Эльвира Куликова
Коррекции эмоциональной отзывчивости дошкольников с ЗПР с использованием средств событийной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Для обоснования эффективности событийного подхода к коррекции эмоциональной отзывчивости дошкольников с ЗПР, группа из 12 детей с ЗПР оценивалась в 5 различных ситуациях по 4 критериям эмоциональной отзывчивости (всего 120 показателей общего реагирования, речевого, мимического и поведенческого сопровождения эмоциональных реакций).
В целом у всех испытуемых отмечается значительное улучшение признаков эмоциональной отзывчивости на предложение :
а) поучаствовать в игре, упражнении, мероприятии с другими детьми;
Публикация «Коррекции эмоциональной отзывчивости дошкольников с ЗПР с использованием средств событийной педагогики» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
б) помочь, поделиться, пожалеть и т. п. ;
в) охарактеризовать настроение, чувство, мимику, жесты.
Констатирующий эксперимент дал основание говорить о преобладании среднего и низкого уровней эмоциональной отзывчивости у детей с ЗПР, что на формирующем этапе значительно изменилось, особенно в количестве критических или недопустимых для данной возрастной категории показателей.
Это означает, что ЗПР у испытуемых детей вполне корректируемо.
1. Основное изменение происходило в показателях общего эмоционального реагирования (восприятие цвета, формы, звука, другого лица, занятия, события, когда дети из инертных превращались в активных, а закрытые и негативные эмоции или их отсутствие в открытые, достаточно выраженные и позитивные.
Общее эмоциональное реагирование детей на констатирующем этапе эксперимента создавало впечатление, что опыт эмоционально насыщенной жизни у них мал. Такое насыщение обеспечила событийная модель коррекционной работы (вовлечение в игру или упражнение сначала парой, а затем в группе). И на формирующем этапе эксперимента эмоции детей начали раскрываться во взаимодействии, в эмоциональном соучастии, в интересах к позитивным контактам с людьми, с произведениями искусства, с животными, актерами и проч.
Общее эмоциональное реагирование в процессе формирующего эксперимента имело ожидаемый результат – критического уровня не проявил ни один ребенок, тогда как на констатирующем этапе имели место 12 критических случая.
2. Речевое сопровождение эмоциональных реакций в сравнении двух этапов эксперимента продемонстрировало иную картину. 14 показателей недостаточного уровня на констатирующем этапе перешли в 8 показателей возрастной нормы и 8 показателей критического уровня в 21 среднего.
Это было связано с первоначальным отсутствием у детей опыта речевых игр, активного диалогового общения, придумывания, пересказа, вопросо-ответного взаимодействия, рассказа по картинке, дополнения к рассказу партнера, скороговорочного соревнования, использования реплик во время групповых событийных мероприятий. Однако, преодоление сформировавшихся ограничений уже на формирующем этапе эксперимента стало у большинства активным, эмоционально позитивным. Особую роль в этом сыграли упражнения на знакомство с новыми словами (см. в Приложении 2 к данной ВКР) и их применение в игровой ситуации.
3. Об изменениях в мимическом сопровождении эмоциональных реакций детей следует отметить:
а) мимика как выражение эмоций на констатирующем этапе эксперимента в связи со слабостью и неврозоподобностью эмоциональных реакций была у детей мало или почти не регулируема; дети практически не улыбались и не использовали мимических выражений радости; скорее это были мимические выражения растерянности, ожидания чего-то опасного, тревоги;
б) психотехнические этюды и упражнения во время формирующего этапа позволили снять мимическую зажатость детей, усилить раскрепощенность, наблюдательность и внимательность;
в) мимические игры удавались детям не всегда легко, сказывалось отсутствие опыта игры с зеркалом, с зеркальным отражением мимики партнера по игре, со своевременностью правильного определения эмоционального состояния или настроения.
На констатирующем этапе эксперимента 8 раз дети показали критический уровень умения мимически выражать эмоции, узнавать эмоции по мимике, использовать мимику в общении; 16 раз показателей недостаточного уровня. Формирующий эксперимент имел уже другие цифры. 16 раз – показатели возрастной нормы, 14 показателей среднего уровня и практическое отсутствие показателей критического уровня.
Большую роль в достижении изменений сыграли не только занятия-упражнения, но также и занятия-мероприятия, анимационные программы, праздники, новое знакомство, встреча. Их ведущими участниками были взрослые лица с большим опытом ярких подчеркиваний мимических выражений эмоции с целью обучения детей действиям-повторениям по образцу.
4. Диагностика поведенческого сопровождения эмоциональных реакций детей (эмоционального эгоцентризма, трудностей переключения внимания и смены эмоциональных состояний во время перехода от действия к действию и др.) на констатирующем этапе эксперимента подтвердила предположение о наличии в этом дефектов. 12 раз дети демонстрировали признаки критического уровня эмоциональной отзывчивости в коммуникативном поведении, в выполнении правил поведения на празднике или при встрече с кем-либо, в ходе выполнения дидактического задания на занятии в паре. 18 раз это были показатели недостаточного (среднего) уровня. Возрастная норма можно сказать отсутствовала. На формирующем же этапе эксперимента показатели критического уровня резко снизились до 4. Среднего повысились до 12. Достаточного уровня или возрастной нормы до 14.
Поведение детей с ЗПР, сопровождающееся позитивным эмоциональным откликом, в завершении формирующего эксперимента во многом напоминало поведение детей с показателями возрастной нормы. Устранены (в четырех случаях из шести) или снижены (два случая из шести) были:
а) истероидные реакции;
б) чрезмерная тревожность;
в) импульсивность и слабая продуктивность игровой деятельности, коммуникации.
Потребность в общении и, соответственно, в обмене позитивными эмоциями стала более выраженной и устойчивой. Категоричности отказов от общения уже не наблюдалось, несмотря на сохранение определенного дискомфорта во время обращений или выражения ответных коммуникативных реакций.
В лучшую сторону изменилось и отношение испытуемых детей к правилам общего пользования игрушками, стульчиками во время праздника и т. п.