Светлана Шумакова
Коррекция мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей ребёнка – это возраст от трёх до девяти лет. Поэтому в этом возрасте необходимо активно развивать мелкую моторику, учить ребёнка выполнять точные движения пальцами, имитировать пальчиками различные движения животных (прыжки зайчика, подпрыгивания лисы, бег лошадки и т. д.). Полезны рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание. Малыши могут рисовать карандашами, мелками, красками, песком, семенами, зерном - это очень помогает развитию графических навыков. Надо учить ребёнка складывать и разворачивать, перелистывать, скатывать, разрывать листы бумаги, заниматься с ребёнком оригами и квиллингом.
Публикация «Коррекция мелкой моторики» размещена в разделах
У детей логопедических групп, как правило, наблюдается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Для коррекции тонких движений пальцев рук необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду. В свободном доступе должны находиться: застёжки, шнуровки, конструкторы, мозаика, мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, шаблоны для обведения, раскрашивания, рисования; игрушки-копилки для попадания в прорезь различных геометрических фигур и предметов.
В оснащении коррекционно-развивающего уголка в группе должны быть представлены:
1. Пробки от пластиковых бутылок - красные, зелёные, синие (для звукового разбора); парные (как «башмачки» для пальцев рук);
2. Верёвки капроновые плетёные для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;
3. Кистевые эспандеры для развития мышечной силы кисти;
4. Прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;
5. Ипликатор Кузнецова для самомассажа ладоней;
6. Кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;
7. Кастаньеты – для отстукивания ритма;
8. «Сухой бассейн», наполненный горохом для самомассажа кистей;
9. «Моталки» - верёвки с ручками на концах для выработки координации вращательных движений;
10. Грецкие орехи для самомассажа кистей, на координацию движений пальцев.
Показателем сформированности графических навыков у ребёнка-дошкольника является умение проводить прямые, ломаные, изогнутые линии не выходя за контуры и не отрывая карандаша от бумаги. Раскрашивание картинок также полезно для развития мелкой моторики руки, делать это надо аккуратно, не выходя за контуры рисунка.
Штриховка – это упражнение, которое готовит ребёнка к овладению навыком письма. Ребё нок старшего дошкольного возраста должен уметь выполнять штриховку различными способами: в разных направлениях, прямыми, волнистыми, ломаными линиями.
Копирование рисунков – это упражнение развивает не только мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание ребёнка. Начинать копировать нужно с простых фигурок и рисунков, постепенно переходя к более сложным. Одно из полезных заданий – дорисовывание второй половины рисунка. Можно копировать фигурки по точкам. Ребёнок должен определить расположение линий в соответствии с точками и нарисовать рядом точно такие же.
Перед поступлением в школу ребёнок должен научиться уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. Прописывание элементов и рисование узоров по клеточкам готовит ребёнка к овладению навыком письма. Срисовывание фигурок по клеточкам помогает развивать зрительное восприятие, произвольное внимание и пространственное мышление. Хорошо, если ребёнок без ошибок выполняет графический диктант – это говорит о высоком уровне развития не только слухового восприятия и произвольного внимания, но и мелкой моторики и координации движений руки ребёнка.
Следующим этапом развития мелкой моторики и координации движений руки является умение рисовать и писать на бумаге в линейку. Надо обращать внимание ребёнка на то, чтобы он не выходил за пределы строчек, старался писать красиво и аккуратно. На начальном этапе рисовать и писать надо в тетрадях в широкую линейку, затем в узкую.
Игры и упражнения для коррекции мелкой моторики :
1. Игры с предметами – смешайте фасоль разного цвета (пуговицы разного размера и цвета) и предложите ребёнку разложить их по цвету и размеру;
Согните пополам лист бумаги и предложите ребёнку разорвать его по сгибу;
Предложите ребёнку вращать карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой;
Предложите ребёнку выложить рисунки из пуговиц;
Предложите ребёнку изобразить игру на разных музыкальных инструментах;
Предложите катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;
Вместе с ребёнком выкладывайте панно из зёрен растений.
2. Игры со шнурком – предложите ребёнку нанизывать на шнурок мелкие игрушки, картинки, прищепки разного цвета в определённой последовательности.
3. Игры с бумагой – можно делать объё мные фигурки из полосок цветной бумаги и бумажного круга: львёнка, утёнка, лисичку, Буратино и т. д. ;
Предложите ребёнку сложить лист бумаги «гармошкой», затем изготовить птичку по шаблону.
4. Игры с пластилином – можно сглаживать и оттягивать раскатанный кусочек пластилина или глины, раскатывать на доске небольшой комочек по очереди пальцами правой и левой руки.
5. Аппликация – следует уделить особое внимание упражнениям с ножницами: резание бумаги по прямой линии, по волнистой, зигзагами, по спирали, по кругу, по овалу.
6. Квиллинг и оригами.
7. Упражнения с картонными геометрическими фигурками – они способствуют развитию мелкой моторики, запоминанию названий геометрических фигур, развитию речи и фантазии ребёнка.
8. Самомассаж – спрятать в «сухом бассейне» какой-либо предмет и попросите ребёнка с закрытыми глазами найти его, ощупать и описать вслух.
9. Графические задания.
10. Театр теней. Сплетая пальцы, можно создать на экране разные фигурки животных и предметов. Можно разыграть с детьми разные сценки, например гусь гогочет, а собака на него лает; собака лает, а коза грозит её забодать и т. п.
11. Пальчиковые игры. Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается весёлым стихотворением или потешкой.
Подготовить руку к письму особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу, т. к. там им много придётся писать.
Эти занятия нужны и правшам, и левшам. А левшам - особенно.
В материале по развитию тонкой моторики можно и нужно использовать идеи, приёмы, упражнения из разных источников.
Литература:
1. С. Шанина, А. Гаврилова. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. М., 2010.
2. О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. Исправляем произношение. Санкт-Петербург, ИД «Литера», 2009.
3. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. Письмо. Проверяем готовность к школе. М., РОСМЭН, 2015.
4. Т. Ю. Бардышева. Речевые и пальчиковые игры. М., РОСМЭН, 2014.
5. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. Занимательные прописи. Ярославль, 1996.