Татьяна Кузнецова
Коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы
учителя-логопеда Кузнецовой Татьяны Алексеевны
Значительные трудности в овладении навыками грамотной, выразительной и эмоциональной речи у детей с ТНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы (фонетико-фонематического, лексического, грамматического) и недостаточно сформированной как звуковой, так и смысловой стороной речи, и проявляются как в диалогах, так и в монологах. В подготовительной к школе логопедической группе у детей с ТНР еще сохраняются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления
Публикация «Коррекция речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) посредством театрализованной деятельности в подготовительной группе» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованная деятельность - это один из эффективных способов воздействия на речь детей с ТНР, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения и коррекции: учить играя. Театрализованные представления оказывают большое влияние на речевое развитие детей-логопатов:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению
• совершенствует артикуляционный аппарат; элементы речевого общения -мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь и словесно-логическое мышление.
В рамках подготовки к речевому празднику «До свидания, Осень золотая» театрализованная деятельность была организована поэтапно с включением педагогов ДОУ
С музыкальным руководителем обсуждался сценарий, его построение с учетом речевых возможностей детей группы и особенностями просодической стороны речи каждого ребенка. С руководителем по физкультуре подбирались подвижные игры с учетом развития общей моторики детей с ТНР.
Далее я, как учитель-логопед, редактировала слова в роли каждому ребенку индивидуально с учетом состояния его звукопроизношения.
Совместно с воспитателем обсуждались роли всех героев, что по тексту нужно отработать во второй половине дня по заданию логопеда. Большое внимание воспитатели уделяют разучиванию слов песен, темпо-ритмической стороне речи детей.
Подготовка атрибутов проходила с включением родителей, как активных участников единого коррекционно-образовательного пространства, были закуплена одежда нужного цвета, оказали помощь в изготовлении масок для героев и декораций для праздника.
В процессе подготовки к осеннему празднику использовала в индивидуальной коррекционной работе разнообразные, специально подобранные для коррекции компонентов речи, логопедические игры на осеннюю тематику, изготовленные воспитателем группы. Эти игры на липучках эффективный инструмент в арсенале логопеда мобильны, удобны в использовании и помогали решать следующие задачи:
• развитие слухового восприятия и внимания;
• развитие фонематического слуха;
• развитие артикуляторного и пальцевого праксиса;
• формирование правильного звукопроизношения;
• помощь в усвоении грамматических и лексических средств языка;
• формирование связной речи;
• развитие внимания, памяти и словесно-логического мышления
В ходе таких игр, как «Подбери словечко», «Повара», «Собери слово по звукам», «Посчитай», «Назови ласково» и т. д., с каждым ребенком проводилась определенная логопедическая работа по коррекции звукопроизношения и лексико-грамматических категорий, а также навыков звукового анализа и синтеза.
Дети с удовольствием выполняли все задания, отрабатывали речевой материал не только на занятиях, но и на репетициях, и дома с родителями. Театрализованное представление, посвященное осеннему празднику, прошло в веселой, красочной и очень артистичной атмосфере. Дети-артисты выступали перед своими родителями, показывая им образец выразительности и правильности произношения.
Дети-участники надевают маски, занимают свои места.
Пугало: В этом году в моем саду и в огороде созрели самые разные фрукты и овощи: сладкие ягоды поспели, зарумянились ароматные яблоки, а на грядках рядком красуются сестрички редиски, морковь, лучок, чесночок, покраснели помидоры, а на солнечной грядке выросла семейка огурцов.
Мальчики-огурчики выстраиваются по росту на заднем плане у центральной стены. Мама-Огурчик ходит сзади, поглаживая их по головам.
Мама огурчиков: Мои любимые сынишки –
Мальчишки-шалунишки.
Очень я вас всех люблю!
Быть послушными прошу!
Огурчики: Мы мамины сынишки –
Веселые братишки.
Поем, не унываем
И славно подрастаем!
Пугало: Дождик огород поливает,
Солнце нежно согревает.
Ну, а овощи растут,
В хоровод плясать идут!
Исп. «Песня огурчиков» Н. Туварджи (участвуют все дети, на второй куплет огурцы выходят в круг и танцуют)
Пугало: И был в семье огуречной один очень непослушный проказник. Ему не сиделось на грядке, он все вертелся, прыгал и хотел убежать, а маме приходилось его успокаивать.
Мама огурчиков поет «Колыбельную Огурчику» Н. Туварджи
Мама огурчиков:Огуречик, Огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там Мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Пугало: Но вот однажды не послушался Огурчик, выглянул из-под листочка, перевернулся на бочок и покатился с грядки. (кружится, останавливается) А тут вдруг налетел осенний ветер.
Выбегает Ветерок, оббегает Огурчика
Ветерок: Я летаю, я гуляю,
Листья с веточек срываю.
Пусть они летят, летят.
Веселит всех листопад.
Пугало: Подул Ветерок и вокруг Огурчика в веселом танце закружилась листва, закрыв собой родную грядку.
Танец «Листопад» - все дети.
После танца дети остаются на местах
Пугало: Ветерок подул сильнее… Все сильнее закружилось, завертелось, понеслось.
Ветер оббегает Огурчика, разгоняет «листья» (все дети уходят на стульчики) и убегает из зала. Огурчик растерянный стоит в центре
Пугало: Далеко унес ветер Огурчика. Стал малыш искать свой дом, свою грядку. И повстречал Огурчик важного сеньора Помидора.
Огурчик идет по залу, навстречу ему идет Помидор с маракасами
Помидор: В лучах солнца спею скоро
А зовусь я Помидором.
Тушат из меня томат,
В щи кладут и так едят.
Родом я из южных стран.
Очень музыку люблю, музыкантов встать зову!
Исполняется оркестр с бубнами и маракасами.
Все садятся, Огурчик и Помидор остаются
Пугало: Рассказал Огурчик свою историю Помидору. Покачал Помидор головой и стал поучать его
Помидор исп. «Колыбельная Огуречику» Н. Туварджи
Пугало: Не послушался Огурчик Помидора, попрощался с ним и дальше побежал. И пришел он к грядкам, на которых росли сестрички Морковки и скромница Редиска.
Девочки: Мы веселые морковки,
Прячемся в земле мы ловко.
Витаминами богаты -
На обед всегда нам рады.
Редиска: Я – румяная редиска,
Мне хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Все девочки: Мы на грядках растем,
И танцуем, и поем!
«Огородные частушки» - девочки поют.
Пугало: Засмотрелся Огурчик на девчат и не заметил, как забрел на ту страшную тропу, которая вела к самому забору, где жила Мышь серая.
Так устроено в природе –
Жила Мышка в огороде.
Не любила леденцы –
Обожала огурцы!
Выходит Мышь.
Мышка: Вот как схвачу сейчас этого глупого Огурчика за бочок! Он такой вкусный!
Пугало: Ой, ребятки, надо Огурчика спасать! Будем Мышку окружать!
Игра «Ах, как мыши надоели….»
Пугало: Уходи, Мышь серая, по добру, по здорову!
Уходи в свою нору!
Пугало: Испугалась Мышь и убежала. А тут и мама Огурчика прибежала, обрадовалась, что нашла сыночка.
Мама Мышка: Наконец-то, мой сынок!
Уж как я тебя искала,
Ночку всю не засыпала!
Умоляла: «Не ходи!
Ты со мною посиди!»
Давай не будешь ты таким,
Непослушным, озорным.
Пугало: Все закончилось хорошо. Огурчик нашел свой дом и маму. Не съела его Мышь серая. На радостях они позвали они всех друзей с огорода и из фруктового сада в гости. Собрались в большой хоровод, стали все плясать да песни распевать.
Пугало: Сказка – вымысел, намек!
Деткам всем большой урок:
Овощи и фрукты, дети, кушайте,
Маму всегда слушайте!
Возможности театрализованной деятельности в коррекционной работе эффективны. Речь детей с ТНР становится более выразительной, грамотной. Дети приобрели речевые навыки, пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи. В процессе театрализованных праздников дети создают образ действием и словами, что дает возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты. Всё это будет способствовать успешному обучению в школе.