Наталья Бабинцева
«Береги стопу!» Профилактика и коррекция плоскостопия у детей
▼ Скачать + Заказать документы
“ Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь. ” — Гиппократ
Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся, в то время как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. На подошве у детей сильно выражена подкожная клетчатка, заполняющая свод стопы, что нередко приводит к диагностическим ошибкам. Кости стоп почти целиком состоят из хрящевой ткани, поэтому они более мягкие, эластичные, легко поддаются деформации. Мышцы стопы играют важную роль в укреплении свода стопы и относительно слабо развиты. Суставно-связочный аппарат стоп еще не сформирован, суставы в сравнении с суставами взрослых более подвижны, а связки, укрепляющие своды стопы, менее прочны и более эластичны. Объем движений детской стопы больше, чем взрослой, вследствие большой эластичности мышечно-связочного аппарата, поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам. При нагрузке своды стопы несколько уплощаются, но по ее окончании тотчас же, с помощью активного сокращения мышц, возвращаются в исходное положение. Длительная и чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению сводов. Таким образом, в дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании возрастающего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и изменяет положение позвоночника. Это отрицательно влияет на функции последнего и, следовательно, на осанку и общее состояние ребенка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием занятиям спортом. Ежегодная диагностика состояния сводов стопы у детей дошкольного возраста осуществляется медицинским персоналом с использованием объективных методов исследования (плантография). С детьми, у которых выявлены функциональная недостаточность стоп или плоскостопие, проводится индивидуальная работа, включая занятия ЛФК. С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время занятий физической культурой, гимнастики после дневного сна, проводимых в помещении, дети занимаются босиком. Успешное решение оздоровительных задач физического воспитания возможно на основе совместной деятельности педагогического коллектива и семьи.
Публикация «„Береги стопу!“ Профилактика и коррекция плоскостопия у детей» размещена в разделах
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Условия проведения занятий физкультурой, направленные на формирование сводов и развитие функций стоп :
- светлое, проветренное помещение с комнатной температурой 18-20 градусов С.
- зал по возможности должен быть оснащен зеркалами, шведской стенкой, гимнастическими скамейками.
- занятия могут проходить в музыкальном зале, в бассейне.
- малые формы лечебной физкультуры проводят в проветренной игровой комнате, желательно, чтобы там был спортивный уголок.
- в теплое время года некоторые специальные упражнения удобно проводить на улице, особенно упражнения, направленные на формирование толчковой функции стопы и связанные с прыжками в различных направлениях на заданную высоту, длину.
Комплекс «Юные художники»
Инструктор загадывает загадки, а дети, сидя на скамейке, перед которой лежит лист бумаги и карандаш, рисуют отгадки, зажав карандаш в пальцах ног.
1. Бабка деда до обеда
Заставляла рисовать,
Ведь в красивую посуду
Щи приятней наливать (тарелка)
2. Белый, белый пароход
Над деревнями плывет.
Если станет синим-синим,
Разразится ливнем. (облака)
3. Ну-ка, кто у вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет (солнце)
4. Вот и улица, и дом,
И труба на доме том.
Вот и мама у порога,
А ведет к нему… (дорога)
Игровой самомассаж для ступни и пальцев ног.
Речитатив:
Пальчики на ножках, выкручивание правой рукою левого пальчика и
Как на ладошках, и наоборот
Я их смело покручу
И шагать начну.
Разведу вперед-назад, один пальчик тянут рукою на себя, другой от себя
И сожму руками.
Здравствуйте, пальчики,
Гномики лесные! Сжимание ладонями пальцев ног
Здравствуйте, пальчики,
Игрушки заводные!
Игры на укрепление и формирование мышц стопы и голени
«Здравствуй, догони» (5-7 лет)
На двух противоположных сторонах площадки чертят линии городов. Играют две команды, которые выстраиваются в шеренги за линией противоположных городов. Один из игроков идет в гости к другой команде, жители которой вытягивают правые руки ладонями вверх. Посланный дотрагивается до любого игрока, говорит: «Здравствуй, догони!» и быстро убегает обратно, а вызванный догоняет его. Если игрока поймают раньше, чем он добежит до линии своего города, он попадает в плен. Если не поймает, то пленником становится вызванный.
«Продаем горшки» (татарская народная игра)
Играющие делятся на две подгруппы. Дети-горшки, усаживаясь по-турецки, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
- Покупай.
- Сколько стоит?
- Три рубля.
Водящий касается хозяина рукой столько раз, сколько рублей стоит горшок (но не более трех, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу. Тот, кто быстрее добежит до свободного места у горшка, становится хозяином, а оставшийся - водящим.
Правила: бегать только по кругу, не пересекая его и не задевая других игроков. Водящий бежит ближе к игрокам, а хозяин – чуть дальше от круга.
«Рыбак и рыбки»
Играющие становятся в круг. Они – рыбки. Водящий с удочкой (скакалкой) в середине круга – рыбак. Он начинает крутить скакалку под ногами играющих. Спасаясь от удочки, играющие подпрыгивают. Выигрывает тот, кто лучше всех прыгает, не задевая удочку. Кто ошибся, становится рыбаком.
Хочется напомнить родителям: «Правильная осанка – это путь к здоровью». Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отразиться на осанке ребенка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищенными от сотрясений. Дети нередко страдают по вине родителей. Вредно рано ставить детей на ноги и обучать ходьбе неокрепших детей, особенно с признаками рахита, так как это ведет к неправильной установке стоп. Одной из причин является неправильно подобранная обувь, вредно носить не только тесные, но и чересчур свободные туфли, ботинки, которые покупают детям «на вырост», категорически запрещается ношение теплой обуви в помещении, ношение обуви со стоптанными задниками. Обувь без каблука, с мягким непрочным задником (тапочки, сандалии, босоножки без пяток) плохо фиксируют стопу. Перегрузка, переутомление стопы часто возникает у детей с избыточным весом. Предупредить плоскостопие легче, чем его лечить.
Литература
1. Коновалова Н. Г. Всегда ли плоскостопие – анатомо-функциональный дефект стопы?/ Н. Г. Коновалова, В. Г. Масленникова // Политравма. -2014.-№2.- с. 58-64
2. Коновалова Н. Г. Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраста/ Волгоград: Учитель. - 63 с.
3. Подольская Е. И. Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет/ Волгоград : Учитель, 2013.- 143 с.