих понятий имеет линейный характер.
В ряде исследований подчеркивается социальная природавозникновения тревожности. Так, Н. В. Имедадзе называет тревожность «специфически социализированной эмоцией». Автор экспериментальнодоказывает, что на проявление тревожности у дошкольников большоевлияние оказывает процесс социализации, интенсивно протекающий вдетских садах. Исследования В. Р. Кисловской показали, что уровеньтревожности достоверно коррелирует с социометрическим статусомребенка во всех возрастных периодах. В своей диссертации В. М. Минаеваделает вывод о том, что тревожность в значительной мере является «функцией социального общения» [23, с. 47].
Точное и лаконичное определение тревожности, на наш взгляд, дано в психологическом словаре под редакцией В. В. Давыдова. Тревожность понимается как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предрасполагают.
Во всех приведенных определениях можно заметить общее положение, свидетельствующее о том, что тревожность является результатом возникновения фрустрации или ее ожидания и является первичным психологическим проявлением стресса, вызванного наличием угрозы или ее предвидением.
В психолого-педагогической литературе существуют различные воззрения на дифференциацию тревожности.
Обычно выделят два основных вида тревожности :
1. Ситуативная тревожность - тревожность, порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может возникать у любого человека в преддверии возможных
неприятностей.
2. Личностная тревожность – стабильная личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности индивида к переживанию тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Индивид, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении. Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида и позволяет прогнозировать характер его эмоционального реагирования в аналогичных ситуациях в будущем.
Разновидности личностной тревожности :
1. Общая неспецифическая личностная тревожность, имеющая распространение на большинство событий, происходящих в социально-психологическом окружении индивида.
2. Специфическая личностная тревожность, характерная только для определенного класса ситуаций.
З. Фрейд рассматривал тревогу как эмоциональный процесс и выделял два ее вида: объективная и невротическая. Как утверждал З. Фрейд, «объективная тревога» возникает в реальной ситуации во внешнем мире, которая воспринимается индивидом как угрожающая и порождает эмоциональную реакцию, пропорциональную по интенсивности внешней опасности. «Невротическая тревога» отличается от объективной тем, что источник опасности находится во внутреннем мире в виде сексуальных и агрессивных влечений, которые были подавлены в детстве.
Помимо видов тревожности в психолого-педагогической литературе дифференцируются степени выраженности (уровни) тревожности. Большинство ученых (Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова, А. Л. Венгер, О. Б. Конева, Б. И. Кочубей, А. М. Прихожан) выделяют низкий, средний и высокий уровни тревожности.
Уровень тревожности во многом определяет особенности поведения субъекта. Определенный уровень тревожности является естественной и обязательной чертой, особенностью активной личности. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности, который помогает осуществлять ему самоконтроль и самовоспитание. При пониженном уровне тревожности субъект в серьезных обстоятельствах может проявить безалаберность и безответственность. Слишком высокий уровень личностной тревожности может привести к затруднению контактов субъекта с окружающим миром, к формированию заниженной самооценки, низкого уровня притязаний и мрачного пессимизма.
Так как состояние тревоги – это биопсихологическое образование, то ее проявление можно пронаблюдать как на физиологическом, так и на психологическом уровне.
Физиологи рассматривают тревожность и ее проявления через различные критерии активности автономной нервной системы. Е. Н. Левитт, П. Мак-Рейнолус считают, что наиболее распространенными критериями тревожности можно считать кожно-гальваническую реакцию, изменение частоты сердечных сокращений, величину кровяного давления, электрическую активность мышц, температуру поверхности тела и параметры дыхания.
О. К. Романенко также указывает на взаимосвязь состояния тревоги с нарушениями дыхания, вследствие бессознательного напряжения индивидом определенной группы мышц в грудной клетке, расстраивающего естественное дыхание.
Таким образом, в нашем исследовании мы придерживаемсяопределения авторов Р. Кеттел, Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин, которыехарактеризуют «тревожность» как относительно устойчивоеэмоциональное образование. Иными словами, авторы указывают нахроническое состояние тревожности.
В свою очередь, стоит отметить, что психолого-педагогическаякоррекция – это форма совместной профессиональной деятельностипедагога, психолога и родителей, основанная на системе психологическихвоздействий с целью исправления нарушений психического развитияребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной ииндивидуальной норм развития [25, с. 256].
Особое место в определении причин возникновения детскойтревожности принадлежит влиянию семейных условий на эмоциональноеразвитие ребенка.
Таким образом, тревожность является индивидуальной психологической особенностью, основанной на повышенной склонности к беспокойству в различных жизненных ситуациях. Как и любое другое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный компоненты. Причиной возникновения тревожности, как правило, служат нарушения семейных отношений и страхи ребенка.
1.2. Особенности проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Многие исследователи (В. М. Бехтерев, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, Н. П. Сакулина, Г. Г. Филиппова, и другие) сходятся во мнении, что дошкольный возраст является одним из самых сензитивных периодов развития человека. Именно в этом возрасте наиболее активно развиваются все психические функции. Но при всем многообразии новообразований в детской психике, в дошкольном возрасте дети гораздо более уязвимы по отношению к окружающей среде. Экспериментальные исследования В. И. Гарбузова, И. В. Дубровиной, А. И. Захарова, Е. Б. Ковалевой показывают, что увеличилось количество тревожных детей старшего дошкольного возраста, которые отличаются эмоциональной лабильностью, повышенным беспокойством и неуверенностью.
По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной, тревожность развивается у детей, которые обнаруживают внутренний конфликт, порожденный завышенными требованиями взрослых, а также немаловажным факторов в развитии тревожности у ребенка старшего дошкольного возраста является наличие такой патологической черты как тревожность у родителей. В таких ситуациях, когда ребенок длительное времена находится в состоянии ожидания неприятностей, и считает, что окружающие пытаются указать на его неуверенность, как следствие, он еще больше замыкается [38].
Исследователь Е. К. Лютова в своих работах описывает портрет тревожного ребенка. По ее мнению, тревожный ребенок выделяется из общего контингента детей, посещающих группу детского сада. Ему свойственны настороженность, робость, некое ожидание опасности, он с недоверием осматривает окружающие его предметы и помещение. Также тревожному ребенку старшего дошкольного возраста присуще чрезмерное беспокойство даже в тех ситуациях, которые не представляют для ребенка видимой угрозы. Иногда дети боятся не кого-либо явления, а его предчувствия. Дети с беспокойством относятся ко всему новому, новым игрушкам, играм, относятся с недоверием к сверстникам, которые недавно посещают дошкольную образовательную организацию (ДОО). То же состояние вызывают у них и новые виды деятельности. Еще одним признаком повышенной тревожности ребенка является его низкая самооценка, хотя, как мы знаем, в дошкольном возрасте адекватной самооценкой принято считать слегка завышенную. У детей испытывающих длительное состояние тревоги выявляются завышенные требования к себе, отсюда они считают себя неуклюжими, неумными, некрасивыми, неспособными, и как следствие требуют похвалы и поощрения со стороны взрослых [38].
Отечественный педагог Я. Л. Коломенский указывает на неуверенность в себе как неотъемлемое следствие тревожности ребенка. Отмечено, что неуверенный в себе, нерешительный, тревожный ребенок становится склонным к колебаниям, робким, несамостоятельным, все чаще инфантильным и внушаемым. Все перечисленные качества, которые приобретает ребенок старшего дошкольного возраста, испытывая длительное состояние тревоги, со временем перетекают в мнительность, а эта черта порождает недоверие к сверстникам и взрослым, беспочвенно опасается возможных насмешек, обид. Ввиду этих причин, ребенок старается избегать совместных игр.
Психолог Е. К. Лютова отмечает, что тревожные дети отличаются соматическими расстройствами, среди которых боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание. Непосредственно во время переживания тревоги дошкольники ощущают мышечную слабость, ком в горле, сухость во рту и тахикардию [38].
В своих исследованиях тревожных детей Ю. В. Попович и О. В. Полетаева отмечают такую специфику их поведения, связанную с застенчивостью. Застенчивым детям присуще: неспособность и страх к коллективным видам деятельности, скованность в мимике и движениях, отсутствие желания отвечать на заданный вопрос, боязнь вступления в коммуникацию, нежелание стать членом детского коллектива. Характер поведения ребенка в кругу сверстников закрытый.
Исследователь Г. А. Широкова отмечает специфику поведения, связанную с застенчивостью и подчеркивает, что такое поведение затрудняет развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребенка старшего дошкольного возраста, которые в данном возрастном периоде являются важнейшими новообразованиями.
Игровая деятельность таких детей недостаточно развернута, для них неразрешимыми являются такие потребности, как: договорится о совместной игре со сверстниками, одолжить игрушку [67].
Тревожные дети не могут отреагировать внешне накопленные и переживаемые ими эмоции, зачастую они хранят их в себе, при этом все больше замыкаясь. Часто дети с тревожными чертами обращают негативную энергию, которую не в силах выплеснуть, обращают на себя, что влечет за собой формирование аутоагрессивных и невротических проявлений, среди которых тики, подергивание ногой, ощупывание и тому подобное [67].
Сопутствующая личностная особенность тревожных детей старшего дошкольного возраста – это проверка каждого своего действия и требование его оценки со стороны взрослого, так происходит идентификация себя, через мнение других, полное сосредоточение внимания на оценке себя взрослым [67].
Как упоминалось ранее, достаточно широк круг специалистов, которые считают, что одной из самых часто встречающихся причин возникновения тревожности в детском возрасте является тип семейного воспитания, который является основой становления личности ребенка старшего дошкольного возраста. Во многом стратегия воспитания ребенка родителями играет важную роль в закладке черт личности. Именно от стиля воспитания зависит, нормативными будут эти черты, либо приобретут патологический – невротический характер.
В психолого-педагогической литературе выделяется несколько типов семейного воспитания, которые способствуют появлению повышенной тревожности : гиперопека, воспитание по типу «золушки», воспитание по типу «ежовых руковиц» [54].
Одним из самых опасных для психического роста и здоровья ребенка старшего дошкольного возраста является тип семейного воспитания «ежовые рукавицы». Ребенок испытывает постоянный страх, тревогу, когда ему внушают подчинение. Родители, которые выбирают именно такую стратегию воспитания, применяют такие средства как угрозы, лишения обещанного ребенку и даже избиения. В такой неблагоприятной семейной ситуации у ребенка неизбежно будут развиваться невротические черты.
О противоречивом воспитании говорят тогда, когда в одной семье взрослые пытаются воспитывать ребенка, методами воспитания, противоречащими друг другу. В такой семье ребенок не в состоянии усвоить, что можно ему делать, а что нельзя. Обычно, это, рано или поздно, способствует развитию неврозов [20].
Таким образом, один из основных источников тревоги у детей дошкольного возраста – неблагоприятный психологический микроклимат семьи. Как отмечают Е. К. Лютова и Г. Б. Монина, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых. Источником появления тревожности в детском возрасте является не только неблагоприятная семейная ситуация, которая приводит к пагубным изменениям в личности ребенка, но и тревожные расстройства[38].
Психолог В. М. Астапов, принимая во внимание Международную классификацию болезней (МКБ-10) и диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, разработал классификацию тревожных расстройств, основой которой является тревога : расстройство изоляции, поведение избегания, расстройство в виде чрезмерной тревожности. Расстройство изоляции при разлуке с родителями свойственно детям старшего дошкольного возраста. Оно возникает из-за переживания естественных страхов – страх потерять мать, страх быть потерянным, страх одиночества, страх переезда, страх разлуки с родителями и страх темноты. Такое расстройство наблюдается у детей, у которых возникает необходимость посещения детского сада. В норме, в период адаптации, данные страхи проходят, но при затянувшемся процессе адаптации такие страхи только усиливаются, тем самым провоцируя развитие невротических черт, и формируя тревожность как свойство психики ребенка [2].
Е. К. Лютова выделяет такие признаки проявления этого вида страха: повторяющееся чрезмерное расстройство, печаль при расставании, чрезмерное беспокойство о потере, о том, что взрослому может быть плохо, беспокойство, что какое-либо событие приведет его к разлуке с семьей, отказ идти в детский сад, страх одиночества, ночные кошмары, в которых ребенок с кем-то разлучается, жалобы на недомогание, головную боль, боль в животе и др. Все признаки характеризуются устойчивостью и постоянством [38].
Второй вариант тревожных расстройств, также встречающихся в детском возрасте как «расстройство в виде избегания» [38], характеризуется устойчивым и чрезмерным избеганием контактов с незнакомыми людьми, что приводит к нарушению социальной функции. При этом ребенок не утрачивает контактов с наиболее близкими ему людьми. В. М. Астапов обращает внимание на то, что страх и боязнь незнакомых людей встречается и в норме, указанное расстройство может диагностироваться только при наличии нарушения социальных контактов и адаптации.
«Расстройство в виде чрезмерной тревожности» – третий вариант тревожных расстройств детского возраста [2]. Его яркая особенность заключается в беспричинном переживании очень высокого уровня тревоги. Дети с такими расстройствами очень застенчивы и все время беспокоятся о событиях, которые могут произойти в будущем. Они боятся показаться несостоятельными в событиях, которые могут произойти в будущем, в обществе сверстников или во время выполнения какого-либо задания, испытывая постоянное чувство неуверенности в себе и угрозу для их самооценки. Такие дети требуют постоянной моральной поддержки со стороны взрослых [2].
Приведенная выше классификация доказывает то, что тревожность не только является патологической чертой личности, но и может привести к возникновению тревожных расстройств психики. Такая ситуация крайне неблагоприятна для психического развития ребенка, что еще раз подтверждает опасность такого явления как тревожность.
Педагогом-психологом Л. В. Макшанцевой был проведен ряд экспериментальных исследований с целью выяснения уровня тревожности детей, опираясь на гендерные различия. Исследователем было выяснено, что динамика тревожности возрастает от низкого уровня в младшем дошкольном возрасте до среднего уровня в старшем дошкольном возрасте. Отмечено, что преобладает средний уровень тревожности на всех возрастных этапах развития [39].
Что касается соотношения тревожного компонента среди мальчиков и девочек, то Л. В. Макшанцева выяснила, что количество тревожных мальчиков существенно превышает количество тревожных девочек. Исследователь объясняет эту ситуацию повышением активности, подвижности мальчиков в дошкольном возрасте по сравнению с девочками, что, несомненно, отражается в поведении. Так мальчики более склонны к отрицательным эмоциональным контактам, их больше ограничивают и наказывают воспитатели, а это влечет за собой появление чувства вины, беспокойства и тревожных состояний. Также мальчики наиболее привязаны к матерям, что обуславливает более бурное переживание разлуки с ней [39].
значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения изаботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.
Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении,у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир воспринимается каквраждебный. Закрепляясь в процессе становления характера, эта чертаприводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек,терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненныедостижения и, как следствие, социально дезадаптивен. Можно сказать, чтоданная проблема настолько актуальна, что требует разрешения, так как в противном случае вполне может привести кформированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособныхадаптироваться в жизни людей.
Для снижения остроты подобного явления необходимоадекватное сопровождение детей с высоким и средним уровнем тревожности в дошкольном учреждении.
Считается, что у старших дошкольников и младших школьниковтревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведениисоответствующей психолого-педагогической коррекции относительнообратима.
Таким образом, необходимость проведения коррекционойработы и оказания поддержки таким детям является одной из самых актуальных задач, которыеприходится решать педагогам в детском саду. В связи с чем, в следующем параграфе настоящего исследования мы рассмотрим особенности проведения коррекционной работы образовательного учреждения по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста.
1.3Педагогические условия проведения коррекционной работыпо преодолению тревожности у детей старшего дошкольноговозраста в условиях ДОУ
Учитывая негативное влияние высокого уровня тревожностина развитие личности ребенка, необходимо осуществлять своевременнуюее коррекцию.
Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Учитывая проблематику данной работы отметим наиболее уместные, на наш взгляд определения термина «психолого-педагогическаякоррекция». Итак, под псхолого-педагогической коррекцией понимается форма совместной профессиональной деятельностипедагога, психолога и родителей, основанная на системе психологическихвоздействий с целью исправления нарушений психического развитияребенка с опорой на знание возрастной, социокультурной ииндивидуальной норм развития [25, с. 256].
А. А. Осипова дает следующее определение:«психокоррекцией является система мер, которые направлены на исправлениенедостатков психологии или поведения человека с помощью специальныхспособов психологического влияния»
1. Пассивная форма – ребенок использует художественныепроизведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читаеткниги, прослушивает музыкальные произведения.
2. Активная форма – ребенок сам создает продукты творчества:рисунки, скульптуры, истории, музыкальные композиции, спонтанныетанцы.
3. Смешанная форма – ребенок использует имеющиесяпроизведения искусства (музыкальные произведения, картины, сказки и т. п.) для создания своих продуктов творчества.