Татьяна Анишина
Развитие мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
1 Слайд. Представлю обобщение опыта «Сенсорное развитие детей младшего возраста через игровую деятельность»
2 Слайд. Каждый год в группу приходят дети «домашние», у них не всегда сформированы навыки самообслуживания.
3 Слайд Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т. е. действуют все вместе. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук» размещена в разделах
4 Слайд. Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Так как сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. В соответствии с ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
5 Слайд. Я пришла к выводу, что для развития сенсорных способностей детей необходимо организовать работу через игровую деятельность, так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра.
6 Слайд. В первые годы жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни характеризуется важными особенностями: малыш начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. В поведении все отчетливей прослеживаются элементы произвольности, целенаправленности, осознанности, что связано с дальнейшим развитием центральной нервной системы. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это.
7 Слайд. Но, если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.
8 Слайд. (Актуальность) Поэтому, я считаю, что на данный момент организация системы работы по сенсорному развитию позволяет :
- создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности детей;
- разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедрять инновации;
- расширять кругозор каждого ребенка, используя окружающие его предметы;
- помогать успешному освоению сенсорных эталонов и способствовать сенсомоторному развитию дошкольников.
9 Слайд. При организации своей работы я использовала элементы методик Марии Монтессори, Леонида Абрамовича Венгера, которые подразумевают использование многофункциональных, пособий в самостоятельной и занятийной деятельности детей.
10 Слайд Цель моей деятельности является
«Создание условий для организации системы работы, направленной на обогащение и накопление сенсорного опыта у детей дошкольного возраста в ходе игровой деятельности» Задачи видите на слайде
11 Слайд. (Гипотеза) Предположим, что развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности будет идти более эффективно при условии, если:
- Систематически проводить игры, в том числе дидактические, направленные на сенсорное развитие;
- Правильно подбирать методы сенсорного развития с учётом имеющегося сенсорного опыта детей;
- Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
- Совершенствовать предметно-пространственную среду
12 Слайд: Свою работу строю на принципах
- доступности и индивидуальности
- последовательности и систематичности
- связи с жизненным опытом
- наглядности
13 Слайд. Работая над проблемой, я опиралась на опыт известных отечественных психологов. Лев Семёнович Выготский говорил, что возраст до трех лет-это время возникновения «устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия».
14 Слайд. В этом возрасте малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.
15Слайд. Для выполнения поставленных задач, совместно с родителями создала предметно – пространственную среду соответствующую возрастным особенностям детей:
16 Слайд. - разнообразные игрушки (пирамидки,, логические кубы, кубики, мозаику, и т. д.);
17 Слайд. - дидактические игры которые вы видите на слайде.
18 Слайд – шарики - смешарики для развития тактильных чувств;
19 Слайд - игры на расстегивание и застегивание молний, пуговиц, шнуровок.
20 Слайд - многофункциональные дидактические пособия для детей младшего возраста: «Лесная полянка»; «Я познаю мир»;
21 слайд - Были приобретены многофункциональные дидактические пособия «Черепаха», «Сухой бассейн».
22 Слайд центр «Пескографии»
23 Слайд - оформила уголок для игр с водой и песком;
24 Слайд. При организации работы с детьми по сенсорному развитию использую следующие формы
• Групповые и индивидуальные занятия
• Самостоятельная деятельность
25 Слайд. Организую свою деятельность через совместную, индивидуальную работу с детьми и их родителями по следующим направлениям:
- пальчиковые игры,
- игры с предметами,
- дидактические игры,
- игры – эксперементирование;
- пескография.
26 Слайд. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Пальчиковая гимнастика помогает развивать речь, координировать движения, развивать чувство ритма.
27 Слайд. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, и т. д.
28 Слайд. Многообразие видов пирамидок способствует развитию восприятия ребёнком свойств предметов, позволяет каждый раз давать новое задание.
29 Слайд. Дидактические игры способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук. Развивают внимания, мышление ребёнка. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость
30 Слайд. Совместно с родителями создали дидактические игры: «Шарики - Смешарики», «Наряди солнышко», «Разноцветные прищепки», «Божья коровка», «Веселая гусеница» которые развивают у детей мелкую моторику рук восприятие цвета и формы.
31 Слайд. Также игры на расстегивание и застегивание молний, пуговиц, кнопок, шнуровки влияют на тренировку пальцев, совершенствуют ловкость рук.
32 Слайд. Игра детей в сухом бассейне имеет большую пользу – улучшает настроение, развивает моторику, гибкость, тренирует все мышцы тела. Дети с удовольствием «плавают» в таком бассейне.
33 Слайд. Когда дети усвоили, правила игры использую, самостоятельную деятельность, если интерес к игре пропадает, то усложняю игры, расширяю их вариативность или переключаю их внимание на аналогичные игры.
34 Слайд Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода экспериментированию с водой и песком. Поливают и переливают воду в различные емкости.
35 Слайд. Погружают в воду и вылавливают различные игрушки.
36 Слайд. Пересыпая песок из ладошки в ладошку, из совочка в формочку дети знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, развивая мелкую моторику.
37 Слайд Постройки из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с песком и водой вызывают положительные эмоции и способствуют внутренней раскованности.
38 Слайд Пескография - великолепное средство для развития мелкой моторики рук, развивает внимание, память, мышление, раскрывает творческий потенциал, самостоятельность.
39 Слайд
В процессе рисования, все уходит на второй план, отступают запреты и ограничения, растворяется накопившийся негатив и остается только хорошее настроение и душевное спокойствие. В этот момент ребенок абсолютно свободен и может творить.
40 Слайд. В совместной деятельности с детьми использую многофункциональные дидактические пособия сенсорные коврики: «Я познаю мир»
41 Слайд. «Лесная полянка»
42 Слайд. «Черепаха» которые способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, мелкой моторики рук. Преимущество этих пособий в том, что играть могут сразу несколько человек. А на черепахе можно и прокатиться.
43 Слайд. Использую различные методы взаимодействия с родителями:
1) Информационные выставки.
2) Беседы
3) Рекомендации
4) Консультации:
5) Родительские собрания:
6) Участие в обогащении и создании развивающей среды.
44 Слайд. Активное участие принимаю в работе школы «Молодой семьи» для родителей дети, которых не посещают ещё детский сад.
45 Слайд. В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика:
дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;
Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
Спасибо за внимание!