Ануфриенко Анна
Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ посредством элементов логоритмики
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, мы всё чаще начинаем замечать появления огромного количества детей с различными видами заболеваний, которые, так или иначе, затрагивают развитее речи и всего организма в целом. Это является результатом увеличения процента общих заболеваний детей, родителей, множественными стрессами матери во время беременности, плохой экологией, а также недостаточным вниманием со стороны взрослых, замена личного общения с ребёнком. С каждым годом к коррекционным педагогам обращаются родители детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому специалистам приходится искать эффективные и доступные формы коррекции речи детей. Так одним из редко обсуждаемых разделов коррекционного обучения лиц с тяжелыми нарушениями речи является логопедическая ритмика.
Публикация «Коррекция речевых нарушений у детей с ОВЗ посредством элементов логоритмики» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Говоря современным языком педагогики логопедическая ритмика – это одна из форм кинезотерапии, то есть «терапия движением», которая ориентирована на исправление нарушений речи при помощи системных упражнений развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. [2]
Как утверждает Волкова Г. А. : «Музыкальный остов речи отражает ее эмоциональную насыщенность. В первоначальной основе музыкальный остов опирается на звук, который развивался из первобытных голосовых жестов, криков радости, удивления, отчаяния и т. д. Голосовые реакции тесно связаны с мимическим и пантомимическим жестами. Музическая речь и пантомимика, подчиняясь интеллектуальной и социальной функциям, также используются для выражения смыслового содержания и взаимного общения». Над развитием логоритмики трудились такие выдающиеся люди как: Волкова Г. А, Флоренская Ю. А., В. А. Гринер, Рождественская В. И., Кроль М. Б., Е. Ф. Рау, Шершневая Е. Ф и многие другие. В работе рождественской В. И. «Воспитание речи заикающихся дошкольников» можно проследить точную мысль о том, что роль упражнений, сочетающих слово и движение, и ритм производимых движений способствуют нормализации речи. Так в практику учителей-логопдов этот прием вошёл под названием «речь с движением». [1, с. 32]
Благодаря логопедической ритмике у ребёнка выявляются ритмические рефлексы, с помощью которых его организм учится отвечать на определённые раздражители.
Целью логоритмики является преодоление речевого нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Какие же основные задачи ритмического воспитания?
1. Установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка
2. Обогащение активного и пассивного словаря
3. Развитие связной речи
4. Развитие познавательной деятельности детей
5. Развитие дыхания и силы голоса
6. Развитие чувства ритма, научить детей ощущать в музыке, движениях, речи ритмическую выразительность
7. Развивать у воспитанников способностей слышать и слушать, чувствовать настроение музыкальной композиции
8. Развитие фонематического восприятия
9. Формирование у ребёнка двигательных навыков
Изучение множества методической литературы показало, что у детей с ограниченными возможностями здоровья, нарушено не только речевое, но и психомоторное развитие, снижен объем памяти, рассеяно внимание, повышенная возбудимость, встречается гипертонус или гипотонус мышц. Неврологическая симптоматика ухудшает общее состояние ребёнка. Неуравновешенный эмоциональный фон влечёт за собой быструю утомляемость. Отсутствие усидчивости, следовательно, вызывает утрату интереса к реализации задания. Поэтому методику логоритмических занятий следует выстраивать, учитывая всю специфику особенностей данной категории детей. [4]
Логоритмика зачастую осуществляется в условиях группы детей с одинаковыми речевыми патологиями или сходным уровнем речевого развития. Но из-за активного внедрения инклюзивного образования во многие общеобразовательные организации у воспитанников появилась возможность обучаться с различными речевыми и психофизическими диагнозами. Из этого следует то, что педагоги должны формировать иной подход к построению занятий. Так на индивидуальных занятиях с детьми с ОВЗ проводится подготовительная работа для большей продуктивности фронтальных занятий. Подбирается материал на координацию движений с речью, пальчиковую гимнастику, на развитие артикуляционной и мимической моторики. Мы должны помнить ещё один важный факт, что любая речевая нагрузка на воспитанников с ОВЗ в процессе занятий распределяется равномерно, то есть чередуются различные виды деятельности, что обеспечивает удержание интереса и внимания детей на протяжении всего образовательного процесса. Специалисты (дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели комбинированной группы) общими усилиями составляют тематический план занятий на предстоящий год, только такой сплочённой работой можно добиться результатов в развитии детей с ОВЗ. [3]
Таблица 1- Виды упражнений логопедической ритмики.
Виды работ Цели
Ритмическая разминка Позволяет установить эмоционально-положительный контакт с детьми
Упражнения с элементами ходьбы Такие упражнения направлены на отработку четкой координации движений рук и ног. Они применяются на каждом занятии и являются вводной частью образовательного процесса. От занятия к занятию дети осваивают всё более сложные виды ходьбы.
Упражнения на развитие памяти и внимания Помогает вырабатывать быструю и точную реакцию на слуховой и зрительный раздражитель. Приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать её и действовать в соответствии с ней.
Упражнения на координацию движений с речью Содействовать тренировке дифференцированных и точных движений с речью, ориентировке в пространстве. Формировать чувство ритма.
Упражнения на развитие артикуляции и дикции Эти упражнения способствуют выработке чёткого произнесения звуков, развитию артикуляционной моторики.
Дыхательные и голосовые упражнения Способствуют выработке правильного фонационного дыхания, продолжительного, сильного и постепенного выдоха.
Речевые игры Преодоление речевого негативизма. Активизировать словарь и грамматический строй речи. Автоматизировать поставленные звуки.
Релаксационные упражнения Помогают сосредоточить внимание на физических ощущениях в состоянии расслабления.
Таким образом, систематическое выполнение логоритмических упражнений в работе с детьми с ОВЗ даёт значимые результаты. Данные занятия никогда не будут скучными, и ребёнок с огромным энтузиазмом будет участвовать в этом процессе.
Список литературы
1. Волкова Г. А., Логопедическая ритмика : Учебник для студентов высших учебных заведений — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002;
2. Гринер В. А., Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1958;
3. Коррекция речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ с применением логоритмических технологий [Электронный ресурс] - URL : https://педпроект. рф/долматова-е-н-публикация/
4. Шашкина Г. Р., Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. - М. : ACADEMA, 2005. - 192с.