Получи документы

Коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе (13 фото)

Татьяна Кузнецова
Коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение из опыта работы

учителя-логопеда Кузнецовой Татьяны Алексеевны

Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с ТНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах. В подготовительной к школе логопедической группе у детей с ТНР еще сохраняются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления

Публикация «Коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах

Театрализованная деятельность - это один из эффективных способов воздействия на речь детей с ТНР, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения и коррекции: учить играя. Театрализованные представления оказывают большое влияние на речевое развитие детей-логопатов:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению

• совершенствует артикуляционный аппарат; элементы речевого общения -мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь и словесно-логическое мышление.

В рамках подготовки к речевому празднику «До свидания, Осень золотая» театрализованная деятельность была организована поэтапно с включением педагогов ДОУ

С музыкальным руководителем обсуждался сценарий, его построение с учетом речевых возможностей детей группы и особенностями просодической стороны речи каждого ребенка. С руководителем по физкультуре подбирались подвижные игры с учетом развития общей моторики детей с ТНР.

Далее я, как учитель-логопед, редактировала слова в роли каждому ребенку индивидуально с учетом состояния его звукопроизношения.

Совместно с воспитателем обсуждались роли всех героев, что по тексту нужно отработать во второй половине дня по заданию логопеда. Большое внимание воспитатели уделяют разучиванию слов песен, темпо-ритмической стороне речи детей.

Подготовка атрибутов проходила с включением родителей, как активных участников единого коррекционно-образовательного пространства, были закуплена одежда нужного цвета, оказали помощь в изготовлении масок для героев и декораций для праздника.

В процессе подготовки к осеннему празднику использовала в индивидуальной коррекционной работе разнообразные, специально подобранные для коррекции компонентов речи, логопедические игры на осеннюю тематику, изготовленные воспитателем группы. Эти игры на липучках эффективный инструмент в арсенале логопеда мобильны, удобны в использовании и помогали решать следующие задачи:

• развитие слухового восприятия и внимания;

• развитие фонематического слуха;

• развитие артикуляторного и пальцевого праксиса;

• формирование правильного звукопроизношения;

• помощь в усвоении грамматических и лексических средств языка;

• формирование связной речи;

• развитие внимания, памяти и словесно-логического мышления

В ходе таких игр, как «Подбери словечко», «Повара», «Собери слово по звукам», «Посчитай», «Назови ласково» и т. д., с каждым ребенком проводилась определенная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения и лексико-грамматических категорий, а также навыков звукового анализа и синтеза.

Коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе
Занятия рекомендации родителям и педагогам ОВЗ Конспекты занятий НОД ОВЗ Сценарии развлечений Подготовительная группа Работа с Особыми детьми Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Театр С руководителем по физкультуре подбирались подвижные игры с учетом развития общей моторики детей с ТНР

Дети с удовольствием выполняли все задания, отрабатывали речевой материал не только на занятиях, но и на репетициях, и дома с родителями. Театрализованное представление, посвященное осеннему празднику, прошло в веселой, красочной и очень артистичной атмосфере. Дети-артисты выступали перед своими родителями, показывая им образец выразительности и правильности произношения.

Далее я как учитель логопед редактировала слова в роли каждому ребенку индивидуально с учетом состояния его звукопроизношения Совместно с воспитателем обсуждались роли всех героев что по тексту нужно отработать во второй половине дня по заданию логопеда Большое внимание воспитатели уделяют разучиванию слов песен темпо ритмической стороне речи детей с каждым ребенком проводилась определенная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения и лексико грамматических категорий а также навыков звукового анализа и синтеза Дети с удовольствием выполняли все задания отрабатывали речевой материал не только на занятиях но и на репетициях и дома с родителями Театрализованное представление посвященное осеннему празднику прошло в веселой красочной и очень артистичной атмосфере Дети артисты выступали перед своими родителями показывая им образец выразительности и правильности произношения

Дети-участники надевают маски, занимают свои места.

Пугало: В этом году в моем саду и в огороде созрели самые разные фрукты и овощи: сладкие ягоды поспели, зарумянились ароматные яблоки, а на грядках рядком красуются сестрички редиски, морковь, лучок, чесночок, покраснели помидоры, а на солнечной грядке выросла семейка огурцов.

Мальчики-огурчики выстраиваются по росту на заднем плане у центральной стены. Мама-Огурчик ходит сзади, поглаживая их по головам.

Мама огурчиков: Мои любимые сынишки –

Мальчишки-шалунишки.

Очень я вас всех люблю!

Быть послушными прошу!

Огурчики: Мы мамины сынишки –

Веселые братишки.

Поем, не унываем

И славно подрастаем!

Пугало: Дождик огород поливает,

Солнце нежно согревает.

Ну, а овощи растут,

В хоровод плясать идут!

Исп. «Песня огурчиков» Н. Туварджи (участвуют все дети, на второй куплет огурцы выходят в круг и танцуют)

Пугало: И был в семье огуречной один очень непослушный проказник. Ему не сиделось на грядке, он все вертелся, прыгал и хотел убежать, а маме приходилось его успокаивать.

Мама огурчиков поет «Колыбельную Огурчику» Н. Туварджи

Мама огурчиков:Огуречик, Огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там Мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Пугало: Но вот однажды не послушался Огурчик, выглянул из-под листочка, перевернулся на бочок и покатился с грядки. (кружится, останавливается) А тут вдруг налетел осенний ветер.

Выбегает Ветерок, оббегает Огурчика

Ветерок: Я летаю, я гуляю,

Листья с веточек срываю.

Пусть они летят, летят.

Веселит всех листопад.

Пугало: Подул Ветерок и вокруг Огурчика в веселом танце закружилась листва, закрыв собой родную грядку.

Танец «Листопад» - все дети.

После танца дети остаются на местах

Пугало: Ветерок подул сильнее… Все сильнее закружилось, завертелось, понеслось.

Ветер оббегает Огурчика, разгоняет «листья» (все дети уходят на стульчики) и убегает из зала. Огурчик растерянный стоит в центре

Пугало: Далеко унес ветер Огурчика. Стал малыш искать свой дом, свою грядку. И повстречал Огурчик важного сеньора Помидора.

Огурчик идет по залу, навстречу ему идет Помидор с маракасами

Помидор: В лучах солнца спею скоро

А зовусь я Помидором.

Тушат из меня томат,

В щи кладут и так едят.

Родом я из южных стран.

Очень музыку люблю, музыкантов встать зову!

Исполняется оркестр с бубнами и маракасами.

Все садятся, Огурчик и Помидор остаются

Пугало: Рассказал Огурчик свою историю Помидору. Покачал Помидор головой и стал поучать его

Помидор исп. «Колыбельная Огуречику» Н. Туварджи

Пугало: Не послушался Огурчик Помидора, попрощался с ним и дальше побежал. И пришел он к грядкам, на которых росли сестрички Морковки и скромница Редиска.

Девочки: Мы веселые морковки,

Прячемся в земле мы ловко.

Витаминами богаты -

На обед всегда нам рады.

Редиска: Я – румяная редиска,

Мне хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Все девочки: Мы на грядках растем,

И танцуем, и поем!

«Огородные частушки» - девочки поют.

Пугало: Засмотрелся Огурчик на девчат и не заметил, как забрел на ту страшную тропу, которая вела к самому забору, где жила Мышь серая.

Так устроено в природе –

Жила Мышка в огороде.

Не любила леденцы –

Обожала огурцы!

Выходит Мышь.

Мышка: Вот как схвачу сейчас этого глупого Огурчика за бочок! Он такой вкусный!

Пугало: Ой, ребятки, надо Огурчика спасать! Будем Мышку окружать!

Игра «Ах, как мыши надоели….»

Пугало: Уходи, Мышь серая, по добру, по здорову!

Уходи в свою нору!

Пугало: Испугалась Мышь и убежала. А тут и мама Огурчика прибежала, обрадовалась, что нашла сыночка.

Мама Мышка: Наконец-то, мой сынок!

Уж как я тебя искала,

Ночку всю не засыпала!

Умоляла: «Не ходи!

Ты со мною посиди!»

Давай не будешь ты таким,

Непослушным, озорным.

Пугало: Все закончилось хорошо. Огурчик нашел свой дом и маму. Не съела его Мышь серая. На радостях они позвали они всех друзей с огорода и из фруктового сада в гости. Собрались в большой хоровод, стали все плясать да песни распевать.

Пугало: Сказка – вымысел, намек!

Деткам всем большой урок:

Овощи и фрукты, дети, кушайте,

Маму всегда слушайте!

Возможности театрализованной деятельности в коррекционной работе эффективны. Речь детей с ТНР становится более выразительной, грамотной. Дети приобрели речевые навыки, пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи. В процессе театрализованных праздников дети создают образ действием и словами, что дает возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты. Всё это будет способствовать успешному обучению в школе.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 18:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кузнецова (УИ 661910) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД