Безрукова Светлана
Коррекция звукопроизношения у дошкольников 5–7 лет с помощью инновационной технологии «биоэнергопластика»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросом влияния биоэнергопластикина звукопроизношение, занимались отечественные физиологи: В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, М. С. Рузинаи др., которые подтверждают взаимосвязь развития моторики рук с развитием мозга.
В головном мозге отделы, отвечающие за движения пальцев рук и речь, расположены рядом. Развивая тонкую моторику и тем самым активизируя соответствующие отделы головного мозга, одновременно активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь. Взаимосвязь речевого и моторного отделов мозга проявляются в том, что если ребенок не может найти подходящее слово, он помогает себе жестами, и наоборот: если ребенок сосредоточенно рисует или пишет, он может непроизвольно высунуть язык.
Публикация «Коррекция звукопроизношения у дошкольников 5–7 лет с помощью инновационной технологии „биоэнергопластика“» размещена в разделах
Актуальность выбранной темы
Одной из основных задач дошкольного учреждения является формирование у детей правильной речи. Произношение, отвечающее требованиям разборчивости, внятности, отчетливости является важным условием эффективности процесса устного общения между людьми.
К сожалению, в настоящее время показатели речевого развития детей, в том числе и звукопроизношения, ухудшаются. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является проведение артикуляционной гимнастики.
Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).
Для достижения лучших результатов в работе над звукопроизношением целесообразно использовать инновационный метод нейростимуляции - биоэнергопластику. Сопряжённые движения кистями и пальцами рук с движениями речевого аппарата способствует ускоренному исправлению нарушенных звуков у детей, имеющих сниженные и нарушенные кинестетические ощущения, так как те импульсы, которые идут от языка к коре головного мозга, многократно усиливаются работающей ладонью.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека – до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, память, восприятие, мышление.
Использование метода биоэнергопластики влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях: позволяет улучшить память у ребёнка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Что такое биоэнергопластика
«Биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук. «Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
• Систематическое и планомерное использование «биоэнергпластики» на занятиях помогает повысить у детей уровень познавательной активности, интереса к логопедическим занятиям; улучшить эмоциональную атмосферу на занятиях;
• Большинство детей успешно справляются с поставленными задачами;
• Дети овладеют не только артикуляционными навыками, но и навыками пространственной ориентации и ориентации в сторонах собственного тела;
Данная технология проводится с детьми всех возрастных групп. Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти. Рекомендуется ежедневно включать ее в индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находятся язык, нижняя челюсть и губы.
Упражнение «Бегемотик» ( цель: выработка удержания рта в широко открытом положении).
Для поддержания интереса у ребенка во время выполнения упражнения добавляем стишок:
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я: 1, 2, 3, 4, 5.
А теперь закроем ротик,
Отдыхает бегемотик!
Очень вкусно мы поели,
Выпить чаю захотели.
В чашку чая мы нальём,
Выпьем чаю мы вдвоём.
Особенности работы с применением биоэнергопластики
Учитывать индивидуальные особенности детей.
Подключать руки ребёнка только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
Следить за тем, чтобы кисти ребенка не напрягались, движения были плавными и раскрепощенными.
Соблюдать синхронность и точность действий речевых органов и кистей рук.
Соблюдать последовательность выполнения упражнений с усложнением и ускорением темпа.
С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются, стихи, счёт, «Волшебные перчатки».
Список используемой литературы
Буденная. Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СанктПетербург: «Детство-Пресс», 2001.
КрупенчукО. И., Воробь ваТ. А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. –СПб. : Издательский Дом “Литера”, 2004.
Сиротюк. А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2002.
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М. : Сфера, 2001.
ЗагорскаяЕ. А. Тренинг общения для родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. –2004. -№4.
Калягин В. А. Когда ребенок плохо говорит: Советы психолога. –СПб., 2004.
Йога–дансили биоэнергопластика[Электронный ресурс]. –2009.
БушляковаР. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. СанктПетербург: Детство-пресс, 2011
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная гимнастика и дыхательноголосовыеупражнения. -М. : «Издательство Гном и Д», 2001.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 1999