МААМ-картинки

Для педагогов: Коррекция эмоциональных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра средствами арт-терапии

Бурменская Евгения
Для педагогов: Коррекция эмоциональных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра средствами арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы

Эмоциональная сфера является одной из основных дефицитарных сфер у детей с аутизмом. Отечественными и зарубежными исследователями подчеркивается ведущая роль эмоциональной недостаточности в структуре психического дефекта у аутичных детей (Башина В. М., Каган В. Е., Десперт Л., Хобсон Р. П. и др.). Это и повышенная сензитивность у детей, и трудности понимания эмоций у окружающих людей, и существенные трудности в оценке эмоционального выражения лиц.

Темочки:

В книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской и М. М. Либлинга «Аутичный ребенок. Пути помощи» отмечается, что у детей с РАС страдает развитие механизмов, определяющих активное взаимодействие с миром, и одновременно форсируется патологическое развитие механизмов защиты [4, с. 28]. Авторы подчеркивают, что у ребенка с РАС вместо положительной избирательности жизненных привычек, формируется и фиксируется отрицательная избирательность, т. е. в центре его внимания оказывается не то, что он любит, а то, чего не любит, боится, не принимает. Вместо развития эмоциональных контактов с окружающими сверстниками, у него выстраивается система защиты от активного вмешательства в его жизнь. Он устанавливает максимальную дистанцию в контактах с ними, стремится удержать отношения в рамках стереотипов [ с. 29] .

Арт-терапевтические техники в данном случае помогают снизить эмоциональное напряжение, создать атмосферу доверия и базис для сотрудничества, налаживания социальных контактов.

Для коррекции эмоциональных нарушений у детей с РАС используем в работе технику «пластилинография». Пластилин является мягкой структурой, которую можно видоизменять, мять, растягивать, т. е. воздействовать на нее, что является хорошим методом в работе с эмоциональной сферой. Для работы нужен восковый пластилин. Его не нужно заранее согревать, что дает возможность работать быстро. Поскольку дети с аутизмом легко пресыщаются даже приятными контактами.

Задачи данной работы таковы:

-налаживание контакта;

-достижение эмоционального комфорта;

- формирование положительных эмоций.

Главным диагностическим инструментом в работе с детьми с РАС является непосредственное наблюдение за ребенком в процессе психо-коррекционного воздействия.

На первых занятиях предлагали детям работу по образцу. В первую очередь образец нужен для того, чтобы привлечь внимание к предстоящей работе, заинтересовать, поскольку дети с аутизмом предпочитают зрительные стимулы слуховым. Кроме того следует уточнить, что образец нужен не для точного копирования, а как общее направление работы, имеющее несколько вариантов ее выполнения. В дальнейшем планируем постепенный отход от образца и работу в произвольной технике.

Очень важно перед началом работы проговорить все этапы: «Сейчас мы будем делать цветочки. Начнем с синего цветка, потом вылепим красный и белый. А потом стебелек и листики». В дальнейшем эмоционально- насыщенным комментарием сопровождали все действия ребенка.

При раскатывании на дощечке палочек или шариков, дети, не умея регулировать силу нажима, пластилин расплющивают, размазывают. Поэтому мы раскатывали пластилин на ладошке ребенка, на подушечках пальцев, между пальчиками. Если ребенок отказывался и не давал свою ладошку, раскатывали пластилин на своей ладони, привлекая внимание ребенка. Сначала работу выполняли «рука в руке», постепенно ребенок уже сам понимал, где приложить «палочку» или размазать шарик.

Несколько раз прикасаясь к разным сторонам образца жестом, наблюдаем за реакцией ребенка. Обычно в начале занятия у детей начинают усиливаться стереотипии, в речи появляются эхолалии. Это дает им возможность заглушить ощущения дискомфорта, к которому дети с аутизмом склонны из-за своей особой ранимости в сенсорной и социальной среде В течение всего занятия отслеживаем эмоциональное состояние ребенка, насколько ему комфортно то, что он делает. Наблюдения показывают, что при выполнении определенных действий с пластилином, дети успокаиваются и расслабляются. Работают чаще всего молча, на лице - улыбка. Дыхание становится глубоким и спокойным. Снижается потребность в стереотипной аутостимуляции.

Заканчивается занятие обязательной похвалой: «Какой ты молодец! У тебя очень здорово получилось!»

Таким образом, с помощью пластилинографии можно достичь эмоционального комфорта у детей с аутизмом, сформировать положительные эмоции, что делает коррекционную работу эффективной.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Для педагогов: Коррекция эмоциональных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра средствами арт-терапии
Опубликовано: 5 января 2025 в 11:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Для педагогов: Коррекция эмоциональных нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра средствами арт-терапии» (включая файлы) размещена пользователем Бурменская Евгения (УИ 3265467) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД