Людмила Строителева
Коррекция нежелательного поведения детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с аутизмом часто демонстрируют нежелательное поведение в социуме,
это является одной из серьёзных преград для их обучения в школе: истерика, агрессия, непослушание, аутостимуляция на уроке, уединение (пассивная форма нежелательного поведения, отказ участвовать в совместной деятельности, игнорирование инструкций учителя, побег от взрослых, крики, ругательства, шум, громкий смех, падение на пол и т. д.
Почему у детей с РАС возникает нежелательное поведение[b]?[/b] Поведенческие проблемы могут быть вызваны самыми разными
Темочки:
причинами. Для большинства аутистов наш мир – сложное, непонятное и
одинокое место.
Детям с РАС, особенно не говорящим, очень сложно попросить то, чего они хотят, им проще ударить себя или другого человека, кричать, щипаться и т. д. Особый ребенок, который не знает, как ждать или просить внимание взрослого, очень быстро понимает, что агрессия, самоагрессия - самый быстрый способ добиться желаемого.
Как же быть в этом случае?
В окружающей среде есть стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, и те которые происходят ПОСЛЕ.
Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что то предшествует. Так неговорящие дети с РАС с помощью своего поведения разговаривают с вами. Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения.
4 основные функции поведения:
Доступ к желаемому предмету или действию.
Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.
Привлечение внимания (взрослого, сверстников)
Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывают и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.
Избегание/уклонение/ неприятных стимулов или действий
То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий.
Получение сенсорной стимуляции
Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей.
Как справится с нежелательным поведением? Взрослый должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны Вы, а не ребенок. Вы должны стать «Руководящим контролем!»[b][/b]
Что это значит:
Вы должны контролировать любые предметы, которые ребенок хочет получить.
После того как ребенок стал вас воспринимать, все мотивационные предметы лежат например в прозрачной коробке, ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.
Тщательный выбор инструкций и поощрений.
Поощрение – это то, что делает поведение более стабильным, более мотивированным, более желанным. Это то, ради чего мы выполняем многие вещи. Использование поощрений в работе с особым ребенком –
это залог успеха и способ повышения трудоспособности ребенка.
Правила поощрения[b][/b]
• Поощрение должно поощрять.
Ребенок выглядит радостным и взволнованным, когда
получает это поощрение? Ребенок снова берет его, если у него есть такая
возможность? Будет ли ребенок стараться, чтобы получить данное
поощрение?
• Поощрение должно быть обусловленным.
Даем поощрение, только если ребенок сделал нужную реакцию. Эта ступень разрешает вам помогать ребенку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая подсказка, физическая).
Использование мотивационных ситуаций для предъявления требований.
Покажите ребенку, что следуя вашим инструкциям, он сможет получить, то что хочет.
• Чаще делать сюрпризы поощрения. Давайте ребенку легкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт.
• Называйте поведение, которое поощряете.
Постепенное уменьшение частоты поощрений.
На ранних этапах работы используйте подкрепления каждый раз, как только получаете положительную реакцию, постепенно переходя к переменному (непредсказуемому) соотношению подкреплений.
Работа с нежелательным поведением всегда индивидуальна! Неправильно выбранная стратегия может усугубить ситуацию и навсегда закрепить поведение!
Наблюдая за ребенком и ведя таблицу, вам будет понятно какое поведение (одна из функций) преобладает в данный момент и сможете его скорректировать.