Лучший педагог года

Коррекция мелкой моторики

Светлана Шумакова
Коррекция мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных способностей ребёнка – это возраст от трёх до девяти лет. Поэтому в этом возрасте необходимо активно развивать мелкую моторику, учить ребёнка выполнять точные движения пальцами, имитировать пальчиками различные движения животных (прыжки зайчика, подпрыгивания лисы, бег лошадки и т. д.). Полезны рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание. Малыши могут рисовать карандашами, мелками, красками, песком, семенами, зерном - это очень помогает развитию графических навыков. Надо учить ребёнка складывать и разворачивать, перелистывать, скатывать, разрывать листы бумаги, заниматься с ребёнком оригами и квиллингом.

Публикация «Коррекция мелкой моторики» размещена в разделах

У детей логопедических групп, как правило, наблюдается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы. Для коррекции тонких движений пальцев рук необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду. В свободном доступе должны находиться: застёжки, шнуровки, конструкторы, мозаика, мячи (каучуковые, колючие, рифлёные, плюшевые, шаблоны для обведения, раскрашивания, рисования; игрушки-копилки для попадания в прорезь различных геометрических фигур и предметов.

В оснащении коррекционно-развивающего уголка в группе должны быть представлены:

1. Пробки от пластиковых бутылок - красные, зелёные, синие (для звукового разбора); парные (как «башмачки» для пальцев рук);

2. Верёвки капроновые плетёные для завязывания узлов и для перебирания уже завязанных узлов пальцами;

3. Кистевые эспандеры для развития мышечной силы кисти;

4. Прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;

5. Ипликатор Кузнецова для самомассажа ладоней;

6. Кнопочный телефон для развития дифференцированных движений пальцев рук;

7. Кастаньеты – для отстукивания ритма;

8. «Сухой бассейн», наполненный горохом для самомассажа кистей;

9. «Моталки» - верёвки с ручками на концах для выработки координации вращательных движений;

10. Грецкие орехи для самомассажа кистей, на координацию движений пальцев.

Показателем сформированности графических навыков у ребёнка-дошкольника является умение проводить прямые, ломаные, изогнутые линии не выходя за контуры и не отрывая карандаша от бумаги. Раскрашивание картинок также полезно для развития мелкой моторики руки, делать это надо аккуратно, не выходя за контуры рисунка.

Штриховка – это упражнение, которое готовит ребёнка к овладению навыком письма. Ребё нок старшего дошкольного возраста должен уметь выполнять штриховку различными способами: в разных направлениях, прямыми, волнистыми, ломаными линиями.

Копирование рисунков – это упражнение развивает не только мелкую моторику и координацию движений руки, но и зрительное восприятие, произвольное внимание ребёнка. Начинать копировать нужно с простых фигурок и рисунков, постепенно переходя к более сложным. Одно из полезных заданий – дорисовывание второй половины рисунка. Можно копировать фигурки по точкам. Ребёнок должен определить расположение линий в соответствии с точками и нарисовать рядом точно такие же.

Перед поступлением в школу ребёнок должен научиться уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. Прописывание элементов и рисование узоров по клеточкам готовит ребёнка к овладению навыком письма. Срисовывание фигурок по клеточкам помогает развивать зрительное восприятие, произвольное внимание и пространственное мышление. Хорошо, если ребёнок без ошибок выполняет графический диктант – это говорит о высоком уровне развития не только слухового восприятия и произвольного внимания, но и мелкой моторики и координации движений руки ребёнка.

Следующим этапом развития мелкой моторики и координации движений руки является умение рисовать и писать на бумаге в линейку. Надо обращать внимание ребёнка на то, чтобы он не выходил за пределы строчек, старался писать красиво и аккуратно. На начальном этапе рисовать и писать надо в тетрадях в широкую линейку, затем в узкую.

Игры и упражнения для коррекции мелкой моторики :

1. Игры с предметами – смешайте фасоль разного цвета (пуговицы разного размера и цвета) и предложите ребёнку разложить их по цвету и размеру;

Согните пополам лист бумаги и предложите ребёнку разорвать его по сгибу;

Предложите ребёнку вращать карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой;

Предложите ребёнку выложить рисунки из пуговиц;

Предложите ребёнку изобразить игру на разных музыкальных инструментах;

Предложите катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

Вместе с ребёнком выкладывайте панно из зёрен растений.

2. Игры со шнурком – предложите ребёнку нанизывать на шнурок мелкие игрушки, картинки, прищепки разного цвета в определённой последовательности.

3. Игры с бумагой – можно делать объё мные фигурки из полосок цветной бумаги и бумажного круга: львёнка, утёнка, лисичку, Буратино и т. д. ;

Предложите ребёнку сложить лист бумаги «гармошкой», затем изготовить птичку по шаблону.

4. Игры с пластилином – можно сглаживать и оттягивать раскатанный кусочек пластилина или глины, раскатывать на доске небольшой комочек по очереди пальцами правой и левой руки.

5. Аппликация – следует уделить особое внимание упражнениям с ножницами: резание бумаги по прямой линии, по волнистой, зигзагами, по спирали, по кругу, по овалу.

6. Квиллинг и оригами.

7. Упражнения с картонными геометрическими фигурками – они способствуют развитию мелкой моторики, запоминанию названий геометрических фигур, развитию речи и фантазии ребёнка.

8. Самомассаж – спрятать в «сухом бассейне» какой-либо предмет и попросите ребёнка с закрытыми глазами найти его, ощупать и описать вслух.

9. Графические задания.

10. Театр теней. Сплетая пальцы, можно создать на экране разные фигурки животных и предметов. Можно разыграть с детьми разные сценки, например гусь гогочет, а собака на него лает; собака лает, а коза грозит её забодать и т. п.

11. Пальчиковые игры. Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается весёлым стихотворением или потешкой.

Подготовить руку к письму особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу, т. к. там им много придётся писать.

Эти занятия нужны и правшам, и левшам. А левшам - особенно.

В материале по развитию тонкой моторики можно и нужно использовать идеи, приёмы, упражнения из разных источников.

Литература:

1. С. Шанина, А. Гаврилова. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка. М., 2010.

2. О. И. Крупенчук, Т. А. Воробьёва. Исправляем произношение. Санкт-Петербург, ИД «Литера», 2009.

3. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина. Письмо. Проверяем готовность к школе. М., РОСМЭН, 2015.

4. Т. Ю. Бардышева. Речевые и пальчиковые игры. М., РОСМЭН, 2014.

5. С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. Занимательные прописи. Ярославль, 1996.

Публикации по теме:

Коррекция мелкой моторики рук у детей с дизартрией Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо,.

Коррекция тонкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями через предметно-манипулятивную деятельность Обоснование актуальности Коррекционно- развивающее обучение и воспитание детей в логопедической группе предполагает не только формирование.

Развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики Методическая работа по теме: «Развитие мелкой моторики рук». Выполнила: Махорина Марина Леонидовна.

Пособия для развития мелкой моторикиПособия для развития мелкой моторики Здравствуйте! Скажите, сколько всего может успеть мама в декрете? Да оооочень много! Вот и я, перейдя из одного декрета в другой, очень.

Проект «Развитие мелкой моторики» Пояснительная записка «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки,.

Развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики Развиваем мелкую моторику с помощью сенсорных и дидактических игр. Развитие речи и мышления напрямую зависит от развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики рук 1 Слайд. Представлю обобщение опыта «Сенсорное развитие детей младшего возраста через игровую деятельность» 2 Слайд. Каждый год в группу.

Развитие мелкой моторики рукРазвитие мелкой моторики рук О пользе развития мелкой моторики рук написано и сказано немало,ведь огромная роль развития движений пальчиками в овладении ребенком речью.

Развитие мелкой моторики у дошкольников Развитие мелкой моторики у дошкольников. Как обеспечить полноценное развитие ребёнка? Этот вопрос волнует в равной мере и родителей, и педагогов.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук Развитие мелкой моторики рук происходит через различные виды продуктивной детской деятельности. Это лепка, аппликация, конструирование,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция мелкой моторики
Опубликовано: 8 июня 2016 в 23:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Коррекция мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Шумакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД