Лучший педагог года

Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет

Ирина Кузянова
Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Красивая, правильная, грамотная речь - один из фундаментов успешности человека в обществе. Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Звуки — основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит — служить средством общения.

Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.

Публикация «Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет» размещена в разделах

Ещё более серьёзно встанет вопрос о чистоте детской речи с приходом ребёнка в школу. С первого дня пребывания в школе ребё нку широко приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика. Те неудобства, которые ребёнок испытывал в семье, в детском саду, ещё в большей мере сказываются и обостряются в школьном коллективе.

На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов.

У многих детей несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов. Умение различать фонемы – это основа для успешного овладения грамотой. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано на детей, имеющих нормальное речевое развитие.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознать и воспитатели, и родители.

Логопеды и воспитатели логопедических групп очень большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию фонематических функций у дошкольников.

Первоначально учим детей прислушиваться к неречевым звукам, вызываем внимание и интерес к ним, показываем, что неречевые звуки могут о чем-то сообщить, предупредить. Одновременно у детей развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Далее развиваем умение прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей, развивать слуховое внимание. Вся эта работа идет в тесной взаимосвязи с коррекцией неправильного произношения звуков у ребенка.

Нередко недостатки звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок самостоятельно правильно артикулирует новый звук. Поэтому необходим не только грамотный, но и творческий подход к процессу автоматизации звуков. Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

С этим в дошкольном возрасте прекрасно справляется игра – одна из форм практического мышления, деятельность, носящая познавательный характер. В ней дети охотно, легко и быстро, часто незаметно для себя, усваивают правильное произношение звуков.

В основе игры лежит системно-деятельностный подход, ведь естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению окружающего мира.

Учитываются психологические и физиологические особенности обучающихся. Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический) и лучше воспринимать информацию. В игре ребёнок подключает несколько анализаторов, что обеспечивает максимальный эффект воздействия.

В игре ребенку проще раскрыться, он становится более эмоционален, общителен. Поэтому игры занимают большое место на занятии по автоматизации звуков, которая требует множество повторений, что утомляет детей и надоедает им. Во избежание этого игры должны быть разнообразными. При их подборе необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их возраст, элементы занимательности, интерес к ее содержанию и ясность цели.

Например: игры на автоматизацию звука [р].

На уровне слова (словообразование и словоизменение)

Игра: “Какое, какой, какая?”

Цель игры: образование относительных прилагательных, образованных от существительных.

Примеры: огород – огородное (пугало, парад – парадный (мундир, город – городской (транспорт, журнал – журнальный (столик, столяр – столярная

(мастерская, груз – грузовой (транспорт, рука-ручной (попугай).

Игра “Назови ласково”

Цель игры: учить образовывать слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами по образцу.

Образец: ветер-ветерок.

Примеры: ветер, вечер, катер, сахар, сыр, провод, шнур, червяк, чердак, пирог, творог, круг, друг, рог.

Образец: гора-горка.

Примеры: нора, гора, дыра, тетрадь, грудь, бровь, труба, тропа, трава, струна, простыня, пружина, пирамида.

Образец: корабль-кораблик

Примеры: шар, борщ, корабль, матрас, ерш, брат, пароход, карась, рассказ, карандаш, краб, квадрат, крот, прут, топор, двор, арбуз, торт, кирпич.

Образец: карман-карманчик

Слова для примеров: самовар, мотор, помидор, забор, мухомор, зефир, мундир, трамвай, портфель, барабан, сарафан, сарай.

С удовольствием участвуют в обучающей игре даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. Чтобы научиться хорошо, правильно говорить звук нужно дружить со своим язычком, тогда он будет послушным, и будет чётко проговаривать все звуки. Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков очень подходят сказки-игры о “Весёлом Язычке”. 5-ти и 7-ми летним детям нравится, путешествуя с Язычком, выполнять полезные, нужные упражнения. Для этого я использую “Сказки о Весёлом Язычке”, есть у меня помощники Слыш и Звуковка.

Однако, при использовании стандартных методов при автоматизации звуков результата приходится ждать гораздо дольше, нежели, если использовать на занятии элементы нетрадиционных методик. Ведь простое повторение за логопедом словесного материала ребенку не интересно, он быстро утомляется, начинает отвлекаться, и, конечно, снижается качество работы. Современный образовательный процесс требует новейших форм, методов и технологий воспитания, развития и обучения. Происходит смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре воспитательного процесса. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности коррекции звукопроизношения. Основными методами работы являются: двигательно - кинестетический и слухо - зрительно- кинестетический.

Использование символов, цветного наглядного материала в виде замков согласных и гласных звуков, звуковичков – синий, зеленый, красный, колокольчик (звонкий звук) при знакомстве с характеристикой звука, куклы-звуки, на этапе автоматизации дает положительный результат. Дети рассматривают и запоминают положение губ, языка, зубов при произнесении звука, сравнивают свое выполнение с профилем звука (пособие «Язычок»).

Схема дает достаточное представление о звуке и позволяет ребенку контролировать выполнение упражнений, помогает зрительно запомнить и кинестетически ощутить точность выполнения. Ребенок здесь-активный участник процесса познания.

Необходимым условием для постановки звуков является проведение артикуляционной гимнастики. Во избежание утомляемости ребенка, потери интереса при многократном повторении использую логопедические истории, где действующими лицами являются либо дети, либо любимые детские персонажи.

Научно доказано, что движения пальцев рук тесно связано с речевой функцией. При ритмических движениях пальцев рук резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. В своей работе успешно применяю тренажер сделанный из иппликатора Кузнецова или аппликаторы Ляпко фирмы Арго. Так как движения пальцев руки стимулируют созревание центральной нервной системы, полезно при произнесении гласных звуков в слогах, словах осуществлять последовательные прижимы пальцев руки к иппликатору.

Для автоматизации звуков использую зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.

Часто изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искаженно. Для каждого ребенка, с учетом нарушенных звуков, использую модули Архиповой Е. Ф. В период закрепления большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук. Применение на этапе автоматизации звуков тактильно-кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков.

Так же, к инновационным технологиям относится песочная терапия, используемая в индивидуальной логопедической работе. Дети с удовольствием прикасаются к песку, находят в нем определенные предметы, используя кисточки, трубочки (для развития воздушной струи, раскапывают предметы пальчиками. Особенно важно это для детей гиперактивных и быстро утомляемых.

Игры с водой – разгружают эмоциональную сферу ребенка. Создают эмоционально – радостный настрой.

Использование тестопластики оказывает помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе детям. В данном случае продуктивная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного, а, следовательно, и речевого развития детей.

Прекрасным стимулом для детей и средством создания речевых ситуаций является пальчиковый театр, который есть в арсенале логопедического кабинета. Его использование дает возможность ребенку перевоплотиться в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

При автоматизации звука в слогах, когда ещё нет возможности использовать предметные и сюжетные картинки с заданным звуком, для привлечения интереса детей используем «Волшебный кубик» (с разным количеством пятнышек на ребрах, «Рояль», где ребенок имитирует игру на рояле и при этом повторяет слоги: ро-ро-ру-ры и др.

Огромное значение в коррекционной работе играет развивающая среда. В логопедическом кабинете имеется достаточное количество пособий, игр на автоматизацию, дифференциацию звуков, на формирование фонематических процессов, лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, развитие правильной воздушной струи, мелкой моторики. Авторские дидактические пособия и тренажеры «Весёлый Язычок», «Аэробол», «Снежинки», «Разноцветные шторки», «Качели», «Коктейль», «Футбольное поле», «Волшебные хвостики» и др., которые способствуют выработке правильной воздушной струи. «Цветная сетка», «Прищепки (крупные, мелкие, «Телефон», «Крупяной бассейн», «Пуговицы для клоуна», «Песочный ящик», «Бусы», «Аквариум» (с водой, «Веселые человечки» и др. способствуют развитию мелкой моторики. Так же имеются пособия для работы со звуковым, звуко-буквенным анализом слов, слоговой структурой слова, грамматическим строем языка, для автоматизации и дифференциации звуков : «Веселые лягушата», «Паровозики», «Цветы на поляне», «Волшебный желтый куб», «Аквариум», «Травка-сосулька», «Ежи», «Домики», «Подружи слова», «Замок звуков», «Веселые звуки», различное логопедическое лото, и др. в кабинете много наглядного материала, нарисованного своими руками.

Хотелось бы уделить внимание физминутке. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в занятии с детьми. Она необходима и важна т. к. это “минутка” активного и здорового отдыха. Цель проведения - профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. Физминутки любимы детьми. В своей работе наблюдала, как во время проведения знакомой физминутки раскрепощается неуверенный ребёнок, сам не замечая этого, он преодолевает свою двигательную неловкость.

Для детей, посещающих логопедические группы, физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

Взаимодействие специалистов детского сада и семьи всегда было и остается в центре внимания. Современный педагог, обучающий и воспитывающий детей, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей во многом зависит эффективность формирования и обучения личности дошкольника.

По своему статусу учитель-логопед – основной субъект коррекционной работы с воспитанниками. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия дошкольного учреждения и семьи для совместной работы по коррекции речи ребенка, выступает в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса в области коррекционной педагогики

Нами используются следующие способы взаимодействия:

• организация родительских конференций, собраний, нетрадиционных

собраний-практикумов с показом фрагментов занятий, с использованием элементов пескотерапии, тестопластики, пальчикового театра, иппликаторов Кузнецова, аппликаторы Ляпко фирмы Арго, где родители становятся непосредственными участниками учебного процесса;

• индивидуальные встречи родителей и учителя-логопеда;

• тематические консультации;

• организация работы телефонной линии, по которой родители могут

связаться с учителем-логопедом и получить консультацию по поводу домашнего

задания и способов его выполнения или других интересующих родителей вопросов;

• использование регулярной почты ( почтовый ящик по принципу:

вопрос-ответ);

• проведение неформальных встреч родителей, детей, и педагогов

(праздники, круглые столы и т. д.);

Работа нацелена на повышение уровня педагогической культуры родителей, их активности в обучении и воспитании. В результате диагностической работы выявили, что психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания детского сада. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Т. о., согласованные действия ДОУ и семьи повысили эффективность процесса воспитания и обучения. В результате проведенной работы у детей исчезает чувство скованности, формируется уверенность в умении реализовать намеченные цели, развивается самоконтроль, формируется правильное, чистое, грамматически оформленная выразительная речь.

Несмотря на увеличение числа детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, организованная педагогическая деятельность способствует качественному усвоению материала и дает стабильные результаты.

Публикации по теме:

Развитие и коррекция неговорящих детей ОВЗ в игровой деятельности Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования Академия современных образовательных практик Программа.

Исправление звукопроизношения у детей при некоторых формах дизартрии Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным.

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения у детей с ТНР Возраст:дети дошкольного возраста 5-7 лет.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Консультация «Патогенез нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией» Клиническая картина дизартрии была описана еще в конце 19 – начале 20 века. Однако единого определения этой формы речевого нарушения не.

Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей Коррекция нарушений развития и социальная адаптация детей Маркова Галина Михайловна, МБДОУ ЦРР - детский сад № «Чуораанчык», муниципального.

Коррекция внимания как средство развития познавательной активности у детей с ЗПР Основной вопрос, волнующий специалистов, работающих с детьми с ЗПР – возможно ли вообще совмещать такие понятия как познавательная активность.

«Береги стопу!» Профилактика и коррекция плоскостопия у детей«Береги стопу!» Профилактика и коррекция плоскостопия у детей “ Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,.

Эффективная коррекция речи аутичных детей с СНР ТЕМА: «ЭФФЕКТИВНАЯ КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ с СНР». Подготовила: учитель – логопед МОУ СОШ №3 Лаврентьева Надежда Александровна Наиболее.

Значение логопедического массажа для коррекции звукопроизношения детей с дизартирией Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет
Опубликовано: 7 октября 2019 в 22:17
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция звукопроизношения у детей 5–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кузянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД