Светлана Чеканова
Копилка методических приёмов проактивных методов по работе с проблемным поведением и обучению новым навыкам у ребенка с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
методы коррекции нежелательного поведения на основе функциональной оценки.
Все методы коррекции поведения строятся на основании трех принципов поведения : принципе усиления поведения, принципе ослаблении поведения и принципе гашения поведения. Однако, чтобы эффективно применять коррекционные методы, необходимо точно знать, почему проблемное поведение сформировалось и существует в репертуаре ребенка. Важно определить причину или функцию нежелательного поведения.
Публикация «Копилка методических приёмов проактивных методов по работе с проблемным поведением и обучению новым навыкам у ребенка с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Прикладной анализ поведения выделяет 4 основные причины, или функции поведения : Привлечение чьего-либо внимания; Избегание неприятных стимулов и ситуаций; Доступ к желаемому предмету или событию; Сенсорная аутостимуляция.
Работа с нежелательным поведением начинается с наблюдения за тем, в каких условиях возникает поведение, как окружающие реагируют на это поведение и какие изменения происходят в окружающей обстановке в ходе поведения или сразу после его окончания. Для этого необходимо заполнить таблицу АВС, которая позволяет описать произошедшую реакцию, а так же предшествующие факторы и последствия. Определить факторы, которые вызывают и усиливают поведение, и сделать предположение о функции поведения.
Дата, время Что произошло перед поведением?
(А) Поведение ребенка
(В) Что произошло после того, как ребенок начал поведение?
(С)
После того, как функции поведения будут определены, педагог переходит к разработке поведенческого плана коррекции, в котором шаг за шагом описаны действия окружающих, направленные на коррекцию нежелательного поведения.
Поведенческий план состоит из трех частей:
1. Описание форм нежелательного поведения, функций поведения.
2. Описание методов, направленных на предотвращение (профилактику) нежелательного поведения (Про- активные методы).
3. Описание порядка действий в случае демонстрации проблемного поведения (Реактивные методы).
Про – активные методы коррекции нежелательного поведения
Обогащение окружающей среды
Добавление в окружающую среду ребенка тех стимулов, которые вызывают у него интерес или мотивацию.
В случаях с поведением, функцией которого является привлечение внимания, обогащение окружающей среды (новые и интересные игры, предметы и т. п.) может отвлечь ребенка, и побудить заниматься самостоятельно.
Облегчение уровня сложности заданий
С помощью преднамеренного уменьшения уровня сложности заданий и постепенного усложнения, можно понизить вероятность возникновения проблематичного поведения. В ситуациях, когда функцией нежелательного поведения является прекращение, избегание сложных заданий, можно снизить уровень сложности до минимума, и как только ребенок начинает выполнять эти задания – начать поощрять его. Затем, постепенно увеличить уровень сложности, и продолжать усиливать сотрудничество и правильные реакции. Начать занятие с более простых заданий, постепенно увеличить уровень сложности, и завершить занятие снова простыми заданиями.
Быстрый темп работы, разнообразие заданий
Позволяет увеличить сосредоточенность и интерес, и, изначально понижает возникновения нежелательного поведения, функция которых – избегание требований и занятий
Манипуляции мотивационными условиями- NCR
Вмешательство, в котором мотивационные стимулы, предоставляются на основе фиксированного или переменного промежутка времени. Данная процедура может значительно понизить проблематичное поведение, т. к. поощрения предоставляются часто, и вне зависимости от возникновения нежелательного поведения. Для того чтобы правильно применять эту процедуру, следует выделить правильные промежутки времени, для того, чтобы предоставить поощрение вне связи с нежелательным поведением, или до его появления.
Руководство применения:
1. Правильный выбор усиливающего стимула (на основе функциональной оценки).
2. Измерить частоту нежелательного поведения. Рассчитать временной режим для предоставления усиливающего стимула (мы берем, промежуток времени меньше чем происходит нежелательного поведения).
3. Если нежелательного поведения уменьшается, то постепенно изменяем временной режим.
4. Выбор конечного критерия.
ВАЖНО:
1. Придерживаться расписания временного режима (таймер)
2. Совмещать процедуру с дополнительными методиками коррекции нежелательного поведения.
Использование визуального расписания
Заменяем вербальные инструкции, на визуальные (картинки). Данную процедуру необходимо комбинировать с использованием поощрений, для того, чтобы выполнение необходимых действий закрепилось, а визуальные инструкции приобрели контролирующие характеристики.
Когда ребенок, знает какое задание, он будет выполнять и в какой последовательности, вероятность проявления нежелательного поведения заметно уменьшится.
Процедура обучения :
1. Перед началом занятия ребенку показывают визуальное расписание, и объясняют, какие задания он должен выполнить в течение занятия.
2. После этого ребенку предоставляются материалы первого задания, которое изображено на карточке.
3. Как только ребенок закончил выполнять первое задание, взрослый помогает ему убрать карточку с этого задания с планшета, и указывает на следующую карточку.
4. После этого взрослый предоставляет материалы для следующего задания, и т. д.
Дифференциальное усиление альтернативного поведения DRA
В процессе данной процедуры определяется функционально эквивалентное поведение, и усиливается, в то время как проблематичное поведение игнорируется. После определения функции НП, важно определить с помощью какого другого альтернативного поведения ребенок сможет получить тоже, что и получал с помощью НП. Если альтернативное поведение отсутствует в репертуаре ребенка, то следует этому поведению обучить.
Руководство по применению:
1. Выбор правильной формы альтернативного поведения, на основе функциональной оценки.
2. Поощрение каждой альтернативной реакции, и постепенный переход на переменный режим.
3. Предотвращение ошибочного закрепления нежелательной цепочки поведения.
Дифференциальное усиление замещающей формы поведения DRI
В процессе данной процедуры усиливается то поведение, которое не может происходить одновременно с НП.
Пример:
Ребенок убегает из-за стола – поощрение за сидение на стуле.
Ребенок грызет ногти – поощрение за то, что держит руки в карманах.
Ребенок убегает на улице – поощрение за то, что ходит медленно и держится за руку.
Руководство по применению:
1. Выбор правильного замещающего поведения.
2. Поощрять замещающее поведение каждый раз, когда появляется.
3. Предотвращение ошибочного закрепления нежелательной цепочки поведения.
«Основные методы поведенческого анализа»
Методы ПАП называются поведенческим инструментарием. В работе с ребенком, имеющим сложности в развитии, эти методы помогут облегчить процесс обучения новым навыкам, сделать обучение безошибочным, повысить мотивацию ребенка к образовательной деятельности.
Во-первых, данные методы направлены на преодоление таких распространенных особенностей обучения аутичного ребенка, как сложности в усвоении информации, недостаток мотивации социальными последствиями, недостаток проявления инициативы. Многие дети с РАС не усваивают информацию так же, как нейротипичные дети. В ситуации разговора, когда нужно и слушать, и смотреть на собеседника, не позволяет аутичному ребенку сконцентрироваться на значимой информации и усвоить ее. Выполнение нескольких действий одновременно, как это надо делать на занятии в детском саду, также не под силу многим детям с РАС. Им сложно распределить свое внимание на несколько действий одновременно. Социальные последствия (похвала, одобрение) не всегда мотивируют детей на работу и достижение успеха. Сложности с проявлением инициативы, напрямую связанные с недостатком развития социальных навыков, встречаются очень часто и также затрудняют образовательный процесс и процесс адаптации ребенка.
Во-вторых, многие дети с РАС не могут обобщить материал в новых условиях (в новом помещении, с другим педагогом, с новыми материалами и др.). Методы поведенческого анализа предлагают очень эффективный, конкретный путь помощи в подобных ситуациях.
В-третьих, многие дети с РАС не умеют планировать свою деятельность или переходить от одного задания к другому самостоятельно.
Такие поведенческие методы, как обучение блоками и пошаговое обучение навыкам, помогут ребенку преодолеть многие проблемы, обучаться так быстро, как это возможно для ребенка. С помощью тестирования предпочтений ребенка взрослые смогут понять, чем мотивировать ребенка во время выполнения заданий, а используя метод случайного обучения – стимулировать инициативу ребенка. Метод формирования поведения используется при формировании новых навыков. Визуальные подсказки и применение метода безошибочного обучения (подсказки) помогают ребенку осваивать новые навыки без стресса, лишнего напряжения и тревоги, связанных с совершением ошибок. Эти методы позволяют быстро и уверенно ориентироваться в каждой конкретной ситуации. Поведенческий инструментарий помогает сделать работу по любой программе эффективной. Используя поведенческие методы, педагог может подобрать сложность упражнений, темп обучения, избежать ошибок, создать и поддержать мотивацию ребенка к занятиям, избежать слез, криков, истерик.
Метод поиска усилителей
Тестирование предпочтений
Цель – выявление тех предметов, лакомств или видов активности, которые будут мотивировать (побуждать) ребенка на выполнение заданий. Наблюдение является универсальным способом, который помогает ответить на многие вопросы о предпочтениях ребенка : какие лакомства любит, какие игрушки чаще выбирает, как долго играет с игрушками, как реагирует, если что-то забирают, куда любит ходить, любит ли внимание и физический контакт (щекотка, кружение, что делает, когда остается один и др. По результатам наблюдения родители и педагоги должны составить списки игрушек, лакомств, событий, видов физического контакта, которые любит ребенок. Эти предметы и события могут использоваться в качестве поощрений (усилителей) в процессе обучения ребенка навыкам и коррекции его поведения. Метод наблюдения прост в применении, однако он не позволяет оценить, как сильно ребенок любит тот или иной предмет. Метод наблюдения рекомендуется подкреплять систематическим тестированием предпочтений.
Тестирование предпочтений – это структурированная форма оценки реакций ребенка по отношению к тому или иному предмету (мотивационному стимулу). Когда ребенок регулярно выбирает один и тот же предмет или лакомство, мы можем предположить, что именно эта вещь или еда нравятся ребенку. Соответственно, в будущем эти предметы могут функционировать как поощрения (усилители) и повысить мотивацию ребенка во время занятия. Существует несколько видов систематического тестирования предпочтений.
Метод «Одиночный стимул»(наиболее простой метод)
Это один из самых простых методов оценки предпочтений и заключается в том, что взрослый дает ребенку одну игрушку или лакомство и затем наблюдает, что ребенок будет с этим делать (съест или выкинет лакомство, будет с интересом играть какое-то время или даже не дотронется до игрушки). Чтобы провести такое тестирование, взрослый должен:
• Составить таблицу с названиями предметов и таблицу с названиями лакомств;
• Предложить ребенку 1 предмет или лакомство;
• Если ребенок съест кусочек лакомства, то рядом с названием лакомства поставить «+». Если ребенок начнет играть с игрушкой, то рядом с названием этой игрушки поставить «+», а также отметить, как долго играл ребенок с игрушкой;
• Предъявить каждый предмет и лакомство не менее 5 раз.
Чем больше плюсов около одного лакомства или игрушки, тем больше вероятность, что оно будет работать как усилитель поведения. Игрушки, с которыми ребенок играл дольше всего, также могут выступать роли усилителя.
Данный метод позволяет сделать выводы об индивидуальных предпочтениях наиболее просто.
Метод «Выбор из двух предметов» (наиболее точный метод)
Ребенку предлагается 2 лакомства или предмета, и ему нужно выбрать один из них (рекомендуется не смешивать предметы и лакомства в одном тестировании, лучше провести два: одно для пищевых предпочтений и одно для непищевых).
• Определить через наблюдение 6-8 предметов/лакомств и записать их в таблицу парами.
• Лакомства необходимо разложить в коробочки/контейнеры, чтобы их было легко предъявлять ребенку. Можно разделить лакомство на кусочки (яблоко, печенье и др.)
• Сесть за стол напротив ребенка, положить 2 лакомства/предмета на расстоянии 20 см друг от друга, привлечь внимание ребенка, если он не глядит на стол.
• Подождать, пока ребенок сделает выбор :
- оставлять объекты на столе, пока ребенок не сделает выбор, но не дольше 15 с. ,
- если тянется к обоим лакомствам/предметам, нужно заблокировать возможность взять оба сразу, при одном предъявлении может быть выбрано что-то одно.
- если ничего не взял в течение 15 с, то убрать со стола и отметить «-» возле этой пары.
- если взял лакомство/предмет, но не съел/бросил, это не считается выбором, следует записать «-».
- если съел/поиграл, то поставить возле названия «+».
• Тестировать пока не будут проверены все пары.
• Каждый раз отмечать, какой из предметов в паре ребенок выбрал.
В конце тестирования нужно посчитать, сколько раз было выбрано лакомство/предмет во всех парах. Первые три лакомства/предмета, которые получили самый высокий балл, являются самыми предпочтительными. Следующие по баллу 2 лакомства/предмета будут средне предпочтительными. Последние 3 лакомства/предмета, будут мало предпочтительными и не должны использоваться как усилители.
Данный вид тестирования занимает много времени (чем больше предметов, тем больше пар).
Метод «Множественный выбор» без возвращения в комплект (наиболее быстрый метод)
Ребенок выбирает 1 предмет/лакомство из комплекта из 7 мотивирующих стимулов. Здесь можно объединить в 1 комплекты лакомства и предметы. Во время выбора взрослые должны обратить внимание на следующие параметры:
• Какой предмет/лакомство ребенок выбрал первым, вторым, третьим и т. д. и отметить порядок выбора в таблице (после теста выстроить иерархию стимулов в зависимости от порядка их выбора)
• После того, как ребенок поиграл с игрушкой, ее следует убрать (если съел лакомство, не следует давать его еще раз).
• Предложить ребенку выбрать следующий предмет или лакомство из оставшихся.
Когда тестирование закончено, посмотреть какие предметы или лакомства выбрал первыми. Первые 3 стимула, которые выбрал ребенок – самые предпочтительные, следующие 2 – средне предпочтительные, и оставшиеся - малопредпочтительные. Все высоко – и среднепредпочтительные лакомства и игрушки стоит иметь под рукой, чтобы быстро поощрять ребенка, когда он демонстрирует нужное поведение (реакции). Ребёнку с серьезной задержкой развития усилители следует предоставлять моментально (очень часто, за выполнение короткого задания. Проводить тестирование мотивационных стимулов нужно проводить систематически, так как предпочтения меняются и может получиться так, что усилитель потеряет свою силу. Предпочтениями могут выступать – игрушки, лакомства, физический контакт и социальное взаимодействие, определенные занятия или события. Усиление может включать моментальные усилители (за каждый правильный ответ или действие и постепенный переход (через 2, 3 реакции) и отсроченные (зарабатываются, когда ребенок успешно закончил часть занятия или собрал определенное количество жетонов, но это хорошо, когда ребенок понимает, что такое задержанное поощрение). Нужно стараться перейти к использованию обобщенных условных усилителей – жетоны, словесные поощрения.
12 принципов эффективного использования поощрений
• Важно использовать усилители не только после желаемых реакций, но и после спонтанных, которые мы хотим усилить (спокойное поведение, взгляд в глаза, старание и т. д.).
• Важно со временем постепенно уменьшать частоту использования поощрений. Давать их не после каждой реакции, а постепенно увеличивая количество реакций или количество времени между получением усилителей. Чем лучше продвигается учебный процесс – тем быстрее нужно уменьшать частоту использования поощрений (чтобы избежать зависимости от внешних поощрений, чтобы уменьшить внешний контроль, чтобы перейти к уровню поощрений, которые появляются в натуральной среде).
Метод безошибочного обучения с использованием подсказок.
Цель метода – снизить отрицательные эмоции ребенка, связанные с совершением ошибок во время выполнения заданий.
Виды подсказок.
1. Физическая подсказка. Цель – помочь ребенку ответить правильно. Движения рук ребенка корректируются руками педагога. Физическая подсказка является оптимальным видом подсказки для детей с глубокой задержкой развития.
Уровни интенсивности физической подсказки.
• Полная физическая подсказка. Рука (руки) взрослого полностью контролируют руку (руки) ребенка. Это самая интенсивная подсказка.
• Подсказка на уровне кисти. Взрослый контролирует движения ребенка, держа свою руку на уровне кисти ребенка.
• Подсказка на уровне локтя. Педагог держит свою руку на уровне локтя ребенка. Ребенок имеет больше самостоятельности, а взрослый все меньше контролирует движения ребенка.
• Подсказка на уровне плеча. Взрослый держит свою руку на уровне плеча ребенка, он как бы подталкивает руку ребенка в нужном направлении. Ребенок более самостоятелен в выполнении движений.
• Самостоятельная реакция. Ребенок все делает сам после инструкции.
2. Указательный жест.
Взрослый показывает жестом на правильный предмет или карточку. Например, при обучении различать карточки с цифрами «1», «2», «3» по инструкции: «Покажи, где два», педагог показывает на карточку с цифрой «2» и ребенок вслед за ним показывает на ту же саму карточку. Строит башню из блоков и педагог показывает на тот блок, который надо взять, и затем на то место, куда его надо положить. Ребенок учится мыть руки, взрослый показывает пальцем на мыло, когда надо взять мыло, на кран, когда надо открыть кран, и т. д.
3. Моделирование.
При моделировании взрослый показывает ребенку, как сделать необходимое действие, давая образец. «Прыгай» и педагог подпрыгивает, а ребенок повторяет действие взрослого, выполняя то же действие. Педагог может постепенно снижать количество моделируемого действия, например, может моделировать не полное действие, а только его начало: не прыгнуть, а приподняться на носочки. Моделирование может применяться только с детьми, которые умеют имитировать.
4. Речевая подсказка
Педагог дает образец того, что должен сказать ребенок. Это может быть полная модель ответа, или его часть. Для снижения уровня подсказки педагог произносит только часть слова/фразы. Например: «Что ты хочешь?» - печенье; пече…; пе…; беззвучное произнесение звука «п». «Что ты ел на обед?» - «Я ел суп», «Я ел…», «Я…». Также снижая подсказку, педагог может давать полную модель ответа, но задерживать ее по времени от 0 до 5 секунд
5. Визуальная подсказка.
Является эффективным средством коммуникации с ребенком и не привлекает внимания сверстников к проблемам ребенка. Она помогает ребенку следовать инструкциям и правилам без помощи педагога; облегчает понимание инструкций; помогает самостоятельно перейти от одного шага задания к другому (например, алгоритм мытья рук в картинках, собирание башни из конструктора, режим дня в картинках, правила поведения на занятиях и др.)
Задержка во времени предъявления подсказки
Уровни интенсивности задержанной подсказки:
1. Моментальная подсказка (задержка 0 секунд). Педагог дает подсказку сразу же после инструкции.
2. Задержка 1 секунда. Взрослый делает паузу в 1 секунду после предъявления инструкции и лишь затем дает подсказку.
3. Задержка 2, 3 или 4 секунда. Педагог ждет 2 (затем 3, затем 4 секунды) после предъявления инструкции и лишь затем дает подсказку.
4. Задержка 5 секунд. Педагог ждет 5 секунд после предъявления инструкции. Этот уровень интенсивности подсказки должен привести к самостоятельному ответу, так как у ребенка достаточно времени для правильной реакции.
Задержку по времени можно использовать для любой разновидности подсказки (для речевой, физической, жестовой, визуальной). На предварительном этапе педагог должен выбрать виды подсказок и уровень интенсивности подсказки для каждого вида.
Важно помнить: нельзя варьировать и длительность временной задержки и уровень интенсивности самой подсказки, одновременно меняя время задержки и модель (используя то «пе», то «пече», то «печенье». Если выбираем задержку по времени, то модель самого ответа будет всегда постоянной, например, печенье – 0секунд, печенье – 2 секунды и т. д.
Критерий перехода с одного уровня подсказки на другой
В прикладном анализе поведения критерием перехода на менее интенсивный уровень подсказки является 80% и более правильных реакций (8 раз из 10) в течение 3 занятий, проходящих одно за другим (не обязательно в один день). Если ребенок не достигает критерия, то необходимо увеличить уровень подсказки.
Подсказки для стимулов: жесты (указывание, постукивание, дотрагивание, направленный взгляд); местоположение (придвинуть ближе, постоянное месторасположение); выделение свойств предмета (чрезмерно большой, ярко красный и т. д)
Подсказки для реакций: вокальные, визуальные (напечатанные инструкции, картинки, пиктограммы); моделинг (демонстрация желаемого действия); физическое направление (полное или частичное).
Применение подсказок позволяет сделать процесс обучения безошибочным, чтобы предотвратить поведенческие проблемы, которые могут возникнуть из-за частых ошибок.
Методы обучения
Метод случайного обучения (NET) – Метод обучения, который заключается в использовании инициативы ребёнка. Для этого в среду ребёнка вводят высоко мотивационный стимул, доступ к которому он может получить в случае выполнения какой-либо инструкции. Данный метод является более естественным для обучения вербальному поведению, а также позволяет обучать ребёнка не только в условиях учебной сессии.
Метод обучения отдельными блоками (DTT) – Метод обучения, который заключается в том, что ребёнку предоставляют возможность выполнить инструкцию и предоставляют подкрепление за её выполнение. Если ребёнок не справляется с инструкцией, то он получает помощь в виде подсказки. Если от ребёнка требуется выполнение инструкции без подсказки, то в случае ошибки, ему проводится коррекционная процедура. Данный метод применяется для отработки элементарных навыков.
Важно помнить, что допускается не более двух процедур коррекции подряд. Если коррекция была воспроизведена дважды и не позволила достичь нужного эффекта, то упражнение заканчивается, но к нему можно вернуться после перемены. Также нужно учитывать, что коррекционная процедура – нежелательна. Лучшей стратегией для обучения будет являться вариант безошибочного обучения, при котором ребёнку не дают ошибиться за счет своевременного предоставления подсказки.
Метод формирования реакции (Shaping) – Метод обучения, позволяющий обучить ребёнка более совершенным реакциям, которые уже есть в его репертуаре. В основе метода лежит два принципа : гашение уже имеющихся реакций и дифференциальное подкрепление более совершенных. После того как закрепится более совершенная реакция, требования к реакции вновь поднимаются, и так до тех пор, пока ребёнок не начнёт демонстрировать целевую реакцию.
Список литературы:
1. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. – СПб. : Сеанс, 2018.
2. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА) : принципы коррекции проблемного поведения и стратегии обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2017.
3. Лиф р., Макэкен Д. Стратегии работы с поведением. Учебный план интенсивного поведенческого вмешательства при аутизме. / Перевод с англ. Под общей редакцией Толкачева Л. Л. – Москва: ИП Толкачев, 2016.
4. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения/ Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой –Камар; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013.
В данной консультации представлены основные методы по формированию навыков и коррекции проблемного поведения, применяемые в ПАП.